Люди, приходящие в церковь по зову сердца, желающие получить облегчение и помощь для своей измученной души, зачастую бывают дезориентированы в том, с чего начинать свое духовное образование. Особенно, если рядом нет опытного наставника.
И случается так, что верующий человек берет какую-то книгу, которая носит вполне, казалось бы, приличествующее название, например, «Евангелие от Петра». Читает ее, стараясь впитывать все, что там написано, но никакого облегчения не испытывает, наоборот, его душа еще больше плачет и тоскует. Почему? Потому, что книги подобного рода не являются Боговдохновенными – их писали обычные люди, не осененные Святым Духом. Такая литература называется апокрифической, а книги – апокрифами.
Апокриф – откуда он появился?
Апокриф — неканонические религиозные произведения, авторство которых не признаётся церковью истинным.
The Elder Scrolls V: Skyrim ▼ ЭТО АПОКРИФ ▼#90
Это слово пришло в русский язык от греческого слова «апокрифос» — что означает «тайный, скрытый». Им обозначают произведения, не соответствующие канонам православной Церкви и не признанные церковью истинными. Иными словами, это, либо – ложь, либо – частичная правда.
Апокрифы начали писать еще со 2 века. В то время еще живы были апостолы, которые под воздействием Боговдохновения написали книги Нового Завета. Что касается Ветхого Завета, то они были выверены и проверены многолетними исследованиями ученых, изучающих Библию, историками и отцами церкви. Поэтому их подлинность не вызывает сомнений, тем более, что она подтверждается событиями, которые были пророчестWowаны и сбылись.
А люди, которые писали апокрифы, желали, например, прославиться, или заработать, или, что самое страшное, опорочить Христа и Святую Церковь. Ими руководил сатана, это несомненно, ведь именно он стремится противопоставить себя Святому Духу.
Авторы апокрифов не всегда дейстWowали открыто, они, наоборот, распространяли мысль о том, что их священные книги могут быть поняты только избранными людьми. То, что Святое Евангелие доступно каждому, по мнению таких авторов, обесценивает его. А вот то, что написано в секретных текстах, способно, якобы, перевернуть сознание и сделать человека причастным к тайнам мироздания.
Таким образом, они противопоставляли апокрифы Евангелию. Что это, если не служба дьяволу?
Стоит ли ознакомиться с апокрифами православному христианину?
Церковь, понимая то, что человек очень слаб и не способен противостоять лукавому самостоятельно, не одобряет чтение апокрифов.
Они не несут никакой пользы для души, только отнимают время, которое могло было бы быть потрачено на изучение иной, душеспасительной литературы. Кроме этого, апокрифические произведения могут зародить сомнения, которые будет очень сложно разрешить, не имея опыта теологических споров и дискуссий.
Апокрифы написаны так, что правда в них дозированно смешана с вымыслом, выдумками и клеветой. Но отделить в них зерна от плевел способен лишь опытный, утвердившийся в вере и, конечно, образованный человек.
Самые известные апокрифы
Для того, чтобы предупредить подобные ошибки, приведем самые известные апокрифы, которые имеют хождение в наши дни.
Это такие книги, как:
- Первая книга Еноха;
- Книга Юбилеев;
- Заветы двенадцати патриархов;
- Евангелие Иуды;
- Евангелие от Петра;
- Евангелие детства;
- Евангелие от Евы.
Но литература, в которой смешана правда и ложь, появляется и по сей день. Недаром в средствах массовой информации вдруг появляются «сенсационные находки» каких-то текстов, которые не были известны Церкви ранее. Эти сенсации, которые, якобы, проливают свет на те события, о которых не было сказано в Евангелии, проверяются. И, после проверки и сравнения, оказываются, либо давно известными апокрифами древности, либо просто – фальшивками, призванными вызвать коммерческий интерес.
Можно привести пример громкого апокрифа «Евангелие мира от ессеев». Его распространителем был венгерский ученый Эдмонд Бордо Секей (по-русски часто звучит как Шекли), который утверждал, что нашел это произведение в тайных архивах Ватикана. В изложении Секея во время земной жизни Христа, Он учил людей поклоняться не только Богу Отцу, но и Земле-матери. Он писал о том, что у Матери были и ее ангелы, также требующие поклонения. Кроме этого, Христос был веганом и сыроедом, к чему призывал и своих учеников.
Может быть, это выглядит смешно, но и этот апокриф нашел своего читателя.
В заключение хочется еще раз повторить главное отличие апокрифа от Писания. Апокриф написан без Бога. А это значит, что он не служит Господу, а является ложью.
Источник: omolitvah.ru
Апокриф. Что это такое?
Упомянутая Вами книга относится к числу так называемых апокрифов — книг, авторство которых Церковью не признается подлинным, а сами книги, соответственно, чаще всего не считаются полезными для чтения.
Что же такое апокрифы? Эти книги не входят в библейский канон (попросту говоря, в Библию) и считаются не духовно-религиозным руководством к жизни, а скорее литературными памятниками той эпохи, когда первые поколения христиан стали вступать в контакты с языческим миром. Основные апокрифические тексты появляются значительно позже канонических новозаветных книг: со II по IV век — с этим фундаментальным фактом сегодня согласны все исследователи, независимо от религиозных убеждений.
Все апокрифические книги можно разделить на две большие группы: первая — это некое фольклорное творчество — апокрифы, в немыслимо-фантастической форме рассказывающие о «событиях» из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях и вторая — это «идеологические» апокрифы, возникшие в результате стремления различных мистических и философских групп оправдать свои воззрения с помощью христианства. Прежде всего это относится к гностикам (от греческого гносис — знание), чье учение является попыткой язычества переосмыслить христианство на свой лад (точно так же, по мнению диакона Андрея Кураева, поступают и многие современные сектанты, пытающиеся написать свое «евангелие»).
Одной из главных причин появления апокрифических писаний первой, «фольклорной» группы является естественное человеческое любопытство. Эти апокрифы обращены к тем отрезкам из земной жизни Христа, которые в Новом Завете не описаны, либо описаны мало. Так появляются «евангелия», подробно повествующие о детстве Спасителя.
К этим книгам и относится упомянутое Вами «Евангелие детства Иисуса». Примечательно, что по сути апокрифы не содержат никаких принципиально отличающихся от канонических писаний вещей, которые могли бы быть существенными для христиан, а по форме и стилю много уступают богатому, образному языку Библии. Кстати, сам факт рассказа в апокрифических писаниях о событиях, которые не освещены в Библии, еще раз подтверждает то, что апокрифы были написаны ПОЗЖЕ, чем Евангелия канонические — авторы апокрифов домысливали то, о чем Евангелие хранит молчание (по оценкам исследователей, из дошедших до нас апокрифов ни один не был написан ранее 100 г. н.э.).
Характерной особенностью апокрифических писаний данного типа является их фантастический характер: авторы часто давали волю своему воображению, нимало не думая о том, насколько их фантазия соотносится с правдой. Чудеса, совершаемые Христом в этих книгах, поражают своей бессмысленностью (мальчик Иисус собирает в лужице воду, делает ее чистой и начинает управлять ею одним словом), либо жестокостью (мальчика, разбрызгавшего лозой воду из лужицы, «Иисус» обзывает «негодным, безбожным глупцом», а затем говорит ему, что тот высохнет, как дерево, что тут же и случается). Все это сильно отличается от основного мотива евангельских чудес Христа — любви.
Конечно, апокрифическая литература настолько широка и разнообразна, что ее не так просто привести к какому-то общему знаменателю. Более того, отдельные апокрифические рассказы воспринимаются в качестве дополнения к сжатому евангельскому повестWowанию и никогда Церковью не отвергались (например, повестWowание о родителях Девы Марии, Ее введении во храм, повестWowание о сошествии Христа во ад и др).
Но парадокс апокрифов заключается в том, что при всей их претензии на таинственность, подлинно ТАИНСТВЕННЫМИ христианскими книгами являются книги библейские. Раскрытие Тайны Библии требует духовных усилий и состоит в очищении сердца, а не в фантастических описаниях, как Христос сначала лепит из глины птичек, а потом оживляет их, и они улетают прочь («Евангелие детства»).
По замечанию современного индолога и религиоведа В.Шохина, апокрифы принципиально отличаются от Евангелий библейских именно ПОДАЧЕЙ материала, способом описания тех или иных событий: апокрифический подход, скорее напоминает журналистские приемы программы «Времечко», чем серьезный рассказ о тайном знании. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть и сравнить апокрифы и Евангелия. После чего, кстати сказать, становится очевидным еще один важный момент — это БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ Евангелий. В Православной Церкви принято считать, что, хотя новозаветные книги и были написаны людьми (что подтверждается особенностями авторского стиля), люди эти писали, будучи движимы Духом Святым. Именно это руководство Святого Духа созидает подлинные Евангелия, которые Церковь с течением времени безошибочно собирает в библейский канон.
В целом, можно вполне согласиться с оценкой, данной апокрифической литературе современным христианским писателем: «Когда мы с вами из любопытства или в поисках каких-то действительно сокровенных знаний, какого-то тайного христианства (сейчас часто говорят об эзотерическом христианстве) начинаем обращаться к этой литературе, мы должны помнить, что эта литература есть только памятник, только свидетельство о человеческих поисках. Она содержит в себе блуждания и заблуждения, вопрошания и ошибки человека. А Евангелие содержит в себе ответ. Ответ ясный. Не предназначенный для узкой аудитории избранных ответ, который предполагает избранным любого человека, у которого есть искреннее желание постичь истину, у которого сердце открыто к ней».
В.Л.
Желающие более подробно ознакомиться с темой апокрифических писаний могут обратиться к следующим книгам:
- Диакон Андрей Кураев, «Традиция. Догмат. Обряд», Издательство братства Святителя Тихона, Москва-Клин, 1995;
- «Сатанизм для интеллигенции», том 2: «Христианство без оккультизма», М., Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, «Отчий дом», 1997, стр.75-79.
- Свенцицкая И., «Апокрифические Евангелия», М., «Присцельс», 1996.
- Шохин В.К., «Древняя Индия в Культуре Руси», Москва, «Наука», 1988, стр. 30-36 («Индийские религии и апокрифы»).
Фрагмент одного из Апокрифов. II век по Р.Х.
Ранний фрагмент списка Евангелия от Иоанна (130 г. по Р.Х.)
Источник: foma.ru
Что такое апокриф?
Апокриф(от др.-греч. ἀπό-κρῠφος — «скрытый, сокровенный, тайный») — неканонические религиозные произведения, авторство которых не признаётся церковью истинным.
Апокриф(от др.-греч. ἀπό-κρῠφος — «скрытый, сокровенный, тайный») — неканонические религиозные произведения, авторство которых не признаётся церковью истинным.
Откуда взялись апокрифы?
Новый человек в Церкви нередко может столкнуться с «религиозной» литературой, которая выдает себя за «тайные» и даже «запретные» книги Писания. Авторство этих книг сомнительно и не признается Церковью, как подлинное. Такую литературу называют апокрифической, а сами книги — апокрифами.
Ошибочно считается, что книги Ветхого и Нового Завета тоже сохранились слишком плохо, чтобы мы могли с уверенностью сказать «да, эта литература каноническая, эти послания точно писали Апостолы и т.д.». На самом деле, книги, которые сегодня входят в канонический текст Библии, выверены многолетними исследованиями библеистов, историков и их подлинность не вызывает никаких сомнений.
Можно ли читать апокрифы?
В то же время, мы то и дело можем встретить информацию о, скрываемых Церковью «Евангелии от Марии Магдалины», «Евангелии от Иуды», «тайной биографии Христа». Церковь не одобряет чтение апокрифов не потому, что скрывает какие-то тайны. Напротив, православное вероучение всегда выступало за правду, ведь мы знаем, кого называют «отцом лжи». Дело в том, что апокрифы не несут никакой пользы душе. Зато могут:
- Зародить сомнения у верующего;
- Создать ложное представление о сути христианства;
- Отнять время, которое можно потратить на чтение Священного Писания.
Вред от чтения апокрифов очевиден, а пользы нет даже, если читать их «для общего развития». Лучше потратить это время на другую литературу. Апокрифы редко несут и художественную ценность, потому что написаны не из любви к литературе, а для коммерческой выгоду.
Есть, правда, и другая причина для того, чтобы писать апокрифы. Разные псевдохристианские течения использовали «неизвестные факты о Спасителе», чтобы оправдать то, как они извратили христианскую веру. Нередко в апокрифах смешивали христианство с языческими верованиями.
Самые известные апокрифы
Самые известные апокрифы, которые ввели в заблуждение многих читателей:
- Первая книга Еноха;
- Книга Юбилеев;
- Заветы двенадцати патриархов;
- Евангелие Иуды;
- Евангелие от Петра;
- Евангелие детства;
- Евангелие от Евы.
Некоторые из них стали появляться еще в эллинистический период. Апокрифы продолжают писать по сей день. Самый последний известный апокрифический текст — «Евангелие мира от ессеев». Эдмонд Бордо Секея (1905—1979) утверждал, что ознакомился с текстом в 1923 году в секретных архивах Ватикана.
В опубликованном Секеем тексте апокрифа Христос учит поклоняться помимо Бога-отца Земле-матери (абсолютное язычество) и ее ангелам. Также он учит людей быть вегетарианцами и сыроедами (не готовить пищу на огне).
На Руси апокрифы когда-то были особенно популярны. Эти тексты русская письменная культура заимстWowала почти одновременно с каноническими из Византии и южнославянских стран. Уже в «Повести временных лет» (1110—1118 годы), в изложении проповеди греческого философа перед князем Владимиром, есть элементы апокрифических текстов. Запретность, к сожалению, только придала им таинственной ложной привлекательности. Русское духовенство боролось с этой литературой до самого XVIII века, когда был издан Духовный Регламент 1721 года, четко излагающий отношение Церкви к апокрифам.
Апокрифические тексты лишены самого главного — Боговдохновенности. Тексты Писания тоже создавали люди, но — это не обычные, а Боговдохновенные слова. Их авторы были движимы Святым Духом.
- Секты в сетке. Как распознать секту в Интернете
- Понятие тоталитарной секты
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертWowание помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru