Не многие знают, что в Windows есть такое понятие как разрядность — x32 (x86), x64. В этой короткой заметке мы объясним что это такое на пальцах. Тут нет ничего сложного и знать это нужно, потому что это важный момент.
Разрядность операционной системы – грубо и очень приближённо, это количество мельчайших единиц информации (бит), которое процессор способен обработать за один такт (герц). В современном мире существует два варианта разрядности: 32-бит или 64-бит. 32-битные системы называют также x86: это неверное обозначение, зато распространённое. Других вариантов практически нет – разве что доисторические 16-разрядные программы эпохи MS-DOS и Win98.
Чем отличаются Window 32 и 64 на практике? Не скоростью работы – это точно. Грубоватый пример – на задней оси грузовиков бывают и 2 шины, и 4. Наличие 4х шин не делает фуру быстрее или мощнее – но в некоторых случаях многоколёсная конфигурация удобнее: скажем, при перевозке особо тяжёлого груза. Так и с 64-битной версией Windows: быстрее система не станет, но…
Разрядность ОС и процессоров. Что лучше x64 или x32 (x86)?
Сзади у грузовика 4 колеса, по 2 шины на каждую сторону. Это как в случае с 64-битной ОС: иногда лучше, но точно не быстрее и не медленнее.
Но старые 32-битные Windows способны работать не более чем с 4 гигабайтами ОЗУ, а это мало для современных программ. Даже если физической памяти в компьютер установлено 8 или 16 Гб, ОС способна работать лишь с 3,5-3,8 гигабайтами из них, а остальной объём висит мёртвым грузом. Существуют нестандартные способы заставить «Винду» видеть более 4 гигов, но работают они через раз, да и то, скорее, для косметического эффекта.
64-битная версия Windows уверенно работает с любым объёмом ОЗУ (до 32ГБ).
Различия коротко и понятно:
- x64 — работает с оперативной памятью до 32ГБ. Может запускать 32 и 64-битные программы.
- x32 — работает с оперативной памятью до 4ГБ. Может запускать только 32-битные программы для которых доступно 3 ГБ оперативки.
Есть и другие различия. Но это уже «железные дела» и нам с вами их знать совсем не обязательно, потому что «Меньше знаешь — крепче спишь»…
Разрядность у программ и драйверов
Разрядность может иметь не только система, но и программы, и драйвера. Большинство программ создавалось именно под 32-битные операционки. 32-разрядные приложения отлично работают и в 64-битной среде. Наоборот – не работает никак: истинно 64-битные проги не способны запуститься в 32-разрядой Windows.
Как узнать какая разрядность у вашей Windows?
Если у вас возник такой вопрос, то скорее всего у вас 32-разрядная система — она более популярна и всегда ставиться по умолчанию. 64-разрядную систему как правило устанавливают осознанно и намеренно.
Понять какая разрядность у вашей ОС очень просто.
Windows 8, 10
Нажмите правой кнопкой на Пуск и выберите пункт «Система«. В появившемся окне будет написана разрядность.
Windows 7
Найдите иконку «Мой компьютер» кликните по ней правой кнопкой и выберите «Свойства«.
Windows XP
Пуск > Мой компьютер > Свойства > вкладка «Общие» > Смотрим в раздел Система: если написано 64-битная версия, или 64-bit Edition, 64-бит. Если этого нет но есть что-то вроде Service Pack 3, то 32-разрядная.
Стоит ли переходить на 64-разрядную систему?
Уже, стоооит! Исключения — это пожалуй офисные компьютеры со старыми процами и 1-3 гагами памяти на борту, где не нужны никакие навороты.
Минус: x64 имеет, пожалуй, единственный минуc, из-за которого можно подумать о переходе — не все производители выпустили драйвера для 64-разрядных систем. Но, на сегодня, абсолютно все популярные программы умеют работать с x64, также как и все современные драйвера. Поэтому в 95% случаев это не будет проблемой.
Плюсов куча: более быстрые программы, улучшенная производительность для многоядерных процессоров, поддержка большого объема оперативной памяти.
Технологии развиваются и если пару лет назад никто толком не знал о 64-разрядных системах, то сегодня технологии стремятся полностью перейти на них и это лишь вопрос времени.
Вердикт? В 90% случаев стоит переходить на x64!
Источник: woocomp.ru
Что такое x86-64 и откуда это взялось?
Программные продукты часто снабжаются интересными аббревиатурами, значение которых знают далеко не все. Например, напротив той же 1С: Бухгалтерии в прайсе можно обнаружить приписку x86-64. И вроде как не сложно догадаться, что речь идёт об использовании программного обеспечения, адаптированного для многоядерных процессоров. Но почему оно так странно записано? А как тогда должны быть обозначены программы для одноядерных систем (если такие, конечно же, сейчас вообще используются).
211 просмотров
Логично было бы обозначать одноядерные процессоры и системы значком х32, как это делалось когда-то на уже устаревшем железе, ну а многоядерные системы отмечать как x64, поскольку сначала всё начиналось с двух ядер в системе. Но нет, на программном продукте мы видим именно x86-64! Такое обозначение встречается и, например, на дистрибутивах операционных систем. Если скачивать Линукс, то обязательно увидите множество самых разных версий, в том числе и обозначенную выше.
Всё начинается с разрядности. Для того, чтобы понимать о чём вообще идёт речь, нужно в первую очередь ориентироваться на то, чем является разрядность операционной системы.
В информатике разрядность – это количество битов, которые могут быть одновременно обработаны данным устройством (в нашем случае ОС). На сегодняшний день существуют только две разрядности операционной системы. Логично предположить, что это х32 и х64. Тогда откуда берется странная запись х86…Оно и на 32 не делится, и на 64 тоже.
x86 — это не разрядность, а архитектура процессора. Под архитектурой понимается способность аппаратного выполнения набора команд. Ведь мы помним, что любой процессор по сути дела – это набор цепей из полупроводниковых транзисторов. Цепь – это некоторая логическая последовательность, которая на выходе даст определенный результат.
Само собой, что аппаратная специфика конструкции процессора, то есть его архитектура, влияют на методику программирования и выбор подхода. x86 может работать как с 32-битной версией, так и с 64-битной версией. Но чаще всего указание на х86 ассоциируется именно с 32-разрядной системой. Правда корректно было бы указывать ещё и разрядность.
Сама маркировка x86 пошла от названия первого процессора от компании Intel i8086 и более новых моделей.
Правильный вариант обозначения через архитектуру выглядел бы примерно так:
- для 32 разрядной операционной системы x86-32bit
- для 64 битной x86-64bit
Ничего не напоминает последняя запись? Это та самая запись, которую мы обозначили в заголовке заметки и со смыслом которой пытались разобраться. x86-64 – это 64-разрядная версия набора инструкций x86. Это значит, что это версия для многоядерных процессоров, которая работает с процессорами типа х86 и при этом имеет 64-разрядную версию. Говоря ещё более простым языком – это версия для “двухъядерного процессора” и если у вас установлена операционка Windows x64, то выбирать следует именно такую версию.
Источник: vc.ru
Процессоры x86 и ARM — в чём разница?
Правда ли, что процессор в вашем мобильнике мощнее, чем в вашем компьютере?
Раньше было так: есть мощные процессоры для настольных компьютеров, ноутбуков и серверов, а есть слабые процессоры для мобильных устройств — телефонов и планшетов.
Теперь ситуация меняется: мобильные процессоры постепенно обгоняют настольные, а настольные начинают заимствовать технологии из мобильных.
RISC — простые команды, много кода
На заре процессоров у программистов не было языков высокого уровня, например JavaScript или Python. Все команды писались машинным кодом или на ассемблерах. Программист в то время работал с процессором напрямую, и каждая команда в коде обозначала какую-то инструкцию для процессора.
Например, типичная программа того времени по умножению одного числа на другое могла выглядеть для процессора так:
- Выдели память под первое число.
- Запиши в это место первое число.
- Выдели память под второе число.
- Запиши в память второе число.
- Поставь единицу в такой-то служебный регистр.
- Выполни команду битового сдвига для первого числа.
- (много других команд)
- Верни служебный регистр в состояние «0».
- Выдели память под результат
- Результат умножения положи на это место.
В итоге получалась большая программа, которую было довольно сложно прочитать.
Такую технологию назвали RISC — Reduced-instruction-set Computing, компьютер с ограниченным набором команд.
Некоторое время спустя технологию RISC усовершенствовали двумя разными способами — так появились архитектуры x86 и ARM. Первые ориентировались на мощные компьютеры, вторые — на небольшие устройства с пониженным энергопотреблением.
x86 — это сложный RISC
С развитием компьютеров программисты захотели писать более сложные программы. Но чем сложнее программа, тем больше кода приходилось писать.
Тогда компания Intel выпустила процессор 8086, который поддерживал много новых команд. Они упрощали написание кода, частично закрывая разрыв между машинным кодом и высокоуровневым языком программирования.
Возьмём тот же пример кода для перемножения двух чисел. Для процессора 8086 код выглядел так:
- Возьми первое и второе число.
- Перемножь их, а результат положи в новый участок памяти.
«Перемножь числа» — это новая сложная команда, доступная в этом процессоре. Когда процессор встречает её в коде, он выполняет много других инструкций, похожих на те, которые мы писали в начале, и получает тот же результат.
Такая технология называется CISC — complex instruction set computer, вычислительная машина со сложным набором команд.
✅ С одной стороны, программистам теперь проще писать код: вместо тридцати инструкций можно написать три, а результат будет таким же. Чем больше новых сложных команд поддерживает процессор, тем быстрее идёт разработка.
❌ С другой — процессору теперь нужно тратить некоторое время на перевод сложных команд в простые. Когда он получает от программиста команду «Перемножь эти два числа», то превращает её в те самые тридцать строк кода и выполняет каждую команду.
После процессора 8086 вышли процессоры 80286 и 80386. Они получились настолько удачными для того времени, что с тех пор Intel маркировку всех своих основных процессоров заканчивала на «86», а технология и набор команд получили название «x86».
ARM — это продвинутый RISC
По другому пути пошла компания ARM, название которой расшифровывается как «Улучшенные RISC-машины». Подход был такой: зачем нужно много сложных команды для процессора, если можно по максимуму использовать простейшие команды и сосредоточиться на эффективности работы?
В итоге ARM усовершенствовали RISC-архитектуру, сделали команды проще и сосредоточились на эффективности.
В те времена ARM-процессоры работали не так быстро, как процессоры семейства x86, зато они потребляли гораздо меньше энергии. Со временем это позволило использовать ARM-процессоры в мобильных телефонах.
Получается, процессоры отличаются тем, что x86 это CISC, а ARM — это RISC?
Большинство думает именно так, и в каком-то смысле это похоже на правду. Но это не совсем точно.
Современные x86-процессоры на 80% состоят из RISC-модулей, которые обрабатывают RISC-команды. Каждая сложная CISC-команда специальным декодером разбивается на много простых команд, которые и выполняют эти модули.
Получается, что в основе любого современного процессора всё равно лежит RISC-архитектура, сверху которой для каждого устройства наслаиваются свои дополнительные команды.
В чём успех ARM
Чтобы сделать процессор с x86-архитектурой, компании нужно самой придумать и нарисовать все транзисторы и соединения между ними. Это сложный и дорогой процесс, который не могут себе позволить маленькие компании. Из крупных производителей x86-процессоров остались только Intel и AMD.
В ARM сделали иначе — они продают лицензии на производство процессоров по своей архитектуре всем желающим. Получается, что любая компания может купить лицензию и делать свои ARM-процессоры. При этом компания может как угодно улучшать свои процессоры — изменять компоновку, добавлять новые модули и так далее.
Именно доступность лицензии и конкуренция привели к быстрому развитию ARM-процессоров, а не RISC-архитектура или наборы команд.
Сейчас на ARM свои процессоры выпускают Samsung, Nvidia, Qualcomm, Atmel, Huawei и многие другие. Если вы производитель смартфонов, вы можете разработать свой собственный процессор на ARM, а можете купить готовый у любой другой компании. Это создаёт конкуренцию на рынке, гонку технологий и всеобщий прогресс.
Главное — внутреннее устройство процессора
Современные процессоры состоят из множества отдельных модулей, каждый из которых делает что-то своё, например:
- обрабатывает изображения,
- отвечает за работу нейросетей,
- регулирует энергопотребление,
- выполняет базовые команды,
- организует работу с памятью,
- следит за безопасностью,
- отвечает за подключение и работу внешних устройств.
От того, как производитель реализует компоновку и соединение модулей, зависит быстродействие процессора и его применимость в разных областях. А из-за того, что ARM-архитектура основана на простых командах, в ней проще соединять такие модули между собой. Получается, что сила ARM — в простоте и гибкости.
Источник: thecode.media