«Это не спектакль, здесь. Мы — истинный дух Скайрима. Честь у нас в крови, смерть в наших сердцах». ―Athis [src]
Атис — данмерский воин и член Соратников . Он живет в медовом зале Соратников, Йоррваскр , в Вайтране . Он является тренером уровня «Эксперт по одноручному бою», а также является единственным данмером среди нынешних рангов Соратников.
По завершении основной сюжетной линии Соратников Атис может быть завербован в качестве последователя и станет потенциальным кандидатом на брак . Его можно завербовать в Клинки, если Драконорожденный поговорит с Дельфиной , имея его в качестве соратника.
- 1 Справочная информация
- 2 Личность
- 3 квеста
- 4 взаимодействия
- 5 Диалог
- 5.1 Брак
- 7.1 Лезвия против молотков
- 7.2 Новое оружие
- 7.3 Маленькие мечи
- 7.4 Круг
- 8.1 Общие цитаты
- 8.2 Брачные цитаты
- 8.3 Боевые цитаты
Фон [ ]
Атис был родом из Морровинда и упомянул, что ему пришлось «выползти» из провинции. В какой-то момент он присоединился к Сподвижникам, хотя изначально не думал, что они примут его, вероятно, из-за того, что он эльф .
Кузница Этерия SKYRIM
Личность [ ]
Атис большую часть времени хранит молчание и не любит отвечать на вопросы более одного раза. Он вежлив и верен, но никогда не участвует в боях. [1] Он выражает опасения, что находится рядом с границей Скайрим и Морроинд.
Квесты [ ]
Взаимодействия [ ]
- Он предлагает эксперт уровень подготовки в одной руке , до 75 уровня.
- Атиса можно нанять в Клинки и получить броню Клинков .
- После завершения «Слава мертвых» Атис может быть принят в качестве соратника и может выйти замуж, если во время разговора с ним будет надет Амулет Мары .
Диалог [ ]
«Нужно что-то?»
Кто здесь главный? «Вскоре это буду я. Тем временем Круг управляет нашей повседневной жизнью, а Кодлак дает им советы как Предвестник». Почему вы присоединились к Сподвижникам? «Удача и слава, друг. Удача и слава». Кто товарищи?
«Зачем тебе вообще приходить в Йоррваскр, не зная, за что мы выступаем? Это не игра, здесь. Мы — истинный дух Скайрима. Честь в нашей крови, смерть в наших сердцах. Если ты тоже будешь искать, ты». я нашел нужное место «.
«Безопасные путешествия.»
«Я никогда не думал, что они действительно позволят мне присоединиться к Соратникам. Но теперь похоже, что в эти дни они пускают кого-нибудь».
Что значит быть компаньоном? «Это означает принятие нордовских идей о том, как прожить свою жизнь. Честь, битва, слава и все такое.« Даже эльф может родиться с сердцем норда », — сказал Скьор, когда я присоединился. Я думаю, он имел в виду это как комплимент «. Что значит быть компаньоном? «Для меня это означает не отвечать на глупые вопросы второй раз».
Брак [ ]
«Амулет Мары. Значит, ты хочешь жениться?»
Skyrim — ЛЕГЕНДАРНЫЕ АРТЕФАКТЫ ТЕНЕВИК | Creation Club
Я заинтересован, а ты? «Не буду лгать, я. А ты?» Не буду лгать, я. «Тогда все решено. Ты и я». Я не. «Твой выбор.»
Навыки [ ]
Умения боевых навыков от высших до низших:
Беседы [ ]
Лезвия против молотков [ ]
Атис: «Какое оружие ты предпочитаешь? Мне нравятся более короткие и быстрые лезвия».
Торвар : «Да. Ты любишь это говорить. Ты знаешь, я люблю молотки и топоры».
Атис: «Разве они не медленные? Я могу входить и выходить раньше, чем ты успеешь сделать один взмах».
Торвар: «Давай проверим это как-нибудь».
Новое оружие [ ]
Атис: «Возможно, тебе стоит выучить новое оружие. Немного измените свой стиль».
Фаркас : «Крошечные лезвия недостаточно болят. Мечу нужен вес».
Атис: «Но десять маленьких порезов . »
Фаркас: «Все, что мне нужно, это один, чтобы разрезать тебя пополам».
Атис: «Ну, если так выразиться . «
Маленькие мечи [ ]
Фаркас: «Ты используешь только маленькие мечи».
Атис: «Это называется коротким мечом, тупица. Он быстрее. Точнее. И он может разрезать кита, как бритва».
Фаркас: «Но киты едят рыбу-бритву».
Атис: «И они всегда сожалеют об этом».
Круг [ ]
Торвар: «Однажды, когда мы с тобой будем в Круге , мы сможем изменить то, как здесь все устроено».
Атис: «Я не думаю, что Круг работает так».
Торвар: «Но они все время господствуют над нами».
Атис: «Молодые воины умны, чтобы слушать старших. Они жили».
Цитаты [ ]
Общие цитаты [ ]
- «Я никогда не думал, что они действительно позволят мне присоединиться к The Companions. Но теперь похоже, что в эти дни они пускают кого-нибудь».
- «Я стараюсь не ехать в Истмарк, если могу. Что-то витает в воздухе. Думаю, это слишком близко к границе».
- «Ты думаешь, что лучше меня? Я выполз на запад из пустоши, так что прояви немного уважения».
- «Честь у нас в крови, смерть в наших сердцах. Если ты тоже ищешь, ты нашел нужное место».
- «Слушай, у меня есть подготовка».
- «Чем я обязан этой чести?»
- «Безопасные путешествия.»
- «Мы все теперь эшлендеры , брат / сестра. Хорошо, что мы нашли другую семью, которой небезразлично, откуда они пришли, а?» — Если Драконорожденный данмер.
- «Даже эльф может родиться с сердцем норда», — сказал мне Скьор, когда я присоединился. Думаю, он имел в виду это как комплимент ».
- «Я всегда думал, что сам новый Предвестник будет выше». — Прохождение комментария после « Славы мертвых ».
Цитаты о браке [ ]
- «Женат. Это не то, что я думала, но я счастлива. Где нам жить? Ты всегда можешь жить со мной». — После церемонии, перед выбором места жительства
- «Тогда увидимся дома». — После выбора места для проживания
- «Хороший дом. Вы сделали правильный выбор. Я не люблю сидеть на месте, поэтому я собираюсь открыть небольшой магазин. Покупайте и продавайте то, что нужно». — Впервые встречают в доме Драконорожденного
- «Да. Вот, это твоя доля, любовь моя». — Спрашивали о прибыли магазина
- «Я могу. Вот это свежее. Завтра я приготовлю еще один». — Когда просят приготовить еду
- «Рад снова тебя видеть, дорогая». — Проходящий комментарий
- «Да любовь?» — Проходящий комментарий
- «Я буду здесь, моя дорогая». — Завершение разговора
Боевые цитаты [ ]
- «Ого! Не так быстро».
- «Нет никого, кто бы мог встать у меня на пути». — Смелость
- «Не совсем хорошо, не так ли?»
- «Тебе нужно сделать лучше, чем это!»
- «Закрывать. «
Интересные факты [ ]
- При первом столкновении в Йоррваскре Атис будет в конфликте с Нджадой Стоунармом, который перерастет в драку, которую Атис неизбежно проиграет.
- Во время «Blood’s Honor» он получает травму, когда Йоррваскр подвергается нападению Серебряной Длани , хотя он исцеляется к моменту начала похорон Кодлака Вайтмейн .
- Он один из многих персонажей, которые после смерти оставляют наследственное письмо .
- Когда его спросят, почему он присоединился к Сподвижникам, он ответит: «Удача и слава, друг, удача и слава». Возможно, это отсылка к саге об Индиане Джонсе , как это часто говорилось в фильмах.
- Будучи данмером, Атис делится некоторыми своими боевыми диалогами со всеми другими данмерами в Скайриме и поэтому произносит такие строки, как « Неревар, веди меня!» и «Азура тебя проклянет!»
- Хотя его стандартное снаряжение регулируется навыком легкой брони, Атис на самом деле более опытен в тяжелой броне.
- Его ботинки по умолчанию на самом деле являются ботинками «одежного» типа, что означает, что они не обеспечивают никакой брони.
- При первом входе в Йоррваскр Атис начинает кулачный бой с Нджадой. Если внимательно прислушаться к шуму битвы, можно услышать , как Скьор заметил: «Эти двое снова за это?», Указывая на то, что Атис в прошлом дрался с Нджадой.
- Когда к нему обращаются до завершения основной квестовой линии Соратников, Атис говорит, что он станет следующим Предвестником . Однако он не является членом Круга , из которого выбираются будущие Предвестники, поэтому он может иметь в виду это как эльф, он проживет дольше, чем его человеческие товарищи, чтобы стать будущим Предвестником, во многом как другой эльф. , как упоминается в Великих Предвестниках .
- Он единственный данмерский последователь мужского пола, который также является кандидатом на брак .
- При нормальных обстоятельствах он почти никогда не будет использовать какое-либо другое оружие ближнего боя, кроме Стального меча Небесной Кузни, который он носит, включая Стеклянные мечи и Эбонитовые мечи , хотя это можно обойти, используя Обезоруживание, когда его оружие обнажено, или он может быть обезоружен с помощью драуг Deathlords и Смерть Overlords , где впоследствии он будет использовать любое положить оружие ближнего боя в инвентаре.
- Атис может предоставить бесплатное обучение для одной руки, сделав его своим последователем и тренируясь вместе с ним. Выплаченное ему золото можно будет вернуть из его инвентаря.
Ошибки [ ]
Этот раздел содержит ошибки, связанные с Athis. Прежде чем добавлять ошибку в этот список, примите во внимание следующее:
- Пожалуйста, перезагрузите старое сохранение, чтобы убедиться, что ошибка все еще возникает.
- Если ошибка все еще возникает, опубликуйте отчет об ошибке с соответствующим системным шаблоном 360 / XB1 , PS3 / PS4 , PC / MAC , NX , в зависимости от того, на какой платформе (-ах) обнаружена ошибка.
- Описывая ошибку и исправления, будьте информативны, но избегайте разговоров в описании и / или использования анекдотов от первого лица: такие обсуждения должны проводиться на соответствующей доске форума .
- Если его убьют, он может снова появиться живым в Вайтране .
- 360 Если Драконорожденный использовал Успокоение на Каменной Руки Нджады во время битвы с Атисом, Атис внезапно включит Драконорожденного. Это можно исправить, просто применив к нему Спокойствие.
- 360 Если его встретят как часть случайного столкновения , он может остаться на месте битвы и никогда не вернуться в Йоррваскр.
- 360 Если Драконорожденный атакует его во время «Битвы за Вайтран», он не может двигаться и только оставаться в боевой позиции.
- Другие Соратники могут не обращать на это внимания и не могут атаковать Драконорожденного, если они убьют Атиса.
- Выйдя из главного зала Йоррваскра до того, как он закончит свой кулачный бой и снова войдет, он и Нджада обнажат свои мечи, прежде чем немедленно вложить их в ножны.
Появления [ ]
- The Elder Scrolls V: Skyrim
Ссылки [ ]
- ↑ Официальное руководство по игре The Elder Scrolls V: Skyrim Prima
Источник: elderscrollspages.wiki
Атис
Атис — данмер, один из Соратников, не являющихся членами Круга. Как и все члены этой наёмничьей организации, Атис живёт в её древней резиденции, Йоррваскре, вокруг которой на заре покорения Тамриэля людьми был построен город Вайтран.
Атис — один из двух Соратников, не являющихся нордами (вторая — имперка Рия), и единственный эльф среди них. Это весьма примечательно, ведь далёкие предки Соратников во главе с Исграмором долгое время занимались геноцидом эльфийского населения.
Если после вступления в орден спросить у Атиса, что значит быть Соратником, тот ответит: «Это значит принять представления нордов о том, как нужно жить. Доблесть, битва, слава и так далее. „Даже эльф может родиться с сердцем норда“, — сказал Скьор, когда я вступил в орден. Наверно, он думал, что делает мне комплимент». Эта тема не по душе Атису, и второй раз на этот же вопрос он отвечать не захочет: «Для меня это значит, что не приходится отвечать второй раз на глупые вопросы».
Данмер не скрывает, что стал членом ордена не из уважения к древним традициям нордов и желания быть частью уважаемой воинской организации, а лишь из корыстных целей. На вопрос, что побудило его присоединиться к Соратникам, Атис честно ответит: «Богатство и слава, дружище. Богатство и слава».
Тем не менее, эльф гордится, что стал частью этой славной дружины, так как на вопрос новичка о том, кто такие Соратники, он гордо заявит: «Зачем было вообще приходить в Йоррваскр, если не знаешь, за что мы боремся? Тут тебе не игрушки. Мы — истинный дух Скайрима. Доблесть у нас в крови, смерть — в наших сердцах. Если хочешь того же, тебе к нам».
![]() |
Атис в полный рост |
При первом посещении Йоррваскра можно стать свидетелем небольшой потасовки между Атисом и Ньядой Каменная Рука. Почти все остальные Соратники соберутся вокруг дерущихся, выкрикивая им советы и делая ставки. По их словам, это уже не первая драка, молодёжь просто кровь разгоняет. Из поединка данмер выйдет проигравшим. Однако Атис весьма честолюбив и самоуверен.
На вопрос, кто здесь главный, эльф ответит так: «Скоро это буду я. А пока что повседневными делами руководит Круг, а Кодлак направляет их как Предвестник».
Атис весьма искушён в обращении с одноручным оружием, и хоть многие другие Соратники предпочитают оружие побольше, данмер не устаёт расхваливать им преимущества быстрого и маневренного клинка. Эльф с радостью, но не бескорыстно, научит любого желающего пользоваться одноручным оружием вплоть до уровня эксперта. На просьбу поучить лучше владеть одноручным оружием Атис ответит так: «Я могу тебя кое-чему научить». Когда ученик сравняется в мастерстве с учителем или превзойдёт его, наёмник будет отвечать стандартными репликами: «Больше мне нечему тебя учить», «Ты уже знаешь всё, чему я могу научить» и «Ты уже знаешь всё, что знаю я».
К окружающим Атис относится с некоторым пренебрежением, открывая в себе очень честолюбивую натуру. Так, при первой встрече с протагонистом от Атиса можно услышать: «Клянусь, каждый новичок, прибывающий в Вайтран, слабее предыдущего» или «А, новичок. Надеюсь, ты знаешь, как за себя постоять».
Даже после того, как протагонист станет одним из Соратников, Атис будет постоянно подтрунивать на ним: «А я-то переживал, что меня не возьмут в Соратники. А оказывается, они всех подряд принимают». Это будет продолжаться до тех пор, пока герой не станет Предвестником, но даже после этого ехидный данмер не преминет уколоть: «Я-то всегда думал, что новый Предвестник будет повыше ростом».
В остальном эльф держится отстранённо. Чаще всего при встрече от него можно услышать: «Чем обязан такой чести?» Если же застать его за тренировкой, он скажет: «Слушай, мне нужно тренироваться». В свободное время может в своеобразной грубоватой манере рассказать о своём прошлом: «Думаешь, ты лучше меня? Я пришёл на запад с выжженных пустошей, так что прояви уважение».
Если же главный герой является данмером, Атис вместо этого скажет следующее: «Теперь мы все эшлендеры, друг. Хорошо найти новую семью и новый дом, а?» О его нежелании возвращаться на уничтоженную катастрофой родину можно судить по фразе: «Я стараюсь держаться подальше от Истмарка. Что-то там в воздухе… Может, просто слишком близко к границе».
После того как протагонист принесёт печальные вести о гибели Скьора от рук «Серебряной руки», Атис отреагирует довольно прохладно: «Теперь он среди славных павших. А для нас настали тяжёлые времена».
![]() |
Атис в режиме боя |
Во время нападения «Серебряной руки» на Йоррваскр Атис будет храбро сражаться с ними и будет ранен. На вопрос, что здесь случилось, данмер ответит: «„Серебряная рука“. Они обнаглели настолько, что напали на Йоррваскр. Мы положили почти всех, но, думаю, нескольким удалось уйти». Напоследок он скажет: «Не оставляй никого в живых».
Кроме того, вместе с остальными Соратниками Атис присутствует на погребальной церемонии Кодлака Белой Гривы, убитого в ходе нападения.
Если Атис станет свидетелем воровства у других членов Соратников, он, как и остальные наёмники, скажет: «По-моему, ты хватаешься за то, что тебе не принадлежит. Отдай должок — и мы забудем все обиды». Если неудавшийся вор попросит прощения и вернёт украденное, данмер скажет: «Выше голову. Вижу, такое больше не повторится».
Если же воришка просто выплатит штраф, реплика эльфа будет грубее: «Будь осторожнее. Не стоит наживать себе врагов среди нас». При отсутствии у вора денег Атис скажет: «Вот это очень печально. Возвращайся, когда у тебя будет чем расплатиться за воровство».
Наконец, если пойманный с поличным откажется платить, данмер сурово отчитает: «Мы, возможно, люди грубые, но воровства не потерпим. Если оно тебе по душе — твоё место с подонками Рифтена».
Диалоги
Атис часто вступает в диалоги с Фаркасом и Торваром. В основном он, обсуждает с ними преимущества одноручных клинков перед двуручными, но в итоге каждый остаётся при своём мнении. Также иногда Торвар делится своими мечтами стать членом Круга Соратников и поменять устоявшиеся порядки. Атис, тем не менее, не разделяет такого желания, считая правильным, когда молодёжь прислушивается к бывалым воинам, доказавшим, что могут выжить. Полную версию диалогов из этих сценок можно прочесть ниже, под кнопкой-спойлером.
Открыть / закрыть спойлер
Фаркас: | «У тебя только маленькие мечики». |
Атис: | «Это называется „короткий меч“, дубина. Он быстрее, острее. Как бритворыба против кита». |
Фаркас: | «Но киты же едят бритворыбу». |
Атис: | «А потом горько жалеют об этом». |
Атис: | «Тебе бы не повредило овладеть коротким оружием. Разнообразить свой стиль». |
Фаркас: | «Много ты навоюешь маленьким ножиком? Мечу нужен вес». |
Атис: | «Но десять маленьких ран…» |
Фаркас: | «А мне главное один раз попасть, и будет из тебя две половинки». |
Атис: | «Ну, если так поставить вопрос…» |
Атис: | «Ты какое оружие предпочитаешь? Мне нравятся маленькие, быстрые клинки». |
Торвар: | «Да, любишь ты это говорить. Ты же знаешь, я люблю топоры и молоты». |
Атис: | «Это же так медленно! Я могу подскочить и отпрыгнуть, прежде чем ты ударишь». |
Торвар: | «Давай как-нибудь это проверим». |
Торвар: | «Когда-нибудь, когда мы с тобой будем в Круге, мы тут все порядки поменяем». |
Атис: | «Не думаю, что Круг этим занимается». |
Торвар: | «Но они всё время нам указывают». |
Атис: | «Молодым воинам стоит послушать старых. Они знают, как выжить». |
Квесты
Соратники
- «Кровь и честь» — Атис участвует в отражении нападения «Серебряной руки» на Йоррваскр.
- «Последний долг» — наряду с остальными Соратниками, Атис провожает в последний путь Кодлака Белую Гриву.
Клинки
- «Возрождение Клинков» — после окончания сюжетной линии Соратников Атис становится потенциальным кандидатом на вступление в Клинки.
Сторонние квесты
- «Брачные узы» — после окончания сюжетной линии Соратников Атис становится доступным для брака.
Распорядок дня
Атис начинает день в 6 часов утра, когда встаёт с койки и в течение часа занимается своими делами в подвальном помещении Йоррваскра. В это время он может перекусить, ещё вздремнуть или поболтаться без дела. В пять минут восьмого утра данмер отправляется на пятичасовую тренировку во дворике позади Йоррваскра.
В полдень он делает часовой перерыв на отдых перед большим трёхчасовым обедом. В это время он снова отправляется в подвал Йоррваскра, а на обед поднимается в центральный зал резиденции Соратников. В 4 часа дня Атис снова спускается в подвал, где проводит оставшееся до сна время. Спать он ложится в 22:05.
Инвентарь
Атис экипирован в сыромятную броню, но обут при этом в простые сапоги торговца из коричневой кожи с голенищем на трёх застёжках. Также у него при себе есть запасная простая фермерская одежда с поясом. Вооружён данмер небесным стальным мечом. Также при нём всегда есть железный щит.
В качестве компаньона
После окончания сюжетной линии Соратников Атис становится доступным в качестве компаньона. По игровой классификации данмер является учителем по владению одноручным оружием (уровень «Эксперт») (ориг. Trainer One-Handed Expert). Эта специализация подразумевает высокий потенциал в развитии таких воинских навыков, как «Одноручное оружие» и «Тяжёлая броня».
Чуть ниже приоритет развития имеют навыки «Блокирование» и «Стрельба». Ещё ниже приоритет в развитии навыка «Двуручное оружие». Остальные навыки получают развитие лишь в силу расовой предрасположенности. Средний уровень персонажа не даёт полностью развиться ни одному из них. Никакими способностями и заклинаниями Атис также не обладает.
Навыки, имеющие уровень выше базового , указаны в таблице ниже.
23–67 | 18–33 | 21–50 | 21–50 | 24–67 | 20 | 20 | 20 | 20 | 25 | 20 |
Атис откажется выполнять приказы, связанные с нарушением закона, но не будет возражать против совершения противоправных действий главным героем. В режиме компаньона использует стандартные диалоги персонажей-данмеров. Частично эти реплики доступны в таблице ниже.
Примечания
- Несмотря на то, что у него лучше развит навык использования тяжёлой брони, Атис носит лёгкую.
- Точно такой же комплект одежды, как у Атиса, носит ещё лишь один персонаж в игре — Хьюнон Чёрная Крыса.
- Труп Атиса никогда не исчезнет из игры.
Баги
- Как и многих других персонажей Вайтрана, значение атрибута «Агрессия» Атиса может безо всякой причины переключиться на 1, в результате чего он и другие персонажи, находящиеся неподалёку, могут напасть на персонажа игрока.
- Решение 1: совершить преступление (например, напасть на стражника) и оплатить штраф. Это заставит всех перестать атаковать даже в процессе боя.
- Решение 2 PC : в качестве превентивной меры от такого поведения Атиса можно открыть консоль, выделить в ней данмера, кликнув по нему (или использовать для этого команду prid 1A6D6 ), и ввести setAV aggression 0 . Это не сработает, если Атис уже начал атаковать главного героя.
Источник: elderscrolls.fandom.com
про Аттиса, Митру и других
Многоуважаемая vedaveta прислала мне в комментарии занятную картинку про Кибелу и ее спутника по имени Аттис, мне доселе неизвестного.
Фригийской шапкой-колпаком Аттис спараллелился у меня с Митрой, которого я знаю, потому что интересовалась им когда-то довольно сильно.
Поиски в картинках и буквах, затеянные с целью проверки возникшего ощущения, принесли результаты несколько странные и непонятные.
(Весьма вероятно, что кто-то уже все это изучил и даже написал, но надо же тренировать вечно ленящийся мозг, и придется ему ехать на свежеизобретенном велосипеде открывать очередной северный полюс 🙂 )
This is an image of tauroctonous Mithras-Attis from one of five plaques found in Kerch. It is taken from the book on Mithraism by Cumont. The identity of the figure in this image is not definite and is described as Mithras-Attis. 1896. «Textes et monuments figurés relatifs aux Mystères de Mithra, Vol II, p 191». Franz Cumont
Вики
Во-первых, Риксмузеум никакого Аттиса не знает. Кибелу знает, Митру знает, Артемиду-Природу-Эфесскую пожалуйста, даже портреты двух эфесских епископов, не существующих в природе, хранит как так и надо, а вот с Аттисом не сложилось почему-то.
Единственная картинка, тематически помеченная, как относящаяся к этому персонажу, изображает Ациса (Acis, Акид), сына Пана и речной сицилийской нимфы, счастливо полюбившего нереиду Галатею, и убитого брошенным одноглазым Полифемом куском скалы. » Сочившуюся из-под этой скалы кровь своего возлюбленного Галатея превратила в реку Акид, стекающую с Этны в море; теперь эта река Аци. По одной из версий мифа Галатея и Акид успели спастись от циклопа, бросившись в море и превратившись в двух рыб. «
Поведал про Ациса Овидий в «Метаморфозах». Сие произведение основополагающее для греко-римской мифологии, на нем основана куча самых разных произведений, начиная с творений Данте, поэтому считается, что оно известно давным-давно.
Первые переводы на русский сделаны во второй половине 19 века, лучшее латинское издание, по мнению ЭСБЕ, » вышло в 1834—88 гг. в Лейпциге «. Но это я отвлеклась.
Аттис оказался гораздо более известным персонажем и его отсутствие в художественных сокровищах голландского музея еще больше удивляет.
«Аттис (Atis или Attys, Atys) — туземное во Фригии, родственное Адонису божество. По сохранившемуся у позднейших авторов сказанию, Аттис произошел от бога неба и матери-земли, пройдя целый ряд чудесных превращений — гермафродита и миндального дерева, от которого его родила наконец дочь ручья.
Обыкновенно рассказывается, что мать богов (Цибела, Диндимена, Агдистис) любила его и из ревности обрекла безумию, после чего он оскопил себя или, будучи уже любовником Цибелы, был оскоплен и убит другими. По Арнобию и Сервию, это случилось под сосной, в которую, по Овидию, улетел его дух. По словам первого, из крови А. выросли фиалки. На празднествах, в Мал. Азии смерть А. оплакивалась при обычных оргиях, а затем торжественно праздновалось его воскресение. При этом символом служила сосна, украшенная фиалками, эмблемой вновь оживающей природы .»
Вики-а знает или говорит гораздо больше ЭСБЕ:
» Аттис (Attis) / ætɪs /. (Греческий: Ἄττις или Ἄττης) был супругом Кибелы в фригийской и греческой мифологии. Его жрецы были евнухами, Галли (the Galli), как объясняется в оригинальных мифах, относящихся к Аттису и кастрации. Аттис был также Фригийский бог растительности, и в его самоискалечении, смерти и воскресении он представляет плоды земли, которые умирают в зимний период чтобы снова подняться в весенний.
Идентификация 19-го века с именем Atys, встречающимся у Геродота (i.34-45) как историческое имя сына Креза ( «Атис бог солнца, сраженный клыком кабана зимы») ошибочно.
Культ Аттиса начался около 1250 г. до н.э. в Dindymon (ныне Мурат Даги из Gediz, Кютахья, Турция). Он был первоначально местный полубог Фригии, связанный с большим фригийскмм торговым городом Pessinos, который лежал под прикрытием горы Agdistis. Гора олицетворялась как демон, которого иностранцы, связывали с Великой Матерью Кибелой.
В конце 4 века до н.э., культ Аттиса стал характерной чертой греческого мира. История его происхождения от Agdistis, записанная путешественником Павсанием, имеет некоторые отчетливо негреческие элементы: Павсаний говорил, что демон Agdistis изначально носил как мужские, так и женские атрибуты. Но олимпийские боги, опасаясь Agdistis, отрезали мужской орган и выбросили его.
Там выросло из него миндальное дерево, и когда его плод созрел, Нана, которая была дочерью речного бога Sangarius, взял миндаль и положила его в ее лоно. Миндаль исчез, и она забеременела. Нана отказалась от ребенка (Аттис). Младенец был выращен козлом. По мере роста Аттиса, его длинноволосая красота была богоподобна, и Agdistis как Кибела тогда влюбилась в него.
Но приемные родители Аттиса отправили его в Pessinos, где он должен был жениться на дочери короля. По некоторым версиям король Pessinos был Мидас. Как только брачная песня началась, Agdistis-Кибела появилась в ее трансцендентной силе, и Аттис сошел с ума и отрезал его гениталии. Будущий приемный отец Аттиса, король, который выдавал свою дочь замуж, последовал его примеру, став прообразом авто-кастраций Корибантов, которые посвятили себя Кибеле. Но Agdistis раскаялся и позаботился о том, чтобы тело Аттиса не подверглось ни гниению, ни вообще распаду.
В храме Кибелы в Pessinus, мать богов до сих пор называют Agdistis, географ Страбон рассказывал.
Когда соседняя Лидия пришла контролировать Фригию, культ Аттиса перешел в лидийский контекст тоже. Аттис, как говорят, ввел в Лидии культ Матери-богини Кибелы, вызвав ревность Зевса, который послал кабана, чтобы уничтожить лидийскую культуру. Тогда некоторые лидийцы, с самим Аттисои, были убиты кабаном.
Павсаний добавляет, чтобы подтвердить эту историю, что галлы (Gauls), населявшие Pessinos воздерживались от свинины. Этот элемент мифа, возможно, был изобретен исключительно для объяснения необычных диетических законов лидийских галлов (Lydian Gauls). В Риме евнухи последователи Кибелы были известны как Галли (Galli).
Юлиан Отступник дает отчет о распространении оргиастического культа Кибелы в его Oratio. Он распространился из Анатолии в Грецию и в конечном итоге в Рим в республиканские времена, и культ Аттиса, ее возрожденного евнуха-консорта, сопровождал ее.
Первое литературное упоминание об Аттисе является предметом одного из самых известных стихотворений Катулла, но представляется, что Аттису не поклонялись в Риме до начала империи.
Ancient Roman statue of god Attis found at Ostia, now in the Lateran Museum.
Вики
Самая важная, представляющая Аттиса в натуральную величину, статуя обнаружена в Остии. Статуя лежащего Аттиса после кастрации. В левой руке пастушеский посох, в правой руке яблоко. Его голова увенчана венком сосны с фруктами, бронзовые солнечные лучи, и на его фригийском колпаке изображен полумесяц.
Он был обнаружен в 1867 году у кампуса Великой Матери (Magna Mater) вместе с другими статуями. Объекты, кажется, были скрыты там в поздней античности. Гипсовая копия в апсиде храма Аттиса на кампусе Magna Mater, оригинал находится в Музее Ватикана .»
Прошу прощения за длинную цитату, да еще из вики, но я не смогла заставить себя от нее избавиться, может, чтобы не пересказывать всё своими словами)).
Имя Аттиса в Британском музее до сих пор пишут всяко-разно (Atis, Attis, Atys), не знаю, влияет ли тут «великий сдвиг гласных» или просто никто точно не знает как это пишется.
Страбона как источник сведений я некоторое время назад поизучала. Дошла в итоге до славного города Лейпцига и одноименного почтенного семейства.
Павсаний, видимо, тот самый, чья книжка про Грецию стала популярной у путешественников внезапно! в 18 веке.
Галлов выдал мне г-переводчик, не знаю, насколько оправданно. Но происхождение разный «галлийских» названий теперь меня несколько смущает.
Иконография Аттиса разнообразна, но в ней наличествуют фригийский колпак, посох и яблоко, хотя и не всегда.
Иконография Митры состоит в основном из одного образа и сюжета — тавроктонии.
Про Митру я писала, повторяться нет желания. Понятно, что ничего непонятно. Все сходятся только в том, что культовые обряды митраизма слишком сильно схожи с христианскими.
Набор разноязычных имен по вики-а : Maitreya, Apollo-Helios-Mithras-Hermes-Stilbon, Miši, Mihr, Mithro, Miiro, Mioro, Miuro
Среди разных этимологических заумностей звучат «завет», «договор», «посредник», «посланник», «друг», «любовь».
В Ригведе Митра неотличим от Варуны. Или неотделим.
Длиннейшую вики-статью про митраизм мне читать пока лень, но там много занимательного. Одну картинку я позаимстWowала оттуда, она тоже ничего себе)).
Double-sided 2nd-3rd century Mithraic altarpiece found near Fiano Romano, near Rome, and now in the Louvre
Интересно еще сомнение в гендерной принадлежности персонажа:
» Большую дискуссию вызвало упоминание Геродотом Митры как женского божества, не имеющее чёткого объяснения. Он пишет: «…от ассирийцев и арабов персы научились почитать Уранию (ассирийцы называют Афродиту Милиттой, арабы — Алилат, а персы — Митра)». Страбон исправляет его данные, указывая, что персы называют Митрой Гелиоса, то есть солнце. Милитта — это Мулиссу, жена Ашшура. Э. А. Грантовский вслед за В. В. Струве видит в сообщении указание на андрогинную сущность Митры. Гипотеза о женской сущности Митры может подтверждаться нахождением богини Миоро на кушанских монетах .»
Так что в андрогинной сущности Аттис-Митра тоже параллелятся.
И мне думается, что этих двух персонажей вполне можно объединить в один.
И да, вот где нашелся гермафродит-то, а не какой-то невнятный от Гермеса и Афродиты))
И возвращаясь к Ацису, параллель все-таки есть. Только Атиса извела Кибела-гора, ревновавшая самого Атиса, а Ациса ликвидировал Полифем-с-горы, ревновавший Галатею. Голландцы вполне себе в курсе, оказывается))
Дальше картинки, а продолжение потом, потому что это еще не всё.
В вики еще много интересных изображений.
Roman altar for the cerimony of the taurobolion for the cult of Cybele and Attis, dedicated by Archelaus of Athens. Dating from 360/370 d.C.. Exhibited in the National Archaeological Museum in Athens, Room 33. Picture by Giovanni Dall’Orto, November 11 2009.
вики
Аттис и Кибела. Мрамор. Середина III в. до н. э. Венеция. Археологический музей.
ссылка
Stone figure of a hunter-god, possibly Attis or Apollo Cunomaglos? 2ndC. Excavated/Findspot: Bevis Marks (England, Greater London, London, City of London, Bevis Marks)
Аттис был молодой любовник богини Кибелы, «Великой Матери», которая была идентифицирована с землей, природой и богиней плодородия окружающих культур. Ее культ возник в Фригии в Малой Азии, но, как и другие восточные культы Митры, Исиды и Вакха, широко распространился по Римской империи. В ее ежегодный весенний праздник праздновали смерть и воскресение ее возлюбленного Аттиса.
Немного однозначные остатки культа были найдены в Великобритании. Сохранившаяся часть этой сломанной статуи из известняка показывает молодого человека с вьющимися волосами до плеч, держащего лук в левой руке и носящего фригийский колпак, короткий подпоясанный хитон и плащ, закрепленный на правом плече брошкой. Этот образ уже давно считается Аттисом, но атрибуты не являются исключительными для него. Более поздняя интерпретация, которая связывает статую с новыми фактическими данными из Лондона и других британских сайтов, идентифицирует фигуру как охотника-бога, который, кажется, был сплавом Аполлона, восточного спасителя (Eastern saviour-god) и британского бога мужской молодости .
Bm
Bronze figure of Attis. 1768 — 1805
Найдено вместе с листом бумаги, на котором написано: «Эта фигура Atys из бронзы была найдена с другими древностями близ Tournay около 1722 года — и опубликована Laur: pignorius 1723 — Attidis Initia»
Bm
Bronze handle-plate from a jug with Attis leading a horse, and a head wearing a Phrygian cap above. 1768 — 1805
Annotated by Charles Townley in graphite at bottom: «Handle of a vase in bronze».
Bm
Bronze figure of Attis, in Asiatic costume and dancing. 1stC-2ndC. Excavated/Findspot: Italy
Bm
Bronze figure of Atys. (Больше ничего не сказано)
Bm
Terracotta figure of Attis seated on rock. 200BC-100BC (possibly). Found/Acquired: Amphipolis (Greece, Macedonia, Amphipolis)
Bm
Mould-made pottery lamp with a circular body and a short rounded semi-circular nozzle, set off below by a jog. 175-225 (circa). Made in Italy. Excavated/Findspot: Bedlington Lane (said to be from) (Greater London, Merton, Mitcham, Bedlington Lane)
Украшен Аттисом, восседающим на культовый колеснице, запряженной четырьмя баранами. Он носит тунику, брюки, плащ и фригийский колпак
Bm
Bronze vessel-fitting in form of head of Atys (Тоже больше ничего не известно)
Bm
ссылка
Pergamon Museum — Collection of Classical Antiquities. Pergamon: Terracotta figurine from Myrina showing Attis ( 1st century BC ).
вики
Atis hallado en Villa Fortunatus, Fraga, Huesca. Réplica del original en marmol de Luni (Carrara) que se encuentra en el Museo de Huesca. S. IV d.C.
вики
Amore-Attys, Donatello, ca. 1440, Museo del Bargello, Florenz
вики
Attis. Terracotta thymiaterion (incense burner), 2nd or 1st century BCE, made in Tarsus. Louvre Museum.
вики
Bas-reliëf met Mithras op een stier, Gabriel Ladame, after Giovanni Andrea Podestà, 1636 — 1647
Rm
Bas-reliëf met Mithras die een stier doodsteekt, Gabriel Ladame, after Giovanni Andrea Podestà, 1636 — 1647
Rm
Источник: mudraya-ptica.livejournal.com