Далеко не все драгоценные камни обладают ювелирным качеством. По этой причине мастера часто прибегают к различным способам улучшения внешнего вида и свойств минералов: сглаживают структуру, заполняют пустоты, усиливают цвета камней, полностью окрашивают их или устраняют нежелательные оттенки.
В Германии часто прибегают к окрашиванию агата и других видов халцедона, в Бразилии кварцу и аметисту придают золотистые и насыщенные оранжевые оттенки с помощью нагревания — так получается цитрин под торговыми названиями “бразильский топаз”, “мадейра-топаз”. При этом нельзя сказать, что у каждой страны свои методы облагораживания — они универсальны, более того, половина из них применялась еще во времена античности.
В I веке историк Плиний Младший описывал самоцветы и множество способов их облагораживания, которые он собрал из трудов предшественников. Позднее, в III веке, римский император Диоклетиан объявил войну облагороженным камням и приказал сжечь книги, в которых рассказывается о методах их создания. Хотя это искусство и понесло урон, оно продолжило жить, передаваясь из уст в уста, от мастера к мастеру.
Скайрим: Лучшие способности Камней Хранителей!
Современные способы облагораживания
Большая часть современных способов обработки используется почти повсеместно и считается приемлемой. Знание законов химии и физики позволяет ювелирам улучшать внешний вид минералов при помощи повторения естественных условий, в которых они формировались, либо при помощи различных хитростей, вроде облучения радиацией или обработки лазером.
Тепловая обработка
Высокие температуры — естественное условие формирования камней в недрах земли. Обработка теплом, как правило, позволяет повысить цветовую насыщенность камня или удалить нежелательный оттенок. Например, таким образом можно изменять свойства следующих камней:
Берилл — с помощью нагрева удаляют тёплые оттенки, что особенно актуально в отношении аквамарина.
Бриллиант — при помощи высокого давления и жара в 2000 градусов получаются ярко-желтые камни. В тех же условиях могут облагораживать коричневые алмазы, чтобы сделать их белыми.
Изменение цвета алмаза в процессе нагрева
Корунд — в рубинах нагрев удаляет включения и нежелательные оттенки, вроде коричневого или фиолетового. Сапфиры от тепловой обработки могут полностью преобразиться или приобрести астеризм, либо потерять его, всё зависит от замысла ювелира.
Изменение цвета сапфира в процессе нагрева
Кварц — существует множество видов этого минерала, которые по-разному реагируют на обработку теплом. Например, аметист становится прозрачным, либо приобретает темный оттенок, приближающей его к цитрину. Сам цитрин реагирует на тепло увеличением своей яркости. Если раскалить аметист, то получится празиолит зеленоватого оттенка. В агатах красного цвета от нагрева усиливаются теплые тона.
Топаз — розовый цвет камня образуется от нагрева оранжевых и коричневых экземпляров, желтые и голубые получаются после тепловой обработки прозрачных образцов.
Турмалин — камень, который представляет из себя сложный боросиликат переменного состава, следовательно, под воздействием высоких температур турмалин может вести себя совершенно по-разному. Например, Замбийские и Мозамбикские зеленые камни никак не меняются после обработки теплом. Зато красно-коричневые экземпляры из этих же стран после нагревания становятся розовыми. Сине-зеленые и тёмно-синие турмалины из Намибии от высоких температур приобретают чисто зеленый цвет.
Циркон — довольно часто палитра этого камня довольно невзрачна, но его подвергают нагреванию и получают благородные цвета, желтый и красный, либо полностью прозрачные экземпляры, похожие на бриллианты. Бывает, что обработка теплом даёт камню синий цвет, но, к сожалению, он быстро теряет свою насыщенность под лучами солнца.
Часто обработка камней нагревом сопровождается использованием высокого давления. В совокупности образуется среда, где камни интенсивно меняют свои свойства, бледнеют или становятся ярче, избавляются от лишних примесей, либо приобретают их. Особенно часто нагрев и давление применяется к алмазам, их продают с пометкой “GE POL” — это как прозрачные и чистые камни, так и розовые, голубые, желто-зеленые, сиреневые экземпляры, цвет которых остается стойким.
Обработка лазером
Это один из новейших способов облагораживания камней, который появился в 1970-х годах прошлого века. Технология обработки лазером позволяет удалять из камней лишние примеси. Например, так можно улучшить вид алмазов, проделав лазером тончайшее отверстие, через которое включение (примесь) испаряется. Либо через проделанный канал внутрь заливается кислота, уничтожающая все лишнее.
Пустоты внутри алмаза после лазерного удаления включения
Отверстие заполняют специальным материалом, который обладает высокими показателями преломления света. Камни, обработанные лазером, стоят на четверть дешевле, но могут не уступать в качестве необлагороженным алмазам.
Обработка радиацией
Данный способ предполагает направленное воздействие на камни микрочастицами или радиацией. Ниже приведен список камней и тех изменений, которые происходят с ними после радиации.
Бриллиант — становится черным, либо зеленым, сине-зеленым. Если после радиации бриллиант сильно нагреть, то он окрасится в синий, желтый, красный, розовый цвета. Недостаток таких бриллиантов в неестественном, слишком насыщенном и ярком оттенке, поэтому стоят они намного дешевле.
Голубой топаз — в зависимости от силы радиации меняется яркость этого камня, при этом процесс нагревания минерала тоже играет существенную роль в преобразовании топаза. Рассчитывая уровень облучения и нагрева, можно получить экземпляры небесно-голубого, интенсивно-голубого и зелено-голубого цветов. Реже удается получить камни неоново-синих тонов.
Жемчуг — еще один вид минерала, подверженный изменениям от радиации. При этом у морского жемчуга появляется серовато-синий оттенок, а у речного — темный металлик, золотистый и другие.
Сподумен — кунцит, разновидность этого минерала с примесью марганца, после обработки радиацией становится темно-зеленым, но под лучами солнца оттенок почти сразу исчезает.
Кварц — бесцветные экземпляры становятся дымчатыми, но если обработать образцы родом из Бразилии, то радиация придает им оттенок зеленого яблока или лимона.
Диффузная обработка
Диффузная обработка предполагает окрашивание камней путем добавления в их структуру атомов химических веществ, обеспечивающих тот или иной цвет.
Методом поверхностной диффузионной обработки облагораживают корунды (чаще сапфиры). Прозрачным камням придают синий цвет с помощью титана, пропитывающего внешний слой минерала в процессе диффузии. Технологию открыла компания “Union Carbide” в 70-е годы.
Синие сапфиры, подвергнутые диффузной обработке, отличаются зональностью окраски — она бывает пятнистой и неоднородной, ведь пропитанный титаном внешний слой нередко частично удаляется во время полировки. Ещё одной характерной особенностью таких сапфиров является концентрация цвета вдоль ребер камня или вокруг небольших трещин. Сложнее определить облагороженные сапфиры в огранке кабошон, так как на ней меньше всего повреждений и отсутствуют грани.
Неоднородный окрас сапфира после диффузной обработки
Сложнее оказалось придать корундам красный цвет. Неудачная попытка была предпринята в 1993 году специалистами GIA, которые сообщили, что красный цвет проникал совсем неглубоко в структуру камня и поэтому почти полностью удалялся после полировки, оставляя лишь бледный и неоднородный оттенок.
Диффузия оксида титана в наружный слой корундов создает эффект астеризма. Минус в том, что звездчатый узор получается либо слишком идеальным, либо неоднородным по цвету. Также облагороженность будет выдавать слишком большая насыщенность цвета.
Ещё один способ облагораживания — диффузия в кристаллической решетке. Впервые он был разработан в 2000-е годы в Таиланде, где решили использовать бериллий, который настолько глубоко проникает (диффундирует) в структуру сапфира, в его кристаллическую решетку, что может пропитать минерал целиком. Бериллиевый метод позволяет из бесцветных корундов создать желтые, из коричневых и желто-зеленых — золотистые, из красных — розовые.
Различить облагороженные бериллием камни стандартными методами довольно трудно. Хотя существует один визуальный признак — цветовая зона по контуру корунда. У синих камней она, как правило, бесцветная, у красных — тёплых тонов.
Другие способы облагораживания камней
Помимо современных способов облагораживания камней с помощью новых технологий, существуют и более простые, традиционные методы обработки.
Заполнение трещин и пропитка
Устранение внешних несовершенств камней проводят с помощью промасливания, либо используют смолы, стекло, другие вещества, которые подбираются с учетом совпадения силы преломления света.
Например, с помощью масел сглаживают структуру изумрудов, которые очень часто покрыты трещинами. Корунды же погружают в смолы, а затем обрабатывают в условиях высоких температур — так молекулы камня соединяются с молекулами смолы и образуется гладкая поверхность.
Структура изумруда после обработки маслом
Воск или пластик также могут использоваться для обработки — они отлично маскируют трещины. Воск защищает самоцветы от негативного воздействия внешней среды, от кремов, парфюма, косметических масел, которые попадают на изделие с тела человека.
Бесцветными средствами часто пропитывают следующие камни:
- изумруды ;
- корунды;
- бирюза ;
- опал ;
- амазонит;
- коралл;
- жадеит;
- нефрит;
- кварцит;
- ляпис-лазурь и другие.
Поверхность рубина после заполнения трещин стеклом
После обработки смолами, маслами и другими веществами камням требуется особое отношение и уход. Изделия с такими минералами нельзя отдать на ультразвуковую чистку, не рекомендуется также и ремонт украшений с облагороженными камнями — перед любыми манипуляциями их стоит вынуть, чтобы избежать повреждений. По этим причинам продавцы должны ставить покупателей в известность о факте облагораживания камня.
Окрашивание и отбеливание
Окрашивание помогает имитировать не только дорогие оттенки, но и другие виды камней. Например, так часто поступают с опалами: светлые образцы пропитывают сахарной водой и после опускают в серную кислоту — камень темнеет и напоминает более дорогую разновидность — чёрный опал.
Опалы могут затемнять даже с помощью машинного масла путем заворачивания камня в бумагу, пропитанную темной жидкостью. Обернутый в бумагу камень подвергают копчению на огне —так прозрачный опал гидрофан может стать похожим на самую ценную версию самоцвета, а именно на австралийский чёрный опал.
Окрашивают и другие камни: жемчуг, халцедон, коралл, жадеит и так далее. Отличить их довольно просто, достаточно рассмотреть драгоценность под лупой и увидеть остатки краски на трещинах, отверстиях и других неровностях — это верные признаки облагораживания.
Обратный окрашиванию процесс — это отбеливание. Для этих целей может применяться перекись водорода, хлор, различные кислоты. Например, перекисью водорода отбеливают жемчуг, чтобы удалить зеленоватые оттенки и посторонние пятна.
Покрытие
Чтобы усилить блеск камней, их могут покрывать тонкой цветной пленкой. Таким образом могут обрабатывать топазы с помощью технологии осаждения паров, чтобы получить рубеллитовые оттенки, аметистовые, изумрудно-зеленые и другие.
Камни могут покрывать тончайшими слоями металлов, золота и титана, которые обеспечивают невероятное сияние камней множеством оттенков.
Кварц с титановым покрытием
Некоторые производители покрывают камни специальным лаком, что является не самым лучшим способом облагораживания. Очень часто подобной обработке подвергается бирюза.
Цвет бриллиантов могут улучшать с помощью профессиональной синей или фиолетовой краски — её наносят на рундист камня или внутреннюю часть оправы, что усиливает нужный оттенок алмаза. С помощью защитного покрытия, имеющего голубой оттенок, могут покрывать павильон бриллианта, тогда желтизна нейтрализуется и камень кажется белым.
Использование подкладок
Подкладки — один из устаревших способов облагораживания. Чаще всего его применяли в отношении бриллиантов: под экземпляры с оттенком желтого подкладывали фольгу цвета пурпура или металлик — так камни в изделиях приобретали дорогой белый цвет.
Под корунды тоже помещали кусочки рельефной фольги, чтобы создать эффект астеризма. Или добавляли фрагменты павлиньих перьев, крыльев бабочек — это обеспечивало причудливый узор внутри камня. Сегодня подобные украшения редко можно встретить на ювелирном рынке.
Изделия с натуральными камнями, облагороженными самой природой, вы можете найти в каталоге Maxim Demidov.
Источник: maxim-demidov.ru
Skyrim — Фикс мешей драгоценных камней
Данный мод немного исправляет камушки Скайрима. Ранее, они выглядели как стекляшки. Теперь-же, они стали как настоящие, драгоценные камни. Огранка стала более грубая, ведь технологии средневековья, которые в Скайриме, много не позволяют. Хотя, возможно маги обрабатывают камни. Кто знает =3
232 — 2798 — 1
209 — 2236 — 0
136 — 2958 — 2
155 — 2350 — 0
139 — 3277 — 1
256 — 1745 — 1
.lmgh MrLmgh :
это просто модели
Напишите комментарий или ответ Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Источник: all-mods.ru
Как обрабатывают драгоценные камни?


Необработанные кристаллы ювелирных камней выглядят настолько невзрачно, что большинство людей при взгляде на них не распознают ценную породу.
Ископаемое становится мерцающим самоцветом не сразу, а после ряда длительных и трудоемких манипуляций
Разделение, шлифовка, огранка, полировка, финишное облагораживание – это лишь основные этапы работы мастера. На самом же деле обработка драгоценных камней – многогранный процесс, состоящий из множества действий. Каждое из них понемногу приближает «неотесанный» кристалл к категории шедевров.
Как обрабатывают ювелирные камни?
Каждая порода уникальна и требует особого подхода. Поэтому нередко встречаются ювелиры, которые работают преимущественно с одним видом самоцветов. Столь узкая специализация позволяет добиться максимального результата с учетом глубины цветового тона, плеохроизма, светоотражающей способности и прочих нюансов.
Несмотря на то, что для каждого вида нужны отдельные принципы работы, можно выделить два общих этапа:
- обрезка – придание нужного размера с помощью дисковой пилы, алмазной крошки или другого оборудования;
- обдирка – придание черновой формы с помощью крупнозернистых карборундовых кругов.
Дальше начинаются расхождения. Непрозрачные кристаллы и прозрачные, но с заметными дефектами, обрабатывают по методу кабошон. Такие камни имеют округлую выпуклую форму. Их поверхность гладко шлифуется и полируется до зеркального блеска. Для кабошона мастера используют карборундовые круги с канавками и утолщениями, которые позволяют быстро придать самоцвету нужную форму.
Виды огранки драгоценных камней
Есть три основных вида обработки самоцветов: фасетная огранка, гладкая шлифовка и смешанная разновидность. Фасетные огранки, в свою очередь, делятся на бриллиантовые и ступенчатые. А гладкие – на плоские, округлые и выпуклые (кабошон).
Прозрачные драгоценные камни хорошего качества (алмазы, рубины, изумруды и т.д.) поддаются фасетной огранке, при которой на поверхности вытачивают множество мелких граней, создающих эффект зеркального коридора.
Падающий на камень свет многократно отражается в гранях, что способствует усиленному яркому блеску и мерцанию
Фасетная огранка:
- кристалл закрепляют на шлифовальных дисках, приклеивая его к палочкам-кичам с помощью мастики;
- чтобы кичи располагались в правильном направлении, их помещают в специальную перфорированную кассету, расположенную сбоку от шлифовального диска;
- кич вставляется в одно из отверстий на кассете, образуя нужный угол наклона фасеты, поверхность шлифуется;
- угол наклона меняют, вставляя кич в другое отверстие, и так много раз, пока на поверхности не появится несколько десятков граней, расположенных под правильным углом.
Такая обработка возможна и в домашних условиях. Но начинающим мастерам проще использовать штатив с фасетированной головкой. Этот метод более длительный, но и более надежный, практически гарантирующий правильный наклон.
Среди видов фасетной огранки можно также выделить розу, восьмерку, клиньевую, цейлонскую, изумрудную, таблитчатую. Классификация обширна, ведь в каждой категории есть несколько подкатегорий в зависимости от количества граней, размера и положения верхней площадки, других параметров.
Любителям-новичкам предстоит самостоятельно выбрать материал для шлифовального диска, подходящий абразив и оптимальную скорость вращения диска.
В качестве охлаждающей жидкости мастера обычно используют масло, керосин или мыльный раствор. При домашней обработке можно заменить перечисленные варианты обычной водой.
Кабошоны в домашних условиях делать еще проще. С них обычно и начинают знакомство с ювелирной обработкой. А после приобретения и закрепления навыков переходят к более сложным способам работы.
Смешанная шлифовка подразумевает, что одна сторона изделия имеет гладкую поверхность, а вторая – фасетированную
Облагораживание драгоценных камней
Облагораживание – финишный этап обработки, с помощью которого мастер улучшает визуальные характеристики камня и укрепляет его. При качественно выполненной процедуре облагораживающий эффект действует в течение нескольких десятков лет даже в условиях регулярной эксплуатации ювелирного изделия. Он не должен пропадать после чистки, полировки и других подобных манипуляций со вставкой.
Виды облагораживания самоцветов:
- отжиг – термическое облагораживание, которое делает оттенок поверхности более красивым и равномерным. Камни обжигают в специальной печи при температуре 2000 ℃ или выше. Отжигу подвергаются аквамарины, цитрины и прочие полудрагоценные самоцветы. Иногда эту процедуру проходят рубины и сапфиры, из которых путем нагрева «выжигаются» рутиловые включения;
- термодиффузное окрашивание – минерал помещают в устройство с особым микроклиматом, пропитанным определенными веществами, и поддают действию высокой температуры. Процесс диффузии нужно поддерживать в течение нескольких дней, чтобы инородные атомы успели впитаться в структуру кристалла;
- облучение – этот вид облагораживания нужен для изменения цвета алмазов, топазов и прочих минералов. Их облучают ультрафиолетовыми, рентгеновскими или гамма-лучами. Облучение камней, как правило, используется только с последующим отжигом;
- пропитка питательными веществами – этот метод используется для восстановления целостности структуры минерала. При пропитке микротрещины заполняются маслом, смолой или жидким стеклом. Структура получается более цельной, а сам камень становится прочнее.
Это самые качественные и долговечные методы облагораживания. Есть и другие способы, но они менее распространенные: покрытие поверхности лаками, красителями и эмалевыми составами, удаление дефектов при помощи лазера.
Чаще всего ювелиры не ограничиваются одним способом финишной обработки, а используют сразу несколько
К сожалению, информация об этом не всегда указывается в сопроводительных документах к драгоценности. Разница принципиальна: камни, обладающие естественной красотой от природы, ценятся намного выше искусственно обработанных аналогов.
Дополнительную информацию о том, как обрабатываются камни и для чего это нужно, вы узнаете, посмотрев видео:
Источник: uvelirnoedelo.ru