Способы поднятия затонувших судов

02.12.2014

Способы поднятия затонувших судов

Прежде чем поднять затонувшее судно, его нужно найти. Поднимать или не поднимать судно со дна, зависит от экономической целесообразности данной операции. Поиск затонувших судов ведется, прежде всего, из-за ценных грузов, перевозимых на них. Препятствием к поднятию может стать не только дороговизна операции, но и ее опасное воздействие на окружающую среду.

При благоприятных условиях, когда подъем затонувших судов со дна экономически обоснован и безопасен, он выполняется быстро и четко. Механизм подъема отработан до автоматизма и имеет несколько вариантов. Чаще всего применяется подъем:

  • с помощью понтонов;
  • с помощью плавучих кранов;
  • путем «продувки» корабля.

Подъем судна с применением понтонов

Процесс подъема заключается в том, что под корпус судна крепятся специальные судоподъёмные понтоны, которые «продуваются», то есть накачиваются воздухом при помощи особых насосов. Подъем судна на поверхность осуществляется за счет силы воздуха, толкающей понтоны на поверхность, преодолевая вес корабля и давление воды. Способ применяется тогда, когда судно находится в ровном положении.

МЫ ВОССТАНОВИЛИ ЗАТОНУВШИЙ КОРАБЛЬ! / МАЙНКРАФТ

Применение плавучих кранов

Данный способ подходит для небольших судов, вес которых может поднять кран. Ограничением для этого способа является не только вес судна, но и материал, из которого оно изготовлено. Например, деревянные корабли при поднятии краном могут попросту развалиться.

«Продувка» судна

Если первыми двумя способами поднять корабль невозможно, применяют «продувку». Способ заключается в том, что проводится герметизация металлического судна, то есть все отверстия в его корпусе задраиваются, после чего в трюм насосами нагнетается воздух. Применение этого способа невозможно в том случае, если нельзя обеспечить герметичность.

Существуют и другие варианты освобождения из водного плена. К примеру, судно, затонувшее вблизи берега, нередко вытягивают на сушу при помощи мощных лебедок. В основе одного из экзотических вариантов, продемонстрированных в телепередаче «Разрушители мифов», стали шарики для пинг-понга, заполнившие трюмы корабля.

Источник: www.kosmopoisk.ru

«Семерка» наиболее известных и грандиозных кораблей, ушедших на морское дно

С незапамятных времен люди с огромным трепетом и почтением относились к морю, ведь отправляясь через него на корабле, они рисковали не вернуться из такого путешествия. Море не просто так считали беспощадным, и количество кораблей оставшихся лежать на его две – ярчайшее подтверждение того, что стихию не следует недооценивать.

КТО ПОТОПИЛ КОРАБЛИ ? Подводные Руины и Затонувшие Корабли | Майнкрафт Теория — MrGridlock

1. Мэри Роуз

То, что удалось поднять со дна. |Фото: imeche.org.

То, что удалось поднять со дна. |Фото: imeche.org.

Английское трехпалубное судно с 500-летней историей. Корабль затонул весьма иронично. Он перевернулся из-за перегруза боеприпасами во время сильного порыва ветра. Прекрасный пример того, почему нужно всегда соблюдать предписанные инструкции. Из 400 членов экипажа спаслось только 35 человек. Точное местоположение Мэри Роуз установили в 1970 году.

Затонуло судно в 1545.

2. Донья Пас

Двойное столкновение. |Фото: fototelegraf.ru.

Двойное столкновение. |Фото: fototelegraf.ru.

Участник двойного кораблекрушения, в результате которого погибло 4386 человек. Судно Донья Пас столкнулось с танкером «Вектор» и затонуло за считанные минуты. Из-за большого числа погибших данный корабль иногда именуют «азиатский Титаник».

3. Аризона

Сейчас на месте корабля мемориал. |Фото: comp-pro.ru.

Сейчас на месте корабля мемориал. |Фото: comp-pro.ru.

Американский линкор «Аризона» был потоплен японцами во время атаки на Перл-Харбор. В судно угодило 4 мощные авиабомбы, которые пробили все палубы и угодили в отсеки с боеприпасами. В тот момент на борту находилось 1400 моряков. Из них в ходе атаки погибло 1177 матросов. Кстати, гибель «Аризоны» хорошо показана в фильме Майкла Бэя «Перл-Харбор».

4. Республика

Корабль лежит на дне до сих пор. |Фото: yandex.com.tr.

Корабль лежит на дне до сих пор. |Фото: yandex.com.tr.

Американский корабль, который прошел всю Гражданскую войну в США, а затем утонул во время урагана 1865 года. Один из немногих случаев масштабного кораблекрушения, когда спасти удалось почти весь экипаж. В 2003 году место с затонувшим кораблем было найдено. В ходе экспедиции удалось достать со дна 51 000 монет ценой в 180 млн долларов.

Читайте также:  Как сделать королеву в Майнкрафте

5. Лузитания

Ужасная катастрофа. |Фото: ucrazy.ru.

Ужасная катастрофа. |Фото: ucrazy.ru.

Пассажирский турбоход Великобритании, который был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой во время Первой мировой войны в 1915 году. Судно затонуло всего за 18 минут. В результате беспрецедентной атаки на гражданский корабль погибло 1198 человек из 1960 находившихся на борту.

6. Бисмарк

На него была объявлена настоящая охота. |Фото: forocoches.com.

На него была объявлена настоящая охота. |Фото: forocoches.com.

Немецкий линейный корабль «Бисмарк» был шедевром кораблестроения и легендой начала Второй мировой войны. В 1941 году судно потопило британский флагман «Худ». После этого за линкором началась трехсуточная охота. В итоге британским кораблям удалось загнать «Бисмарк» в ловушку и потопить попаданием трех торпед. С корабля спаслось всего несколько матросов.

7. Андреа Дориа

Пассажиров удалось спасти. |Фото: divo-ra.blogspot.com.

Пассажиров удалось спасти. |Фото: divo-ra.blogspot.com.

Построенное в 1951 году пассажирское судно «Андреа Дориа» уже в 1956 году затонуло в результате инцидента. Лайнер заплыл в густой туман и не смог там разминуться с грузовым кораблем «Стокгольм». Интересно, что грузовой корабль смог удержаться на плаву. Большую часть пассажиров «Андреа Дориа» удалось спасти.

И конечно же: Титаник

Трагическая судьба. ¦Фото: yandex.ua.

Трагическая судьба. ¦Фото: yandex.ua.

Лайнер, который не нуждается в представлениях во многом благодаря одноименному художественному фильму. Романтичная и печальная история корабля, который должен был быть «непотопляемым» по заверениям создателей. Жестокая судьба распорядилась иначе, направив на «Титаник» айсберг, который стал причиной гибели большей части пассажиров и членов экипажа. Из 2208 человек спаслось только 704.

Хочется узнать еще больше интересного? Как насчет того, чтобы взглянуть на 6 странных кораблей, при виде которых хочется переспросить, почему «оно» вообще плавает до сих пор.

Источник: novate.ru

Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов

Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов

Сегодня во всем мире, по оценкам ООН, под водой находится более трех миллионов кораблей. В правительстве РФ решили очистить водные ресурсы, поднять затонувшие корабли и отправить их на утилизацию. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин уже утвердил План мероприятий, направленный на решение экопроблемы.

Курс – на Магадан

Первой начнут очищать акваторию Дальневосточного федерального округа (ДФО), а пилотным регионом выступит Магаданская область. В бухте Нагаева, на берегу которой стоит Магадан, затоплено около двух десятков кораблей. Всего в акваториях Дальнего Востока обнаружено 580 затопленных кораблей, из которых 235 нужно поднять и утилизировать.

— При поддержке председателя правительства мы подошли к решению проблемы, копившейся десятилетиями. Мы даём старт практическому проведению «генеральной уборки», расчистке акваторий страны от затонувших судов, –прокомментировала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко.

В принятом документе четко расписаны мероприятия, сроки, ответственные. Например, уже до 1 марта 2021 года Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами ДФО должны сформировать перечень подлежащего подъёму имущества.

«Дорожная карта» предусматривает, что к масштабной операции «подтянется» и законодательство: в период весенней сессии в Госдуму будет внесён проект федерального закона, прописывающий порядок подъема и утилизации судов.

В той же бухте Нагаева президент Владимир Путин еще в 2014 году поручал очистить кладбище кораблей. И даже были попытки поручение выполнить. Однако опять застопорилось: Минтранс не дал денег, региональным властям это оказалось не по силам, возникли правовые коллизии с собственниками затонувших судов.

Под водой – миллионы судов-«утопленников»

«Кладбища» кораблей разбросаны по всему мировому океану. По информации портала Экология России, самым большим морским кладбищем считается район Больших Антильских островов в Карибском море, где покоятся тысячи судов. Есть Тихоокеанский «могильник» в районе острова Чуук, Коралловое море у берегов Австралии, плавучий остров Сейбл, Бискайский залив и много-много других мест.

Не исключение и российские водные пространства. В Балтийском море, по подсчетам археологов, с 12-го по 20-й век затонуло 26 703 корабля. Более 10 тысяч из них находятся у российских берегов. Тысячи судов покоятся у берегов Крыма. На дне Волги на данный момент лежит почти 500 кораблей.

Свежие данные ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» на январь 2021 года сообщают о выявлении бесхозяйного имущества из 13 затонувших судов.

Читайте также:  Когда новая версия Майнкрафта

На дне Авачинской бухте на Камчатке насчитывается больше 80 судов. Большие скопления затопленных судов в Бухте Труда во Владивостоке. В реках Ленского бассейна обнаружено 294 судна. В Обь-Иртышском бассейне — 368 «утопленников», на дне Оби около 300.

Экология и безопасность

Кому они мешают, эти суда-утопленники? Есть среди экспертов по подводному миру и альтернативное мнение: поднимать корабли не нужно, особенно те, что лежат на дне столетиями и образовали своеобразную экосистему.

Но у большинства специалистов мнение однозначное: затонувшие корабли опасны для судоходства, негативно влияют на экологическую ситуацию (особенно это касается утечек топлива и машинного масла), выделяют токсичные вещества – ртуть, свинец и другие. В затонувших военных кораблях остаются снаряды.

— Необходимо полностью пересмотреть механизмы борьбы с появлением «кладбищ» кораблей. Затопление судов – это не утилизация. Подобная практика негативно влияет на экологию, рыболовство, мешает судоходству. Изменения в законодательстве должны установить ответственность собственников за утилизацию своего имущества. Это не должно происходить за счёт налогоплательщиков, – подчеркнула Виктория Абрамченко.

А кто хозяин?

Затянувшийся на десятилетия процесс поднятия затонувших кораблей чиновники разного уровня объясняют несовершенством законодательства, отсутствием финансирования — как у собственников судов, так и у государства. Да и самого собственника отыскать и заставить его отвечать за свое имущество – дело практически безнадежное.

В начале 2020 года вице-премьер Юрий Трутнев поручил разработать законопроект, который должен обязать собственников затонувших судов поднимать их в течение трех месяцев после аварии, пишет журнал «Профиль». При этом вице-премьер признавал, что «экономика там не сойдется» и бизнес не сможет решить проблему без участия государства.

В данный момент утилизация плавательных средств регулируется Федеральным закону ФЗ № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Однако утилизация не является обязательной для владельца – он может продать судно на металлолом или просто затопить. Даже если удается отыскать собственника и пройти долгие судебные процедуры, зачастую платить ему нечем, корабль остается лежать на дне.

Теперь вся надежда на Государственную Думу и новый закон, который должен прописать порядок удаления затонувшего имущества. В Дорожной карте указаны сроки: февраль- июнь 2021 года.

Наверное, тогда же и будут подсчитаны и заложены на эти цели финансовые средства.

По оценкам экспертов, подъем среднего рыболовецкого сейнера обходится примерно в 10 миллионов рублей. Хотя в каждом конкретном случае могут быть свои цифры.

Как поднять

Подъем и утилизация судов – одни из самых сложных и опасных производственных процессов в мире.

Конечно, извлекать корабли со дна будут специально обученные люди. Например, в Нагаевской бухте этим скорее всего займется ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», у которой заявлена такая услуга. В Дорожной карте правительства обозначено, что в феврале-марте 2021 года правительство региона объявит тендер и определит исполнителя по контракту на подъем четырех судов: «Гусфар-1», «Линг (катер РС-300)», СДС «Серес», «Малли».

В других местах, например, в ФГБУ «Канал имени Москвы» делают это своими силами – здесь поднято из воды более 30 затонувших судов. На одно судно уходит не меньше месяца – с учетом процедур согласований, составления сметы, проекта работ, подготовки техники и персонала. Так, в 2016 году для эвакуации из Братеевской поймы Москвы-реки двух небольших катеров было задействовано семь единиц флота: водолазный бот и водолазная станция, буксир-толкач, баржа, два плавкрана и буксировщик.

За 10 лет (данные приведены на 2017 год) со дна Волжского бассейна было поднято почти 2000 плавсредств. Механизм их подъема и утилизации разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года.

Читайте также:  Самые популярные серваки в Майнкрафт

Редкий, почти уникальный случай, когда к подъему затонувшего судна все-таки привлекли его собственника. В прошлом году со дна Телецкого озера был поднят «Ковчег» – одновинтовой буксирный теплоход 1969 года выпуска. Он пролежал на глубине 27 лет и негативно влиял на экосистему алтайской природной жемчужины. На основании этого Майминский районный суд Республики Алтай удовлетворил иск Западно-Сибирской транспортной прокуратуры и обязал собственника поднять буксир. Работу выполняла специализированная компания «ВК ПОДТЕХ» (Подводные технологии).

Два года назад новостные ленты сообщали, что Петербургский Крыловский государственный научный центр приступил к разработке универсального средства подъема различных затонувших объектов. В проекте это было судно катамаранного типа, способное поднимать из-под воды объекты массой до 14 тысяч тонн. Планировалось построить судно уже в нынешнем году, о дальнейшем развитии проекта пока не сообщается.

Утилизация: подходы и стандарты

Несмотря на развитые технологии, разбор судов часто происходит вручную.

Судам, отслужившим свой век, одна дорога — на металлолом. Это позволяет использовать вторично огромные массы металла. По данным организации Shipbreaking Platform, в 2019 году на утилизацию было продано 674 морских судов и платформ.

В мировой практике чаще всего корабли отправляют на утилизацию в Юго-Восточную Азию. Там процветает так называемый «пляжный» метод. Судно доставляют к берегу, где его и разбирают — разрезают на куски, развинчивают вручную десятки и сотни рабочих рук. В самом известном таком месте — Читтагонге (Бангладеш) — утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом.

В странах ЕС строгие стандарты, по которым судна могут демонтироваться только на специализированных объектах. В России, кстати, тоже действуют подобные правила. Есть Соломбальская судостроительная верфь в Архангельске, в Находке, но чаще всего поднятые корабли утилизируют на месте, в портовых доках.

Ученые Олалекан Адекола (США) и Джахир Ризви (Великобритания) предложили экономичный и экологичный метод демонтажа судов. Авторы разработки рекомендуют разбирать корабли на специальной четырехслойной платформе, изготовленной из бетона, гальки и песка. Все слои платформы имеют разную степень проницаемости, что позволяет на каждом уровне улавливать разные загрязняющие вещества. Кроме того, для изготовления подложки требуются натуральные и недорогие материалы, которые впоследствии можно пустить в переработку.

С кладбища – в музей

Извлеченные из морских и речных глубин корабли могут еще послужить людям не только в качестве металлолома. Есть идеи превращать затонувшие корабли в музеи. Не один год готовится проект такого музея в Кронштадте, но, судя по всему, до его открытия еще далеко — это требует немыслимых затрат, энергии инициаторов и массу разных факторов.

Об этом может свидетельствовать, например, история создания известнейшего в мире Музея корабля «Мэри Роуз» близ Портсмута (Англия). 700-тонный флагманский корабль Генриха VIII погиб в 1545 году. Его останки были подняты в 1982 году, а музей окончательно открылся в 2016-м.

Похожая история и у другой европейской корабельной знаменитости – 64-пушечного корабля «Ваза»( или «Васа»). Судно затонуло в первый же свой выход в море — в 1628 году — и пролежало в балтийских водах 333 года. Его подняли в 1961 году, долгие годы шли реставрационные работы, и Музей «Васа» был открыт в Стокгольме в 1990-м году. Сегодня это тоже один из популярнейших музеев мира.

Источник: recyclemag.ru