Вот такой монумент «Байтерек» находится в самом сердце Казахстана — Нур — Султане. Говорят, что это — дерево жизни. Только на дерево совсем не похоже. Пусть не похоже, зато полно символизма. Но давайте по порядку рассмотрим сам монумент, узнаем его значение, миф и символику.
Наливайте кофе и читайте, будет интересно.
Полное название монумента — «Астана — Байтерек». Инициатором проекта стал сам президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, архитектором — Акмурза Рустембеков. При строительстве было использовано большое количество бетонных и металлоконструкций и стекло. Стоимость материалов составила около 6 миллионов долларов. Строительство было закончено в 2003 году.
Высота монумента — 102 м вместе с шаром а диаметр шара — 22 м. Монумент очень большой и величественный. Его нижний уровень уходит под землю на 4 метра и там находятся кафе, аквариумы и минигалерея «Байтерек». Оттуда ходит лифт наверх, в шар, где расположены бар и панорамный зал. Монумент привлекает множество туристов и проводятся экскурсии на разных языках, в том числе казахском и русском.
Строим БАЙТЕРЕК в выживании|Minecraft
Рисуя набросок этого сооружения Нурсултан Назарбаев опирался на древнюю казахскую легенду о священной птице Самрук. Легенда гласит, что мифическое дерево — великан, дерево жизни, находящееся в степи, называлось Байтерек. Древние кочевники верили, что на стыке миров протекает Мировая река. Именно на ее берегу возвышается Дерево жизни, и его корни уходят глубоко в землю и крепко ее удерживают, а крона — высоко в небо и поддерживает его. Таким образом дерево находится в трех мирах: корни — в подземном, ствол — в земном, а крона — в небесном.
На самой вершине, среди ветвей дерева, жила сказочная птица Самрук. Она ежегодно в крону дерева откладывала золотое яйцо — Солнце, которое проглатывал Дракон Айдахар, живший у подножия дерева. Это означало вечную борьбу добра и зла, смену времен года и смену дня и ночи. Очень напоминает эта легенда сказку К.И.Чуковского «Краденное солнце», и если вам будет интересно, то можете прочитать мою статью об этой сказке, где я разобрала символизм и значение сказки, в которой тоже присутствует Крокодил, съевший Солнце. Читайте статью здесь.
Фото из открытых источников
Древние кочевники верили в то, что ствол Байтерека — это земная ось, мостик, соединяющий грешную землю с небесами. По стволу этого древа достойнейшие из праведников поднимались на небеса, чтобы беседовать с небесными жителями. Также, по стволу, они возвращались обратно, принося в наш мир Божественные знания.
Это тоже знакомое действо: Древо Жизни имеется в сказаниях многих народов, в том числе и у русских. Так, в христианстве, Дерево Жизни символически описано в Книге Откровения как обладающее следующими свойствами: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов» ( Откр. 22:1–2 ). В католическом христианстве Дерево Жизни представляет собой безупречное состояние человечества, свободного от разложения и первородного греха, до грехопадения.
Папа Бенедикт XVI говорил, что «крест является истинным древом жизни». Святой Бонавентура учил, что лечебный плод с Дерева Жизни представляет Иисуса Христа. В свою очередь святой Альберт Великий учил, что евхаристия, тело и плоть Христова, является плодом с Дерева Жизни. В восточном христианстве дерево жизни представляет собой любовь Бога. Св.
Исаак Сирин говорил, что «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами», и что «древо жизни есть любовь Божия».
В славянской мифологии Дерево Жизни — это вариант мирового древа, в книжности и фольклоре — мотив, отражающий представления о библейском древе жизни, которое Бог посадил в центре Рая. Фольклорный мотив восходит еще к дохристианской эпохе и отражает собой представление о трехчастном мировом дереве, моделирующем мир.
Древо жизни является важным объектом тюркской культуры и упоминается ещё в тюркской мифологии. Алтайские тюрки считают, что нижняя зона (корни древа) — это мир душ предков, которых оберегает Бог Эрлик вместе с подругой Тенгри-Умай. Эрлику подчиняется нижняя зона мира — духи предков, и он является опорой Древа Жизни, придавая ему импульс вечности. Благодаря ему происходит круговорот жизни в мире.
Получив знания Богов праведные люди могли по стволу, с заоблачных высот, вернуться обратно, в свой мир. (Представьте себе, человек побывал у Ангелов, поговорил с ними, они ему рассказали и показали что -то, или дали какие -то ему письменные ценности, и он спустился вниз, в мир живых, никак не навредив себе, у меня с трудом представляется, но вдруг такое раньше было возможным? Или нет?)
Древние тюрки считали, что простой смертный может добраться только до гнезда птицы Самрук, а дальше только эта птица могла определить, грешен ли человек, и потом она либо пропускала его наверх, либо сбрасывала к подножью древа. Птица эта тоже сама по себе не простая. Она не только способна находить «избранных», но и ее прилет к дереву вызывал ухудшение погоды.
Ее крылья поднимали сильный ветер, а ее слезы падали сильным дождем на землю, и плакала она, переживая за своих птенцов, которых она надолго оставила в гнезде на верхушке кроны Байтерек. Каждый раз она, отложив яйца, вынуждена лететь за пищей очень далеко, чтобы потом накормить птенцов, и покидает их, а в подземном мире живет дракон, который ловит вылупившихся птенцов, выпавших из гнезда и съедает их.
Вернувшись в гнездо, Самрук обнаруживает, что дракон опять съел ее птенчика и начинает плакать. Огромные капли слез становятся дождем и падают на землю. Так происходило долго. Но однажды человек, по имени Хасан дошел до Байтерека и увидел, что из гнезда попадали вылупившиеся птенцы, и к ним уже ползет дракон.
Он убил дракона и вернул птенцов обратно в гнездо, но не успел спуститься, как поднялся сильный ветер — это летела Самрук. Хасан хотел спрятаться, но прятаться было негде, и тогда птенцы укрыли парня своими крыльями. Птица присела на край гнезда и заметила, что птенцы ее все были живы и невредимы. Она очень сильно обрадовалась, и стала их кормить.
В клюве у нее было много зверей: оленей, газелей и других животных. Она их сложила в кучу и почувствовала запах человека, и птенцы показали его, рассказав, что он их спас от погибели. Птица и человек стали дружить. Самрук подарила человеку свое перо и он смог на нем летать, так как оно было очень большим. (Это чем — то напоминает сказочную Жар — птицу и ее перо, а также сказку «Финист — ясный сокол»).
Птица Самрук является представителем верхнего мира (света), а дракон — подземного мира (тьмы). Этот миф отражает представление о вечной борьбе между добром и злом, борьбе между верхним и нижним миром. Центром этого противостояния становится человек, который находится как бы посередине. И вот уже это не дуальность, а третичность, т. е. есть третий элемент кроме двух уже имеющихся.
Байтерек — это Дерево жизни из древнетюркской мифологии, связывающее три мира между собой. Корни Байтерек в земле, в подземном мире, где живут всевозможные злые духи, черти, албасты, царь змей Бапы и его жена и дети. Ствол Байтерека — средний мир, где обитают люди и животные, батыры, ханы, богатые и бедные. И, наконец, вершина — это верхний мир, где живут птицы, ангелы, разные добрые божества.
Интересно, как люди себе представляли Байтерек. Мне удалось найти отличный рисунок древа жизни:
Источник: dzen.ru
Minecraft Байтерек в майнкрафт HD1 By MineKaz
סרטונים קשורים ∽ Minecraft Байтерек в майнкрафт HD1 By MineKaz
000
000
000
000
000
000
Источник: video.mivzakon.co.il
Байтерек
Байтерек – уникальный по конструкции, величественный монумент, считающийся визитной карточкой современной столицы Казахстана. Полное название этого памятника – Байтерек-Астана. Для казахов он стал символом наступления нового этапа в истории страны, а мировое сообщество воспринимает Байтерек как воплощение независимого государства Казахстан.
Ежедневно к огромному монументу приезжает много туристов, желающих побывать внутри Байтерека. Это жители Казахстана и иностранные путешественники, дети и студенты. Обслуживающие их сотрудники одеты в специальную униформу, которая декорирована элементами национальных орнаментов. Они проводят для гостей обзорные экскурсии на русском, казахском, английском и других языках.
Сэкономь на путешествии!
- Основные моменты
- Символизм Байтерека
- История создания
- Особенности конструкции
- Интересные факты
- Туристам
- Как добраться
Основные моменты
Высокая башня Байтерека – один из самых популярных туристических объектов города. Наверху этого памятника обустроена просторная обзорная площадка в виде кругового зала с баром. Отсюда открываются замечательные виды на городские кварталы новой казахской столицы и живописный Президентский парк. Некоторые путешественники приезжают к Байтереку специально для того, чтобы полюбоваться с его верхней части на красивую современную Астану.
В центре обзорного зала находится деревянный глобус, который окружают 17 «лепестков», подписанных главами мировых религиозных конфессий. Он символизирует лояльность современного казахского общества и его открытость для разных подходов во имя решения общих проблем человечества. Рядом выставлен необычный памятник «Бережные руки», где можно увидеть оттиск правой ладони президента страны Нурсултана Назарбаева.
Внутри башни помещен макет центральной части города, и экскурсоводы на нескольких языках рассказывают туристам об истории Астаны и планах ее развития. Здесь же открыт магазин, в котором гости могут приобрести оригинальные изделия народных промыслов и сувениры с символикой Байтерека. В больших смотровых залах монумента проходят официальные мероприятия и торжественные приемы. А на площади, которая окружает необычный памятник, регулярно проводятся уличные выставки.
Символизм Байтерека
В традиционной культуре Востока памятники и архитектурные сооружения всегда символичны. Не стал исключением и Байтерек. По замыслу его создателей этот высокий монумент передает идею трехуровневого Дерева Мира, лежащую в основе мировоззрения древних кочевников. В этой системе взглядов раскрывается вечная борьба добра со злом и антагонизм жизни и смерти.
Модель мира в виде огромного дерева, соединяющего нижние уровни (мир мертвых), срединный мир (всех живущих) и небеса, характерна не только для Казахстана. Она свойственна народам разных стран и говорит об их общих культурно-исторических корнях.
Памятник находится неподалеку от реки Ишим, протекающей через всю Астану. В контексте Байтерека Ишим символизирует Мировую реку, несущую свои воды на стыке жизни и смерти. Основу памятника составляет Дерево Жизни, вырастающее из Земли и подпирающее своими ветвями Небо. Это огромное Дерево в космогонических представлениях кочевых народов, населявших издревле Казахстан, воплощает идею Добра.
К раскидистой кроне Дерева летит большая, похожая на орла, птица Самрук, которая должна отложить там золотое яйцо. Так древний казахский эпос описывает Солнце – вечного дарителя жизни и надежды. А внизу, у подножья Дерева сидит вечно голодный дракон Айдахар, который является у казахов символом прихода ночи и смены времен года.
История создания
Проект уникального сооружения разработал президент казахского Союза архитекторов, профессор Акмурза Рустамбеков. Для строительства Байтерека был подготовлен оригинальный фундамент, состоящий из 500 свай, и проведен огромный по масштабам объем земляных работ – 8,6 тыс. куб. м. Отделочные, инженерные и специальные работы выполняли 23 субподрядчика.
Стройка стартовала в 1996 году, и в 2003 году памятник был открыт. Автору Байтерека удалось достичь поставленной цели и воплотить гармонию между древней духовной культурой казахского народа и современными технологиями, символизирующими устремленность страны в будущее.
Особенности конструкции
Байтерек сделан из бетона, стали и стекла и возвышается над улицами города на 105 м, что по высоте сопоставимо с 34-этажным зданием. Общий вес монумента превышает 1 тыс. тонн.
Памятник украшает смонтированный на высоте 97 м огромный стеклянный шар, имеющий диаметр 22 м и весящий 300 тонн. Цифра 97 выбрана не случайно. Она символизирует 1997 год, ставший новой точкой отсчета в истории Казахстана. Шар сделан из стекла-«хамелеона», способного менять свой цвет в зависимости от угла падения солнечного света. И общая площадь остекления превышает 1,5 тыс. кв. м.
В подземных этажах Байтерека, углубленных на 4,5 м, находятся аквариумы и художественная галерея, где выставлены работы известного казахского художника Ерболата Толепбая. Внизу также можно отлично провести время в уютном кафе. Через стержень конструкции – «ствол» башни проложены скоростные панорамные лифты, с помощью которых посетители поднимаются вверх – к обзорному залу.
Интересные факты
Необычный монумент так популярен, что его копии установлены уже в двух других городах Казахстана. Уменьшенная более чем в три раза копия Байтерека расположена в городе Усть-Каменогорск, на востоке страны. Она весит 22 тонны и понимается в небо на 28,5 м. Вторая копия украшает сквер 50-летия города Экибастуз, в Павлодарской области.
Запоминающийся силуэт памятника запечатлен на юбилейной монете номиналом 50 тенге, которую выпустили в честь 10-летия столицы Казахстана – Астаны. Кроме того, Байтерек можно увидеть на казахских бумажных купюрах в 10 тыс. тенге.
Туристам
Для посетителей монумент открыт круглый год. Попасть внутрь него можно с 10.00 до 21.00 в низкий сезон (с 1 октября по 30 апреля), и с 10.00 до 22.00 в высокий сезон, когда туристов в Астане становится больше (с 1 мая по 30 сентября).
Взрослый билет стоит 500 тенге, детский (от 5 до 15 лет) – 150 тг. Дети до 5 лет могут побывать внутри Байтерека бесплатно.
Как добраться
Байтерек расположен по адресу: г. Астана, Левобережье, 1, неподалеку от трассы, ведущей в аэропорт. Сюда ходит несколько автобусов и маршрутных такси (остановка «Байтерек»).
Источник: wikiway.com