CREATURI FANTASTICE: Грифон
Грифоны — сказочные существа, чей образ кочует из культуры в культуру, пересекая континенты и тысячелетия. Это не просто самый популярный, но и самый узнаваемый образ мифического существа. Грифон — это большое млекопитающее с четырьмя ногами и двумя крыльями. Телом грифон напоминает льва, а вот крылья и голова у него орлиные. Образ такой стал весьма классическим, и мало изменился за тысячелетия истории.
Краткий экскурс в историю
Большинство из нас склонны считать грифонов родом из средневековой Европы, где его изображения намалеваны практически на каждом пятом щите, но немногие знают, что зверушка пришла из куда-более древних веков и стран. Пытливые читатели воскликнут «греки», вспоминая приключения Одиссея. Нет, дорогие мои, этот зверь гораздо, гораздо древнее.
Первые изображения существ с телом льва и головой орла обнаружились аж в Древнем Египте (3-4 т. до нэ.). Разумеется, голова принадлежит Гору, богу-соколу. Примечательно, что царственный зверь не заслужил крыльев, ибо это прерогатива сугубо божественная. Зовут его Ахех, и отличительная его черта в конечностях, которые оказались орлиными. Соединение льва (царя) и сокола (бога), выродилось в один из символов фараона. Причем символ именно победоносного фараона, шагающего по поверженным врагам. В среднем царстве очень котировали знамена грифонов, ведущие к победе. А вот в позднем Египте выделили еще одну черту зверя — справедливость, причем воздаваемая, а не ожидаемая.
Некрополь Бени Хасан
Совсем рядом, в царствах Шумера и Вавилона ( 3 -1 до нэ) можно увидеть характерных «львиных грифонов». В уже знакомом нам виде крылатых львов с заостренными ушами, орлиными лапами и хвостом. У Шумера обнаружилась весьма интересная птичка Анзуд, подрабатывающая посредником между небом и землей, людьми и богами, потому не причислялась ни к злу, ни к добру. Более того, она считалась началом и того, и другого.
Анзуд. Боевой хохолок в наличии
Не менее узнаваемыми стали грифоны Минойской культуры. Ну это там, где Крит, лабриссы, дрянная еда, мино-черт побери-тавр. Минотавр! А вообще Минойская культура сильно пересекалась с египетской, поэтому многие мотивы заимствовались напрямую. И такой сильный образ, как грифон, вполне ожидаемо был срисован. Грифоны хранят царский трон Кносса, изображаются на погребальных фресках. Но самое интересное — зверушка выступает спутником богов. Есть надежный пруф в виде фрески с богиней из Акромии. Именно отсюда растут уши у греческо-микенских грифонов, распространившихся на печати, кольца, керамику и фрески.
Колоритный греческий птыц
Причем образ крылатого льва, по аналогии с Египтом, стал символизировать царскую власть, высший божественный закон и его охрану. И если до Микенского периода грифоны стерты из письменных источников, то древние греки начинают жечь напалмом. В прямом смысле. Аристей, Эсхилл, сам Геродот не стесняясь рисуют целый народ аримаспов (мини-циклопов), которые усиленно экспроприируют золото из грифоньих пещер. Живут эти веселые ребята в Рипейских горах. Это, на минуточку, Уральские горы. В Пермской области при раскопках древнего городища археологи обнаружили бронзовые предметы с изображениями птицекрылых людей. У одного из существ три головы, и на каждой виден третий глаз. С учетом примитивности древнего изображения — вот вам и аримаспы. А где аримаспы, там и грифоны. Последние вновь принимаются за божественных созданий, служащих богам. Причем далеко не последним в пантеоне. Аполлон не отказывал себе в удовольствии запрячь пару «птичек» в колесницу, когда ехал в Дельфы, где кстати тоже сохранились исторические фрески.
Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Правда, это так, мелочи. Истинная роль грифона — хранение Закона. Грифоны впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, а эта дама символизирует быстроту и неотвратимость расплаты за грехи. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей, строящие свои гнезда из золота, с героями и богами в конфликты не вступают. Негоже царям Разумеется, преемники греков, римляне, не преминули добавить столь колоритный образ в свою мифологию. Зато грифоном добавили еще одну ношу — вращать колесо судьбы. Все той же Немезиды, C’est La Vie.
Уставший римский гриф
Китайский грифон в «Сань-цай ту хуэй» — хищник с клювом и крыльями. Китайцы называли его ханьшоу. Единственное, что отличается от обычного описания — тигриная масть. В остальном ничего особенного.
В Средние Века, грифоны прочно поселились в геральдике. Грифон — часто встречающаяся фигура в гербах . Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. Мужской вариант грифона (англ. male griffin ) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями. Любой рыцарь считал неплохой удачей разжиться подобным символом на своем щите, и уж тем более гербе. Везло правда не всем.
Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа — божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его обеими стихиями. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Епископ Севильи Исидор упоминал в своих трудах грифона и называл его реальным, но вымершим существом. Он считал образ грифа идеально передающим миссию Христа. «Христос есть лев, ибо он царит и обладает таким же могуществом, но он, как и орел, ибо после смерти возносится на небо». Французский философ-просветитель Дидро писал о грифе как о символе Папы, который шествует по земле царственно, как лев, и возносится к престолу Господа, как орел. Замечаете тенденцию? Снова божественность, стражник и прочие мощные эпитеты.
А вообще есть мнение, что образ грифона и его историчность появились благодаря протоцератопсу. Мол, скифы случайно подкапывали курганы, и нашли некие скелеты, весьма напоминающие наших красавцев. Такая вот скучная банальная версия. Зато можно считать скифов практически первыми палеонтологами, но это совсем другая история.
Усы, лапы и хвост — вот мои документы.
Сам облик грифона, равно и как его нрав, в целом довольно схож — задняя часть у него львиная, но некоторые (Индия) выдали тигров, пантер и леопардов. Зачем? Прежде всего подчеркнуть воинственность и свирепость хищников. Что тигр, что леопард — опаснейшие звери на планете практически во все времена человеческой культуры. Хвосты, как правило, тоже были звериными. Грифоны часто нападали на людей и могли легко унести в своих когтях не только взрослого человека, но и быка, и всадника с лошадью. Сила позволяла им не ощущать страха вообще, что опять таки намекает на высших хищников. Передняя часть туловища — птичья, однако очень часто на голове рисовали уши. Либо потому, что так симпатичнее, либо намекая на тонкий слух. Who knows? Некоторые авторы, видимо столкнувшись в неравном поединке с гусями, не преминули добавить в клюв грифона ряд мелких гусиных зубов. Вопреки расхожему мнению, грива у грифона далеко не обязательный атрибут, благо манишка из перьев смотрится куда краше.
Из-за таких небольших различий авторы начали вводить некую «классификацию». Ну вы знаете, эти древние ученые. В итоге мы имеем грифона-птицу, грифона-льва, и как ни странно, грифона-змею. С драконьим хвостом, смекаете? Есть не шибко популярное мнение, что средневековые авторы, начитавшись Аристея с его аримаспами, провели параллель вида «золото-пещера-дракон» но это не точно.
Как это обычно бывает, средневековые алхимики тут же растащили беднягу на запчасти. Когти грифона, подобно рогу единорога, тут же меняли цвет кубка с ядом. Перья грифа исцеляли слепых и прочие чудеса. Считалось, что от крика грифона вяли цветы и жухла трава, а все небольшие живые существа падали замертво. Грифоны часто нападали на людей и могли легко унести в своих когтях не только взрослого человека, но и быка, и всадника с лошадью. Сила позволяла им не ощущать страха вообще. При этом грифоны не рисовались кровожадными монстрами, напротив, они ревностно охраняли свой ареал обитания, выступая пассивными наблюдателями. Однако все исследователи сходятся на мысли, что единственными естественными противниками драконов выступали герои сегодняшней статьи. Что неудивительно, ведь как и в нашем мире, стайные хищники показывают более высокий результат.
А нынче что?
Разумеется, ни один из современных авторов не мог пройти мимо столь могучих созданий. Его востребованность поражает: кино, игры, литература и даже татуировки.
Конечно, в кино столь дивное создание появляется редко, зато художники, работающие в жанре фентези, работают не покладая рук. Это Борис Валледжо и Тим Хильдебрант, рисовавшие десятки образов грифов. И это без учета огромного количества менее именитых мастеров, вдохновляющихся крылатым львом. С кино, как я упоминал, грифону везет меньше — есть довольно средняя картина 2007 года. В довольно среднем фильме Варкрафт грифон выступил, пожалуй, самым красивым и интересным существом, к тому же неплохо показав себя в битве. А знаменитый Клювокрыл из Гарри Поттера, хоть и относится к грифонам, являет собой совсем иной вид — гиппогриф ака лошадь с головой и крыльями орла. В книгах грифоны тоже занимают свою нишу, отмечу лишь серию о всадниках на грифонах. В ней неплохо раскрываются тяготы службы фентезийной авиации. Отдельно советую прочитать книгу из серии Dragon Age «Последний полет». Именно здесь раскроется главная тайна игры о гибели всех грифонов. Но будем честны, собрались мы тут ради игр. И вот тут я уже подготовил очередной списочек.
Heroes of Might and Magic
Самый знаковый грифон в играх вообще. Изначально Грифоны не принадлежали расе людей, как это было принято в других частях серии Heroes of Might and Magic. В самой первой части великой игры звери были на стороне гор. Потом переехали на ПМЖ к Чернокнижникам, и только к третьей части перешли на сторону человечества. В последующий частях так и вовсе стали символом Империи Грифона, украшая своим присутствием не только поле боя, но и архитектуру фракции. На поле боя же это могучие существа, со времен первой части приобретшие способность, которая оставалась с ними на протяжении всей серии: бесконечно отвечали на удары.
Disciples
Не обойдем вниманием извечного конкурента Героев, Disciples. Как обычно, грифон тут выступает в роли мощного бойца передней линии фронта. Столь благородное существо забрали себе не менее благородные эльфы, образуя типичный фентези-тандем. Сам грифон выглядит грозным противником, о чем свидетельствует огромная масса мышц (2). Третья же часть вернулась к практически классическому внешнему виду, даром что наделила зверя крупными рогами.
King’s Bounty
Грифон — очень сильное существо с большим запасом здоровья. Легко может пролететь всё поле боя за один ход, а также умеют разделяться на два отряда, тем самым блокируя лучников. А Королевские Грифоны способны поднимать на 50% атаку и инициативу при помощи способности «Ободрение». К тому же при помощи способности «Небесная стража» призывают подмогу на соседние случайные клетки. Это очень подходит столь гордому созданию, ибо один вид его и вправду должен вдохновлять на подвиги
Warcraft
Вопреки тенденциям, серия отдает грифонов в руки целого клана дворфов. Последние мало того, что живут не в пещерах, так еще и прослыли самыми крутыми пилотами в мире. Полноценные боевые всадники верхом на могучих крыльях швыряют во врагов натуральными Мьельнирами. В сущности, именно грифоньи всадники представляют собой всю военно-воздушную Мощь Альянса. С развитием серии грифоны стали одними из самых популярных средств передвижения, работая не только в качестве такси, но и непосредственно скакунов игрока. Что примечательно, поскольку грифон выступает одним из важных символов Альянса, оседлать его может только эта часть конфликта. Вот уже 20 лет Орда мечтает о подобной роскоши в небе, но в отличие от орочьей виверны, грифоны отказываются носить цвета вражеского флага.
ARK: Survival Evolved
В довольно неплохом симуляторе выживания грифон вновь представлен одним из самых опасных хищников. Грифоны часто встречаются стаями от трех особей, чаще всего среди деревьев или на вершинах скал. Они имеют довольно широкий радиус агрессии и будут преследовать выжившего на большие расстояния, прежде чем потеряют интерес. Они удивительно неприхотливые противники и не получают усиленного урона от оружия дальнего боя, который получают другие летающие существа. Приручить подобное животное считается признаком весьма умелого игрока.
Warhammer Fantasy
С одной стороны, это дикие и опасные создания, что охотятся, паря на своих огромных крыльях над высочайшими горными вершинами, в которых они живут. С другой стороны — это благородные животные, благородные настолько, насколько могут быть животные, которые можно приручить. Эльфы отыскивают их гнёзда и крадут детёнышей, чтобы вырастить их в неволе. Только так можно надеяться приручить гордого грифона, тренировать его для того, чтобы он позволял ездить на себе, помня при этом, что он всё равно останется своенравным и диким животным. Они связывают себя со зверем узами, разорвать которые может лишь смерть. Обратите внимание на их внешний вид. Художники серии проявляют широкий кругозор, смело добавляя тигриные и леопардовые оттенки шкур. В серии Total War всадники Тор-Гавала являют собой одних из самых сильных существ в игре. Но самым знаменитым грифоном можно считать Смертельного Когтя. Он живёт в Альтдорфском Имперском зверинце, принадлежит лично Императору Карлу-Францу и был подарен тому эльфами в качестве знака величайшей милости.
A Total War Saga: TROY
Сага дает возможность приручить настоящего греческого грифона — владыку неба. Огромное сильное существо пришло в игру прямиком со страниц Аристея и Геродота. Тут отражено все, вплоть до любви птичек к золоту. Бонусом прилагаются аримаспы, и на этой ноте я не буду раскрывать больше. Благородный облик грифона воспроизведен до малейших точностей, и наблюдать за атакой мощного хищника — сплошное удовольствие.
The Elder Scrolls
В серии свитков столкнуться с грифонами можно только в онлайновой части игр, а именно Саммерсете. Грифоны живут бок о бок с эльфами, выступая высшими хищниками на островах. Вопреки мнениям, у них нет особой дружбы с ушастыми соседями, поэтому последние стараются избегать близких контактов. Тем не менее, существует особый орден всадников на грифонах — велкинары. Что интересно, число членов ордена — четыре, что символизирует четыре стороны света. Когда один велкинар решает уйти на покой или погибает, его место занимает другой. Обучение посвящённого занимает годы, так как сначала ему предстоит поймать и вырастить своего собственного спутника-грифона. Именно потребность в мобильности и привела первых членов ордена к сближению с грифонами. С помощью этих существ они способны быстро перемещаться в самые отдалённые уголки острова. Увы, игрокам доступны лишь милые маскоты игры — крошечные детеныши грифонов всех мастей и расцветок. Однако увидеть столь забавных малышей дорогого стоит, ведь в основном они покупаются за настоящие деньги. Советую также обратить внимание на внешний вид летунов. Все тело, включая хвост, покрыто перьями, что выглядит очень оригинально и свежо, отсылая аж к шумерским изображениям.
Witcher
Эти упрямые, агрессивные и могущественные чудовища обладают дьявольской силой и не боятся нападать ни на людей, ни даже на бесов. Завидев противника или добычу, грифоны издают долгий пронзительный крик-предупреждение – из-за этого считаются людьми очень благородными созданиями, после чего камнем падают на жертву с неба, сбивая её с ног огромной массой и инерцией, дробя кости и разрывая ткани. Если этого недостаточно, грифон пускает в ход острейшие когти и клюв, кромсая добычу на куски. Одновременно со своей «благородной» стороной, грифоны обладают «садистскими наклонностями» и любят по кусочку отдирать мясо от своих ещё живых жертв. Ведьмаки неохотно берут заказы на подобных чудищ, считая грифонов очень опасными и страшными противниками. В игре предстоит столкнуться не только с обычным, но и более грозным драконьим грифоном.
Несмотря на уходящее во тьму прошлое, образ грифона оказался настолько удачен, что сохранился до наших дней практически без изменений. Воплощение самых благородных черт обоих царей земли и неба, грифон настолько самобытен и ярок, что невольно вызывает восхищение. Действительно, ведь он вдохновляет нас на лучшее, что есть в людях — стремление к свободе, благородство и справедливость.
Источник: dtf.ru
Грифоны (Warcraft)
Грифоны (англ. Gryphon) в мире Warcraft — звероподобные полуразумные существа. Они выглядят как классические грифоны — полуорлы-полульвы. В наиболее распространённой окраске орлиная часть — от белоголового орлана, наиболее знакомого американской аудитории игр. Грифоны происходят с Заоблачного пика i , где они живут бок о бок с дварфийским кланом Громового Молота i . Первоначально грифоны помогали этому клану дварфов на войне, затем же стали помогать всему Альянсу как на войне, так и в транспортировке. Грифоны — основной метод перемещения между поселениями и лагерями Альянса, причём игроку показывается весь полёт в реальном времени.
О грифонах говорят как о разумных существах: употребляют местоимения he и she вместо it (то есть называют их как принято людей, а не животных); говорят «грифоны пришли на помощь», «грифоны участвовали в войне» и «дварфы привели грифонов», а не «дварфы прилетели на своих грифонах». Очень редко когда от такой лексики отступают. Уздечка и седло, которые носят верховые грифоны, служат удобству полёта, а не укрощению грифона. Тем не менее, у грифонов нет своего языка и материальной культуры, нет королей, послов, племён и других признаков народности.
Внешность [ править ]
Грифоны в Варкрафте всегда являются комбинацией орла и льва, однако различаются по окрасу. Верховые грифоны, доступные игроку в качестве личного транспорта, бывают белые (Snowy Gryphon); и тёмно-зелёные с красной шерстью (Ebon Gryphon). Существует несколько вариаций грифонов, появляющихся только в некоторых сюжетах: например, призрачный грифон, который позволяет призракам персонажей (когда персонажа игрока убивают) попасть в место воскрешения, куда нельзя добраться пешком.
Персонажи [ править ]
Некоторые грифоны в играх и других произведениях имеют имена, но далеко не всегда они проработаны как персонажи.
Это незавершённый список персонажей. Вы поможете проекту, дополнив его и добавив описания и портреты. |
В настольной ролевой игре [ править ]
В настольной ролевой игре, считающейся субканоном (то есть факты из неё не учитываются в основной вселенной), дано немного дополнительной информации. Грифоны описываются сочетающими территориальные животные инстинкты со способностью волевым усилием подавлять их, чтобы сотрудничать с цивилизованными союзниками — дварфами. Единственное, что чему они с трудом способны сопротивляться — это вкусу конины. Лишь постороннее присутствие может удержать их от того, чтобы полакомиться кавалерийскими лошадьми.
В фильме [ править ]
См. также [ править ]
- Виверны (Warcraft)
- Гиппогрифы (Warcraft)
Ссылки [ править ]
- Грифоны в Вовпедии (англ.)
Источник: ru.wikifur.com
Warcraft Adventures: Lord of the Clans
Варкрафт 2.5. Приключения Зелёного Огурца
Наутро «Волчий всадник», как зовут «Одинокого орка», чью охоту прервал Тралл, обявляет, что Тралл должен проникнуть большой Птичник врагов клана, дворфов, и выкрасть яйцо грифона. Тарлл заявляет, что готов выполнить задание, чтобы получить уважение Волчьего Всадника.
Говорим с присутствующими.
Старейшина Заг’Гил советует найти орка по имени Молот Рока, который может много рассказать Траллу.
Подбираем с пола МАГИЧЕСКИЕ СВИТКИ (РУКА) – в инвентаре появляются три свитка: «Мост костей», «Смена облика» и «Иллюзия». Рассматриваем каждую из них (ГЛАЗ), определяем, какие нужны реагенты для того, чтобы их активировать.
В инвентаре комбинируем «Кость», прихваченную из пещеры орга и «Свиток «Мост костей» — заклинание готово. Покидаем Дом Старейшин.
Обнаруживаем, что Галоуз подогнал сюда свой дирижабль. Взбираемся по «Лестнице в дирижабль», летим в «Дарнхольд», идем к «Пропасти».
Применяем заклинание «Мост костей» на «Остатки моста». Идем по мосту через «Пропасть», спускаемся вниз.
Тралл пытается открыть дверь в «Хижину», заглядывает в окно.
Неожиданно на него нападают прирученные псы.
К нему подходит старый орк, который называет себя Молотом Рока. Он приглашает Тралла в хижину, и рассказывает ему об его отце.
После разговора оказываемся на улице.
Смотрим на «Скальпы» (ГЛАЗ) – «Слишком маленькие для людских». Забираем один СКАЛЬП ДВОРФА (РУКА).
В инвентаре комбинируем «Скальп дворфа « и Свиток «Смена облика». Направляемся к дирижаблю, летим на новую локацию – «Башня грифонов».
Башня грифонов
Направляемся к башне.
Дворфы, завидев орка, заставляют того спасаться бегством.
Используем «Смена облика» на Тралла – тот принимает облик дворфа, и идет к замку.
Дворфы принимают его за кузнеца, и советуют поскорее приступить к работе.
Осматриваем «Баллисту» (ГЛАЗ) – «Эта штука может нанести серьезный урон». Взаимодействуем с «Баллистой» (РУКА) – заряженная в орудие стрела улетает.
Дворфы разъярены, что потеряна последняя стрела.
Возвращаемся к дирижаблю – Тралл снова принимает свой прежний облик. Пробуем вытащить застрявшую в стволе дерева «Стрелу баллисты» (РУКА), но это оказывается по силам Траллу. Применяем на нее «Топор Дуротана».
Тралл перерубает древко стрелы – в инвентаре появляется обрубок СТРЕЛЫ БАЛЛИСТЫ.
Следуем в башню, проходим внутрь.
В коридоре Тралл встречает разъяренного «Капитана дворфов» — тот требует изготовить ему новый молот.
Заходим во второе слева помещение.
Берем три ПУШЕЧНЫХ ЯДРА (РУКА) и ПУСТУЮ ПОРОХОВУЮ БОЧКУ (РУКА). Выходим в коридор, следуем в освещенную пламенем комнату, первую слева.
Бросаем «Ядра» в «Плавильный котел» (использование предметов), на «Опору для форм» помещаем «Пустую бочку» (использование предметов). Взаимодействуем с «Рукоятью» (РУКА) – выливаем расплавленный металл в форму.
Достаем из инвентаря «Стрелу баллисты», применяем к «Раскаленному мягкому металлу» формы (использование предметов) – получаем ГРОМАДНЫЙ БОЕВОЙ МОЛОТ. Относим его «Капитану дворфов». Поднимаемся по лестнице в глубине экрана.
Обнаруживаем здесь грифонов. Замечаем, что один из них высиживает «Яйцо» (ГЛАЗ) – «Из него выйдет отличный омлет».
Спускаемся, заходим в кузницу. Забираем ЛОПАТУ и КУСОЧЕК УГЛЯ (РУКА), выходим в коридор, направляемся к дирижаблю. Летим в «Поселение Северного Волка».
Городок Северного Волка
Идем на центральную дорогу, перемещаемся в пещеру.
Битва Снежных зверей
Достаем из инвентаря «Объявление о розыске», накладываем его на «Выгравированное лицо» на плите (использование предметов).
Получаем ГРАВЮРУ ТРАЛЛА. В инвентаре комбинируем ее со «Свитком «Иллюзия», получаем заклинание «Иллюзия».
Возвращаемся в Башню грифонов, поднимаемся в гнездо.
Башня грифонов
Проходим вправо, к «Стогу сена». Применяем заклинание «Иллюзия» на «Грифона», сидящего на яйце. Пока грифон отвлекается на фантом, хватаем ЯЙЦО (РУКА). Возвращаемся к дирижаблю, летим в «Поселение Северного Волка».
Городок Северного Волка
Спешим в Дом Старейшин.
Тралл становится вождем клана Северного Волка и принимает участие в Совете вождей кланов Орды.
Источник: questtime.net