Порой мы удивляемся тому, как простые на первый взгляд игры могут увлечь. К юбилею Minecraft – 17 мая ей исполняется 10 лет, – cyber.sports.ru рассказывает о том, как игра про кубики и монстров из кубиков стала международным феноменом.
История Minecraft началась в небольшом шведском городке Эдсбюне. Там проживает не больше 5 тысяч людей, а единственным развлечением в городе считается хоккей с мячом. Местная команда 10 раз выигрывала чемпионат Швеции.
Наверное, юный Маркус Перссон был единственным на весь Эдсбюн ребенком, который предпочитал не играть на улице в бенди, а часами напролет сидеть дома и собирать Lego.
К семи годам Маркуса отец подарил ему первый компьютер – Commodore 128, а спустя год Перссон уже написал свою первую программу. Тогда же семья переехала в Стокгольм, и если в Эдсбюне у будущего создателя Minecraft была хотя бы пара друзей, то в столице Швеции он стал еще более замкнутым. В интервью мама Маркуса вспоминала, как сын притворялся, что у него болит живот, лишь бы не идти в школу и провести целый день за компьютером.
История создания Minecraft: автор не окончил школу, пережил самоубийство отца и стал миллиардером
Маркус Перссон
Когда Маркусу исполнилось 12, его родители развелись – отец выпивал, а потом пристрастился к амфетаминам. Перссон не смог окончить школу.
Тогда мама заставила его записаться на онлайн-курсы программирования. Его детское увлечение, которое помогало забыть о проблемах в семье, переросло в профессиональный интерес к разработке игр. В 2004 году Перссон устроился в компанию Midasplayer, позднее ставшую известной как King.com – разработчик мобильной игры Candy Crush.
На работе Перссон познакомился с Якобом Порсером, таким же застенчивым молодым программистом. Двое друзей в свободное от работы время придумывали игры, некоторые из которых становились популярными на сайтах для независимых разработчиков.
Но руководству это не понравилось. «На наш взгляд, неправильно, когда сотрудники одновременно с работой у нас занимаются развитием собственной компании по производству игр», – говорил сооснователь Midasplayer Ларс Маркгрен, принимавший Перссона на работу.
Якоб Порсер вместе с Маркусом Перссоном
В 2009 Перссон устроился программистом в Jalbum, онлайн-сервис для выкладывания фотографий. Там на его хобби никто не обращал внимания.
В то же время Маркус увлекался игрой Infiniminer – в ней игроки соревновались в добыче ресурсов за ограниченное время. Спустя месяц после релиза создатели Infiniminer прекратили поддержку проекта и опубликовали исходный код, чтобы все желающие могли создавать пользовательские модификации на основе их игры. Так Маркус Перссон создал Cave Game.
Infiniminer
Изначально в игре было всего два блока: трава и булыжник. Их нельзя было убирать или ставить, а их расположение было хаотиичным. «Это очень ранний тест клона Infiniminer, над которым я сейчас работаю. В нем будет больше менеджмента материалов и ресурсов – если, конечно, я когда-нибудь доберусь до завершения проекта», – таким описанием Маркус снабдил первый геймплейный ролик игры.
Проект быстро разрастался. В Cave Game появились вода и лава, а на смену случайно раскиданным блокам травы и булыжников пришли аккуратные островки с деревьями, лугами и пляжами. Затем Маркус добавил в игру первые руды, древесину, физику воды, облака и NPC. В это же время проект получил окончательное название — Minecraft.
Разработка активно транслировалось в личный блог Маркуса и на сайте для независимых геймеров TIG Source. Тогда и появился Нотч – персонаж, от имени которого Перссон писал все новости о Minecraft.
В 2010 году геймеры покупали по 400 копий альфа-версии Minecraft в день (6 долларов за загрузку). В свою команду Маркус пригласил друга Порсера, а также своего бывшего начальника – генерального директора Jalbum Карла Маннеха, который занялся организацией бизнеса. Новую компанию назвали Mojang – «гаджет» в переводе со шведского.
Тогда же в Minecraft заложили все те основы и механики, вокруг которых потом строилась игра. Разработчики создали биомы — разные типы местности с уникальными особенностями: пустыни, горы, равнины и болота.
Карл Маннех
Появился красный камень, с помощью которого можно было составлять различные электрические схемы. Некоторым игрокам даже удавалось создавать из них внутриигровые копии Minecraft в 2D.
Резкому скачку популярности игры способстWowал релиз многопользовательского режима «Выживание». В мультиплеере игра здорово преображалась – геймеры отжимали друг у друга территории, вместе защищались от монстров или прокладывали железнодорожные пути. На первых серверах развивались товарно-денежные отношения — в качестве денег игроки использовали золотые слитки.
Крипера – самого известного врага в Minecraft, – Перссон сделал случайно: «У меня не было никаких трехмерных редакторов для создания моделей, я просто описывал их в виде кода. И я случайно сделал модель выше, а не длиннее. В итоге получилось нечто высокое на четырех маленьких ножках. Так и появился крипер. Вместо свиньи».
Не в последнюю очередь популярность росла благодаря YouTube. Авторы каналов подхватили игру и начали публиковать первые летсплеи. В это же время начала развиваться мифология игры.
Первым мифом считается Хиробрин — на официальном форуме Minecraft пользователь написал историю об игроке, который появлялся на границе дальности прорисовки. На его скине отсутстWowали зрачки, а при попытке подойти ближе он исчезал из поля зрения.
По слухам, аккаунт таинственного игрока якобы принадлежал мертвому брату Маркусу Перссона, которого тот решил увековечить в игре. Но Нотч развеял миф – Хиробрин был лишь плодом фантазии игроков.
Другим выдуманным персонажем был Entity 303. Один из уволенных сотрудников Modjang якобы решил отомстить Нотчу и создал бота, который переходил с одного сервера на другой и уничтожал все строения.
Говорили, что Entity 303 одет в белый балахон, а его глаза светятся ярко-красным светом; что он может зайти даже в вашу одиночную игру и уничтожить абсолютно все. Многие игроки так боялись за свои замки, что удаляли любые файлы игры с цифрами 303 в названии – согласно легенде, именно в них обитал «вирус Entity».
Продажи Minecraft росли с невероятной скоростью: в июле 2010 года Mojang реализовала двадцать тысяч копий, а в апреле 2011 года – уже миллион. Неизвестный инди-проект меньше чем за год превратился в феномен игровой индустрии.
«Это одна из сильнейших инноваций, которые я видел в играх за последние десять лет. Minecraft ломает все игровые правила: в ней сложное обучение, нет системы уровней персонажа и опыта, нет структуры миссий, нет измеримого прогресса, и все же она крайне успешна», – так описывал игру Питер Молинье, создатель серии Fable.
Еще на этапе бета-версии пользователи активно создавали собственные сервера с необычными режимами. В Minecraft реализовали Deathrun из Counter-Strike и карты с полноценными сюжетными квестами. Особой популярность пользовался режим Last man standing – прообраз современных королевских битв.
Релиз игры был запланирован на 2011 год, но Mojang заранее придумала ежегодные мероприятия, посвященные Minecraft – MineCon. Впервые ивент прошел в 2010 году в городе Белвью – тогда на него пришли около пятидесяти человек по приглашению, которое Нотч опубликовал в своем блоге. Фанаты встретились в парке, поели хот-догов и пообщались с Маркусом и другими разработчиками.
В 2011 году масштаб мероприятия вырос в разы — все пять тысяч билетов выкупили за месяц до мероприятия. В огромном зале одной из лучших гостиниц Лас-Вегаса – Мандалай-Бэй. 11 ноября 2011 года Mojang официально выпустила свой проект в релиз. Нотч дернул квадратный рубильник, и свет увидела версия Minecraft 1.0.0.
В игру добавили новое измерение — The End («Край»), в котором обитал Дракон Края, первый и единственный босс в игре. Уничтожив его, игрок мог увидеть титры, знаменующие конец игры.
Перссон — большой фанат серии The Elder Scrolls, и дракон в Minecraft был отсылкой к анонсу Skyrim. В ответ на пасхалку Bethesda разместила на самой высокой горе Скайрима предмет с названием Notched Pickaxe — «Зазубренная Кирка».
К релизу игры Маркусу Перссону было тридцать два года — на тот момент он уже стал миллионером. «Я не помню конкретную дату, но когда на моей карте появился первый миллион шведских крон, это стало для меня эпохальным событием. Я распечатал свой счет, показал жене и шутя сказал: «Ну, говорят, первый миллион — самый сложный», как будто я не ожидал, что смогу заработать еще один. Но я смог», – смеясь рассказывал Нотч в интервью.
Популярность Minecraft росла за счет вирусного распространения. А после того, как Mojang выпустила версии для Android и iOS, рост аудитории было не остановить. В мае 2012 вышла версия игры для Xbox 360 – она пробила отметку в 1 млн проданных копий за первую неделю. Одежда и мерчендайз с символикой Minecraft стали бестселлером среди молодежной аудитории – можете вспомнить сами, как много в то время вы видели детей с квадратными шлемами или мечами.
Мания Minecraft поглотила мир: издательство Egmont Publishing International, выпустившее несколько руководств по игре, продало 7,5 млн экземпляров в более чем 60 странах. А кинокомпания Warner Bros. даже выкупила у Mojang права на экранизацию.
В 2012 году компания из всего 30 человек получила 230 млн долларов в качестве прибыли. Говорят, Mojang заказала портреты сотрудников, написанные маслом в стиле итальянского Возрождения, а на вечеринку в честь 10-миллионного скачивания игры весь штат вывезли в Монако.
Примерно в то же время Маркус Перссон сложил с себя полномочия главы разработки – по его собственному признанию, он был в глубокой депрессии.
За несколько лет до этого младшая сестра Нотча умерла от передозировки наркотиков. Отец Перссона, безуспешно боровшийся с наркозависимостью и депрессией, перед Рождеством покончил жизнь самоубийством.
С женой Элин он развелся ровно через год после свадьбы, буднично объявив об этом в Твиттере:
«С сегодняшнего дня я не женат #смешанныеэмоции».
Но Перссон продолжал быть лицом Minecraft. Именно Нотчу игроки обращали все свои просьбы об устранении ошибок, именно он был целью оскорблений и язвительных шуток: «Я не могу понять, почему люди в интернете такие злые. Когда видишь такие комментарии, кажется, что они даже написаны более крупным шрифтом». Перссон начал задумываться о том, чтобы выйти из игры.
Как он сам рассказывает, все началось с самого обычного твита. 16 июня 2014 он проснулся с насморком и решил не идти в Mojang на планерку. На той же неделе компания начала массовые баны игроков, которые продавали предметы в Minecraft в обмен на реальные деньги.
Обозленные геймеры отправляли тысячи гневных сообщений Нотчу, которого лихорадило от температуры. Маркус не выдержал и в сердцах написал в Твиттере пост, изменивший все:
«Никто не хочет купить мою долю в Mojang, чтобы я мог жить спокойно? Надоело выслушивать оскорбления за то, что пытаюсь делать все правильно».
Человек, когда-то публично клявшийся, что никогда не продастся «корпорациям зла», сдался. В течение следующей недели ему беспрестанно названивали Microsoft, Electronic Arts, Activision Blizzard и другие.
Условия Activision Нотча не устроли, EA сразу получила отказ из-за их «подхода к играм». Договориться с Маркусом удалось лишь Microsoft.
Генеральный директор Mojang Карл Маннех навязал компании свои условия сделки: все три основателя (Перссон, Маннех и Порсер) могут выйти из компании без всяких перед ней обязательств. Кроме того, памятуя о сокращениях штата после покупки Nokia, он потребовал не увольнять никого из сотрудников Mojang.
15 сентября Microsoft объявил, что покупает Mojang за 2,5 млрд долларов. В течение пары часов после объявления Нотч написал свой последний пост в качестве владельца Mojang: «Дело не в деньгах. Я просто хочу сохранить свой рассудок».
Перссон признавался, что ожидал от фанатов Minecraft худшей реакции. «В день, когда мы объявили о сделке, я собирался удалить свой аккаунт в Твиттере, потому что боялся, что не смогу справиться со всем негативом. Но они восприняли это довольно спокойно. Прочитали мои объяснения и написали: «Ну что ж, надеемся, что ты решишь свои проблемы».
Сотрудники Mojang намного более остро восприняли драматическую смену ветра в парусах. Хотя все они получили бонусы от сделки (Порсер – более 300 млн долларов, Маннех – более 100 млн), многие из них были разочарованы решением Нотча.
«Мы их избаловали, их реакция меня очень огорчила. Когда мы продали компанию, самое большое наше усилие заключалось в том, чтобы сотрудники не пострадали. И они все сейчас меня ненавидят», – рассказывал Перссон.
На полученные деньги Маркус купил особняк в Беверли-Хиллз, где еженедельно закатывал огромные вечеринки. В ответ на оскорбления в Твиттере он любит посылать кадр из фильма «Zомбиленд» с Вуди Харрельсоном, вытирающим слезы пачкой денег.
«Люди начали воспринимать Нотча как какой-то идеал. Иногда вспоминаю, как впервые встречался с кумирами и думал: «Черт, ведь это же обычный человек». Так и здесь. Мои отношения с фанатами оказались совсем не такими, как я думал», – объясняет Перссон.
И добавляет: «Я не предприниматель, не генеральный директор. Я программист-ботаник, который любит писать в Твиттер».
В торгах за этот особняк участWowали Бейонсе и Jay-Z, но купил его Перссон.
Сейчас Перссон живет в свое удовольствие: сочиняет электронную музыку под псевдонимом Markus Alexei, разрабатывает инди-игры, выступает против феминисток и трансгендеров в Твиттере и там же жалуется на одиночество.
С последним обновлением из Minecraft исчезли все упоминания о Нотче. Они встречались в виде желтых надписей поверх логотипа игры. Среди них были фразы «Made by Notch!», «The Work of Notch!» и «110813» (дата свадьбы Нотча).
После продажи компании казалось, что под руководством Microsoft игра потеряет в качестве, но опасения не оправдались. Mojang продолжала выпускать обновления с новыми биомами и механиками, которые привлекали геймеров.
В конце 2017 года, версии для iOS, Android, Windows Mobile и 10, а также Xbox One, объединились в одну — Minecraft Bedrock Edition. Теперь пользователь различных платформ могли играть друг с другом на одном сервере.
В 2009 году никто из разработчиков и представить не мог, во что превратится обычный мод для малоизвестной инди-игры. За почти девять лет сущестWowания Minecraft собрал вокруг себя огромную аудиторию, оказал сильнейшее влияние на всю игровую индустрию и стал культурным феноменом.
Minecraft вышла за рамки индустрии развлечений: с ее помощью учат в школах, ее фанаты участвуют в благотворительных марафонах. И это все на основе простой задумки, ставшей основой игрового процесса — использовать кубические блоки для строительства.
К началу 2019 года было продано более 154 миллионов копий Minecraft на всех платформах. Сейчас игра находится на втором месте в списке самых продаваемых в истории: до «Тетриса» осталось всего каких-то 16 миллионов.
Источник: dzen.ru
Маркус Перссон
Геймдизайнер Маркус Перссон неизвестен широкой публике, зато талантливого программиста знают любители компьютерных игр. А те, кто знаком с именем этого человека, но не относится к геймерам, скорее всего, встречали его в заголовках скандальных статей, в которых обсуждались резкие высказывания шведа на тему политики и социальных отношений.
Детство и юность
Маркус родился летом 1979 года в Стокгольме, правда, первые годы его биографии прошли в Дании, по национальности, предположительно, швед, хотя точно это не известно. Он недолго прожил в другой стране, вскоре вместе с родителями вернулся на родину.
Компьютерными играми начал увлекаться с детства, впервые программированием занялся в 8 лет на домашнем компьютере, а уже через год демонстрировал друзьям первую самостоятельно созданную игру. Другие сведения о его детских и юношеских годах в Сети не освещались.
Карьера
Детская любовь Перссона к играм во взрослом возрасте вылилась в его желание связать с этим направлением жизнь. Так он устроился разработчиком игр в популярную компанию, где проработал 4,5 года, а затем решил создать собственную аналогичную фирму. И у мужчины это получилось, в 2009 году вместе с Карлом Маннехом и Джейкобом Порсером он запустил компанию Mojang AB, офис располагался в Стокгольме.
Огромный успех и главный заработок Перссону принесла игра Minecraft, созданная в жанре песочницы с элементами выживания. Ее презентация состоялась осенью 2011 года, всего за полгода компании удалось продать 3 млн копий игры. Чтобы работать над ней, мужчина уволился с поста геймдизайнера, а на место главного разработчика поставили Йенса Бергенстейна. Вскоре появились версии игры для Android и iOS, а позднее и для Xbox, но уже в обновленном виде.
Состояние Перссона увеличилось на $ 2,5 млрд после продажи компании Mojang корпорации Microsoft, вместо него программистом там стал Йенс. Создатель Minecraft на этом не остановился, среди других популярных его работ геймеры отмечают Breaking the Tower, она создана за 2 недели, действие происходит на острове, где игрок собирает ресурсы для выживания, строит здания и обучает солдат для уничтожения большой островной башни.
Embed from Getty Images Маркус Перссон с наградой British Academy Video Games
Игра Metagun родилась еще быстрее, всего за 48 часов мужчина создал ее для конкурса, оригинальность идеи заключалась в том, что оружие героя стреляет маленькими человечками, которые выпускают в противника настоящие пули.
В Scrolls Перссон и Порсер объединили элементы традиционных настольных и карточных игр в жанр стратегии. А в «0х10» действие разворачивается в далеком будущем, космическая игра нашла отклики у любителей выдуманных сюжетов.
Личная жизнь
О личной жизни геймдизайнера известно не так много. В 2011 году мужчина женился на Элин Зеттерстранд, но уже через год их отношения прекратились, о чем Перссон поспешил поделиться с подписчиками в «Твиттере». О других его отношениях с представительницами прекрасного пола в прессе информации не было.
Сейчас он живет в Стокгольме. Помимо работы, увлекается созданием электронной музыки. Поклонники знают его под псевдонимом Markus Alexei.
Также мужчина состоит в крупнейшей и старейшей организации для людей с высоким коэффициентом интеллекта «Менса», двери которой открыты для любого, кто сдаст тесты IQ с показателем, превышающим баллы 98 % населения. Кроме того, Маркус состоит в политической Партии пиратов, выступающей против законодательства об интеллектуальной собственности, патентов и копирайта.
За свою карьеру Перссон прославился не только как автор увлекательных игр, но и как человек, постоянно подвергающийся критике за высказывания на политические и социальные темы.
Маркус Перссон сейчас
Перссон по-прежнему поддерживает скандальную репутацию новыми высказываниями. В марте 2019 года общественность его раскритиковала за приравнивание транссексуальности к психическому заболеванию.
Тем временем вышло новое обновление Minecraft, но представители корпорации Microsoft удалили из меню игры ссылки на Маркуса, хотя имя мужчины до сих пор остается в титрах. Также из-за поведения Перссона не пригласили на мероприятие, посвященное обновлению.
Что касается создаваемых им игр, стоит отметить, что пока мужчина приостановил эту деятельность, сейчас он посвящает время тусовкам с друзьями и путешествиям. Это видно по его фото в «Инстаграме».
Проекты
- 2011 — Minecraft
- 2012 — Breaking the Tower
- 2012 — Metagun
- 2012 — 0х10
- 2012 — Uber Catacomb Snatch
- 2014 — Cliffhorse
- 2016 — Cobalt
Источник: 24smi.org
Маркус Перссон
Ма́ркус Алексе́й Пе́рссон (швед. Markus Alexej Persson; также известен под псевдонимом Notch) — программист C++, Java и ActionScript. Является создателем популярной компьютерной игры Minecraft. Дальнейшей разработкой игры занимается его компания Mojang AB, которую 15 сентября 2014 года он продал Microsoft и ушёл из неё.
- 1 Биография
- 2 Личная жизнь
- 3 Игры
- 3.1 Minecraft
- 3.2 0x10c
- 3.3 Breaking the Tower
- 3.4 Scrolls
- 3.5 Конкурсные игры
- 3.6 Flash игры
- 3.7 Другое
- 3.8 2.5D движки
- 3.9 Интересные факты
Биография
Маркус родился 1 июня 1979 года. Жил в Дании, пока не переехал со своими родителями в Швецию. Пошёл в школу уже в Швеции. Начал программировать в семь лет на домашнем компьютере Commodore 128. Свою первую текстовую приключенческую игру разработал в восемь лет.
Четыре года работал программистом в King.com, до 2009 года. Для King.com разработал такие игры как «Funny Farm», «Luxor» и «Carnival Shootout». После этого непродолжительное время разрабатывал jAlbum. Также является одним из основателей Wurm Online, тем не менее больше не работает над этим проектом. Создал несколько игр для соревнования Java 4K Game Programming Contest, например «Left 4K Dead», «Mega 4K Man».
Принимал участие в конкурсе Ludum Dare.
15 сентября 2014 Маркус продал свою компанию Mojang AB вместе со всеми сотрудниками Microsoft за 3 млрд евро. Объяснил он это тем, что деньги его не волнуют, он просто не думал что его творение станет настолько популярным, и на нём будет такая ответственность.
Личная жизнь
Маркус Алексей Перссон живёт в районе Сёдермальм, Стокгольм, Швеция. Является членом Mensa Sweden. 13 августа 2011 года женился на Элин Зеттерстрэнд. Через год, 15 августа в твиттере Маркуса появилась запись о том, что теперь он холост.
Нотч создает электронную музыку под псевдонимом Markus Alexei. Перссону нравятся фильм Бойцовский клуб, серия фентези-романов «Песнь льда и пламени» писателя Джорджа Р. Р. Мартина и музыкант Aphex Twin.
Он подверг крупные игровые компании критике за их позицию в борьбе с пиратством. Является членом политической партии Swedish Pirate Party.
Игры
Minecraft
Самая известная и популярная разработка Маркуса Перссона. Он создал её на основе маленькой инди-игры — Infiniminer, которая через месяц после релиза закрылась из-за банкротства, и выложила код своей игры в открытый доступ. Маркус решил сделать мод к этой игре, который перерос в полноценную игру.
0x10c
Многопользовательский космосим от 1-го лица. Действие происходит в далёком будущем. Разработка была остановлена.
Breaking the Tower
Игру «Breaking the Tower» Перссон создал для конкурса Ludum Dare. Игра была написана в течение двух дней. Действия игры разворачиваются на маленьком острове, где игрок должен добывать ресурсы, строить дома и готовить солдат, чтобы они смогли уничтожить башню на острове.
Scrolls
Перссон и Якоб Порсер придумали идею для игры «Scrolls», позаимстWowав элементы настольных игр и коллекционных карточных игр. Перссон заявил, что не будет принимать активное участие в разработке игры.
Конкурсные игры
Перссон создал большое количество игр для различных конкурсов.
- MEG4kMAN (2009 год) — клон игры «Mega Man».
- Left 4k Dead (2009 год) — шутер, вдохновленный игрой «Left 4 Dead».
- t4kns (2008 год) — стратегия реального времени.
- Blast Passage — смесь игр «Bomberman» и «Gauntlet».
- Miners4k (2006 год) — игра, вдохновленная играми «Digger» и «Lemmings». Нотч выиграл конкурс J4GPC, написав эту игру.
- Hunters4k (2005 год) (утеряна) — шутер с видом от первого лица.
- Dungeon4k (2005 год) (утеряна) — игра, в которой нужно исследовать подземелья.
- Sonic Racer 4k (2005 год) — гонки с украденными спрайтами.
- Dachon4k — шутер.
- l4krits — клон игры «Luxor».
- Bunny Press — жестокая головоломка.
- Breaking the Tower — стратегическая игра.
- Infinite Mario Bros — игра, созданная под вдохновением «Super Mario Bros.»
- Prelude of the Chambered (2011 год) — FPS созданный за 48 часов для конкурса Ludum Dare.
- MiniCraft — игра с видом сверху, в стилистике Зельды, с элементами из Minecraft, сделана для 22 конкурса Ludum Dare.
Flash игры
- Funny Farm — весёлая ферма.
- Luxor — игра с шариками.
- Carnival Shootout — тир.
Другое
- Wurm Online — онлайн RPG игра. Перссон участWowал в разработке.
2.5D движки
- Legend of the Chambered
- Flash Maze
- 3dck_d0
- HL2RPG
Интересные факты
- До 1.8.5 в день рождения Нотча (1 июня) в главном меню Minecraft весь день показывался сплэш: «Happy Birthday, Notch!» («С днём рождения, Нотч!»).
- До Beta 1.7.3 при смерти игрока с ником Notch выпадало яблоко.
- До 1.14 13 августа показывался особый сплэш «110813!». Это зашифрованная дата свадьбы Маркуса и его жены ez.
Фотографии
Нотч хитёр
Нотч жизнерадостен
Нотч задумчив
Нотч и его фанаты на MineCon 2010
Нотч за двумя мониторами
Новая шляпа Нотча
Изображение Нотча в анимационном стиле
Рождественский аватар твиттера Нотча
Бритый Нотч
Нотч и карманное издание.
Нотч с фигуркой крипера
См. также
- Статья «Маркус Перссон» в Википедии.
Источник: minecraft.fandom.com