Сколько раз за карьеру лётчики могли отправиться на самоубийственную миссию и как их называли противники.
1. Камикадзе — это не только лётчики
«Кайтэн» на палубе подводной лодки-носителя. Изображение: Wikimedia Commons
Обычно люди представляют себе камикадзе (от японского «божественный ветер») как пилотов-самоубийц, которые врезались в американские корабли на своих «одноразовых» самолётах. И отчасти они правы.
Для этих сорвиголов создавались специальные летающие аппараты Yokosuka MXY7 Ohka — крылатые бомбы, не рассчитанные на посадку. Их доставляли к вражеским авианосцам прицепленными к бомбардировщикам Mitsubishi G4M.
Но были и другие камикадзе. Например, японцы разработали подводные лодки-торпеды под названием кайтен (от японского «изменяющие судьбу»). Да, жители страны Нихон любят красивые названия. Пилоты кайтена садились в свою подлодку, подплывали к вражескому кораблю и подрывали себя.
Первые модификации кайтена позволяли катапультироваться. Но при подводных взрывах всё равно никто не выживал, и потому было принято самурайское решение от этого излишества отказаться.
Кроме того, существовала и наземная версия камикадзе — солдаты, вооружённые ручным противотанковым орудием Ni05, представлявшим собой буквально гранату на палке. Принцип действия прост: кричим «Банзай!», подбегаем к американскому танку, бьём его, взрываемся. Если повезёт, он взлетает на воздух тоже.
КАМИКАДЗЕ В МАЙНКРАФТ#камикадзе #япония #император #майнкрафт
И если уж на то пошло, свои камикадзе были не только в Японии, но и в Третьем рейхе. А именно — «Эскадрилья Леонида» 200-й бомбардировочной эскадры. Это подразделение люфтваффе готовило лётчиков-самоубийц на замену ракеты «Фау-2», которую так и не успели закончить.
В эскадрилью набрали порядка 70 человек, и с 17 по 20 апреля 1945 года во время битвы за Берлин смертники совершали атаки на окружавшие город мосты. Правда, больших успехов они не имели.
2. Не все камикадзе погибали
Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе, вид с полётной палубы. Окинава, 11 мая 1945 года. Изображение: Wikimedia Commons
Есть такой анекдот: два пилота-камикадзе, опытный и новичок, ждут вылета. Опытный спрашивает новичка «В первый раз, да?» И в этой шутке есть доля правды: некоторые камикадзе действительно выживали во время своих миссий.
Бывали случаи, когда камикадзе возвращались на базу, не найдя цели, или их подбирали с моря после неудачной атаки.
А унтер-офицеру Такехико Эна удалось вообще выжить во время самоубийственных миссий трижды . Первая его командировка к американскому авианосцу провалилась, когда самолёт не смог подняться в воздух. Во второй раз у Такехико сломался в воздухе двигатель, и он совершил аварийную посадку.
Во время третьего полёта двигатель снова забарахлил. Эна и двое летевших с ним товарищей сели на воду, доплыли до близлежащего острова Куросима и пробыли там два с половиной месяца, прежде чем их подобрала японская подлодка. В итоге незадачливый камикадзе благополучно пережил войну, пересмотрел свои взгляды и дожил до 92 лет.
Выжившие камикадзе в обществе популярностью не пользовались . Отправился совершить благородный акт самопожертвования и вдруг передумал — куда это годится.
3. Камикадзе были не очень эффективны
Самолёт-снаряд Yokosuka MXY7 Ohka в американском пособии. Изображение: Wikimedia Commons
Японцы считали, что атаки, совершаемые ценой собственной жизни, должны были быть чрезвычайно разрушительными. Кроме того, предполагалось , что камикадзе окажут сильный психологический эффект на американские войска: самураи должны были создать впечатление непобедимости японцев. Но этим надеждам не суждено было сбыться.
Американские моряки презрительно называли камикадзе «бака-бомба». «Бака» на японском — идиот.
Во время Второй мировой в общей сложности свою жизнь отдали 1 321 камикадзе, в результате чего было потоплено 34 корабля американцев и британцев. Но это не помешало последним захватить Филиппины, Иводзиму и Окинаву.
4. Набор в камикадзе был добровольно-принудительным
Самолёт 52c Zeros готовят к участию в атаке камикадзе (начало 1945 г.). Изображение: Wikimedia Commons
Камикадзе обычно представляют как энтузиастов, которые с готовностью отправлялись жертвовать своими жизнями ради императора. Но на самом деле далеко не все из них прямо-таки горели желанием записаться в смертники.
Когда вице-адмиралу японского флота Такидзиро Ониши пришла идея создать эскадрилью пилотов-самоубийц, высшее командование дало добро при одном условии: только если эти ребята будут добровольцами. Такидзиро с готовностью согласился.
Чтобы расшевелить патриотические чувства молодых пилотов, старые опытные самураи-командиры шли на определённые психологические хитрости.
Так, они раздавали кандидатам анкеты с вопросом «Хотите стать камикадзе?» и тремя вариантами ответа: «искренне желаю, желаю, не желаю». Правда, пилот был обязан оставить на листке также своё имя и звание, и если кому-то хватало наглости ответить отрицательно, он сам и его родственники могли столкнуться с местью со стороны командования.
А то, что тестирование проводилось в группах, дополнительно снижало вероятность отказа — ведь тяжелее всего прослыть трусом среди товарищей. Да что уж там, даже тех, кто соглашался, но не очень рьяно, жестоко избивали дубинками, чтобы «привить им боевой дух».
Как писал солдат Ирокава Дайкити, «били по лицу так сильно и часто, что его было невозможно узнать». Как вы понимаете, это мало соотносится с «добровольным самопожертвованием».
5. Камикадзе уходили на миссию красиво
Американские инженеры обезвреживают боеголовку самолёта Ohka, аэродром Йонтан, Окинава, апрель 1945 г. Изображение: Wikimedia Commons
Несмотря на перечисленные методы принуждения, всё-таки быть камикадзе считалось среди молодых японских солдат чрезвычайно почётным. И на свою первую и последнюю миссию они старались уходить красиво.
Так, в крылатых бомбах, то есть самолётах Yokosuka MXY7 Ohka, за головой пилота предусматривалось место для крепления самурайского меча. А ещё камикадзе писали предсмертные стихи-хайку — как самураи, собравшиеся делать сэппуку.
- Зачем смотреть «Полицию Токио» — красиво поставленную драму о мире якудза
- 9 заблуждений о гейшах, в которые все верят благодаря фильмам
- 10 заблуждений о самураях, в которые мы верим благодаря фильмам и играм
Источник: lifehacker.ru
Камикадзе — что это значит?
В современной передовой Японии уже ничто не напоминает о том, что жители страны в не такие уж давние времена падали ниц перед воином с двумя мечами, который мог добровольно пойти на смерть из-за одного лишь чувства неловкости за неосторожный поступок или слово. Если же речь шла не о собственной чести, а о судьбе родины, умереть за нее считалось счастьем для многих. Несмотря на конец эпохи самураев, дух бусидо (путь воина) был неистребим в сердцах честолюбивых японцев, и на пике обострения политико-географической ситуации в года Второй мировой войны сформировался в новое движение — летчиков-камикадзе. Что означает камикадзе, что это за человек, и кем считают их современные японцы — героями или безрассудными глупцами?
Как переводится камикадзе?
Дословный перевод с японского означает «божественный ветер». Чтобы понять происхождение названия, нужно заглянуть далеко в историю, в XIII век, когда Япония находилась в тяжелейшем положении, будучи на грани порабощения.
Под напором армии монгольского хана Хубилая страна уже не имела возможности выстоять, и японцы воссылали горячие мольбы к небу о спасении, ибо спасти их могло только чудо. И оно произошло. С моря на острова обрушился страшный тайфун, от которого в первую очередь пострадала вражеская армия, которая была полностью уничтожена вместе со всем своим вооруженным флотом. Именно этот тайфун был назван «камикадзе» — тот самый божественный ветер, который послан небесами для спасения Страны восходящего солнца.
Зарождение движения камикадзе
Вся история этой удивительной страны — это летопись войн, переворотов и многочисленных смут, и во все века главную роль в этой истории играли люди с оружием. Последние военные действия относятся ко Второй мировой войне. Тогда, в 1945 году, несмотря на полную капитуляцию армии гитлеровской Германии, в этой стороне света еще продолжались военные действия. Именно в преддверии победного для России года и появились знаменитые камикадзе — честолюбивые и по большей части молодые летчики, которые решились добровольно отдать жизнь за родину.
Предыстория
Потеря японской инициативы в тихоокеанском очаге военных действий началась в 1942 г. после неудачных действий у атолла Мидуэй. Положение осложнялось состоянием военной техники, поскольку японские истребители весомо уступали по своим характеристикам технике союзных войск, оснащаемых при поддержке мощной американской индустрии. Ситуация усугублялась острой нехваткой опытных пилотов. Япония шаг за шагом теряла свои позиции и не имела технической возможности для проведения какой бы то ни было крупной военной операции с воздуха.
После захвата в 1944 г. базы на острове Сайпан положение катастрофически ухудшилось, поскольку союзные войска получили возможность атаковать территорию страны с суши. И японские командиры понимали, что следующей целью США могут стать стратегически выгодно расположенные Филиппины, захват которых американцами преградил бы японцам путь к азиатским источникам нефти.
Опасение подтвердилось 17 октября, когда стало известно о высадке союзных войск на островок Лейт в одноименном заливе. На боевую арену вышел японский флот, а оказывать ему поддержку с воздуха было поручено первому воздушному флоту на базе ВМФ страны.
«Отец камикадзе»
Транспортная база воздушного подразделения выглядела к тому моменту более чем скромно — всего 41 воздушный борт. Поэтому поставленная перед ним задача была технически невыполнимой. Но во главе его стоял фанатически преданный идее победы Такидзиро Ониси. Видя безнадежное положение авиации, вице-адмирал принял решение создать специальное подразделение пилотов-смертников.
Спустя два дня после захвата американцами о. Лейт он сказал, что у авиации нет иного пути выполнения поставленной задачи, кроме потопления американских авианосцев путем обрушения на их палубы перехватчиков-истребителей с 250-кг бомбой на борту. Ониси вошел в историю как «отец камикадзе» — человек, который повел на верную смерть тысячи летчиков-патриотов. Понимая, что война проиграна, он пытался добиться хотя бы не безоговорочной капитуляции, а выполнения ряда условий своей страны. После признания страной своего поражения адмирал сделал харакири.
Цифры
Точные данные трудно подтвердить в силу объективных причин, однако, они были опубликованы в книге Наито Хатисаро. Если верить этому источнику, в самоубийственных пике погибло 3913 летчиков из числа морской и армейской авиации. При этом произведенные удары имели крайне низкий «кпд» — лишь каждая десятая из них оказалась успешной, а кораблей противника было потоплено еще меньше — всего около полусотни. Однако сравнительные данные с атаками второго воздушного флота показали несомненное преимущество тактики Такидзиро Ониси.
Атрибутика и прощальный ритуал
У камикадзе были выработаны особые прощальные ритуалы перед смертельным вылетом и своя форменная атрибутика. На их форме, в отличие от остальных летчиков, были пришиты особые пуговицы с выбитым изображением лепестков сакуры. На лбу они носили широкие белые повязки с изображением символического красного солнечного диска и надписи патриотического или мистического содержания. Перед последним вылетом прямо на летном поле ставился накрытый белоснежной скатертью стол, как символ смерти (по национальным поверьям), на который выставлялись прощальные пиалы с саке. Смертник брал свою чашку двумя руками, кланялся и делал свой последний (а для многих одновременно и первый) глоток саке в своей жизни.
Также, по установившейся традиции, в полет камикадзе брал с собой коробочку с незамысловатой едой (8 рисовых шариков). Она имела как символическое и психологическое значение, так и просто могла понадобиться для поддержания сил, если полет затянется. А на земле камикадзе оставлял крошечную неокрашенную шкатулку из дерева с обрезками ногтей и прядью волос (имелись у всех солдат армии) для отсылки близким.
Имя героя высекалось на медной табличке, которая выставлялась в храме Якусуни — и это было для идущих на смерть едва ли не большим стимулом, чем сопротивление врагу.
Религиозные корни
Самопожертвование и равнодушное отношение к ценности собственной жизни — национальная черта, сформировавшаяся, несомненно, под влиянием дзен-буддизма и конфуцианства. Медитация, как метод раскрытия внутренних способностей в первом случае, и принципы безоговорочного подчинения во втором — вот та благодатная почва, на которой, наряду с синтоизмом, сформировался так называемый кодекс бусидо. Этот самурайский комплекс морально-этических норм лег в основу формирования национального характера воина, который должен быть полностью равнодушен к смерти, более того, желать ее ради идеи и уметь умирать с улыбкой и непременно с мечом в руках. Традиции были настолько сильны, что даже в годы Второй мировой в последнюю минуту своей жизни японский воин мог бросить табельное оружие и выхватить символический и достаточно тупой новодельный меч, чтобы умереть, сжимая его в руках, и отдать душу прямо в руки велики предков.
Возведенное в абсолют национальное чувство долга и собственной ответственности за общую судьбу — вот что заставляло последователей бусидо совершенно иначе смотреть на смерть, нежели солдаты армии противника, для которых это был страшный путь в никуда. Для японца намного важнее самой смерти были обстоятельства, в которых он ее принимал.
Исключения
Исходя из данной традиции, считалось, что умереть за родину мечтает каждый японский летчик. По мнению военного руководства того времени, отказников в армии нет и быть не могло. Дефицита добровольцев действительно не было, особенно учитывая тактику их отбора. Перед строем военных летчиков командир приказывал поднять руку тем, кто отказывается пожертвовать жизнью ради победы.
Сделать это под психологическим напором и в реалиях создаваемой обстановки было практически невозможно. Однако это не значит, что все камикадзе шли на смерть добровольно и считали данную тактику ведения боя единственно верной. Один из летчиков-камикадзе, спасенный и поднятый на борт американского эсминца, рассказал, что его подразделению было объявлено, что отныне его назначение — проведение самоубийственных ударов по флоту противника. У самого пилота желания жертвовать своей жизнью никогда не возникало, а саму идею он считал глупой и неоправданной.
«Я не хотел умирать!» — такие слова были произнесены намного позднее и другими выжившими камикадзе, точнее теми, которые не успели умереть до конца войны. Один из них добавил:»Если вы задаете вопрос, были ли эти смерти добровольными, вы не понимаете самой сути японской армии». Впрочем, по его же словам, 60-70% его сослуживцев действовали действительно добровольно.
Техническое выполнение атаки
Мало было принять решение о нанесении удара, нужно было выполнить его технически грамотно. В распоряжении камикадзе были, в основном, легкие истребители «зеро», не способные взять на борт мощную торпеду, их возможности исчерпывались бомбой в 250 кг. Потопить американский авианосец таким зарядом было невозможно, но при повреждении полетной палубы можно было обезвредить его на длительный срок. Адмирал Ониси рассчитал, что полетная группа должна состоять из трех истребителей со смертниками за штурвалом и двух машин сопровождения, целью который было отражение атак, которые могли помешать камикадзе выполнить их задачу.
Для того, чтобы остаться незамеченными на экранах радаров, было два пути — полет на критически малых (10-15 м) или предельно больших (свыше 6 км) высотах. В обоих случаях требовалась технически безупречная техника и высокая квалификация летчика. И с тем, и с другим в армии имелись большие трудности. Молодое пополнение пилотов не успевало пройти достаточное обучение, а машины вскоре пришлось использовать любые, в т.ч. учебные и практически списанные устаревшие. Это было одной из причин того, что не все атаки заканчивались успешным поражением цели.
Самолет-снаряд «Ока»
Специально для полетов камикадзе была в срочном порядке спроектирована пилотируемая «крылатая бомба», оснащенная ракетным двигателем и мощным снарядом в 1200 кг аммонала. В воздух его поднимал другой самолет, который отстыковывался непосредственно перед зоной поражения. Далее «Ока» двигалась в режиме парения, во время которого смертник подводил пилотируемый аппарат как можно ближе к вражескому кораблю. В последний момент включались ракетные двигатели, которые наращивали скорость для мощного тарана вражеского эсминца.
Первый боевой вылет состоялся 21 марта и оказался неудачным. Низкая эффективность «Оки» была показана и в дальнейшем на основе 850 совершенных вылетов. Самую большую уязвимость представлял собой носитель крылатой бомбы — маломаневренный из-за тяжелой ноши бомбардировщик с незащищенными топливными баками, а также малая дальность пуска самолета-снаряда. Из-за острого дефицита самолетов носитель подходил к цели практически без прикрытия и зачастую сбивался раньше, чем запускал смертельный груз. Камикадзе и пилоты бомбардировщика гибли, не достигнув цели, при незначительных потерях со стороны противника.
Политика неразглашения
Массовые атаки камикадзе на американские корабли имели следствием не только большие материальные потери, но и ощутимый психологический шок. По описаниям очевидцев, потенциальные жертвы могли замереть на палубе, глядя на неотвратимо надвигающуюся опасность, испытывая одновременно страх и восхищение от мысли о том, как мужественно человек летит навстречу своей смерти. Атаки камикадзе подрывали моральный дух вражеской армии, вселяли страх, сеяли панику. Американское командование и военная цензура приняли решение о строжайшем запрете на распространение сведений о камикадзе, держали в тайне самоубийственные атаки до самого конца войны и союзники из Британии.
Герои или безумцы?
В истории мировых войн нередки случаи подобного самопожертвования среди летчиков многих других стран (в т.ч. и России). Однако никогда и нигде на них не делалась официальная ставка. Они были спонтанными и от начала до конца добровольными, а не одобренными и планируемыми сверху. Послевоенная оценка движения камикадзе была неоднозначной, и в дальнейшем она складывалась под влиянием политики государственных партий, кинофильмов, высказываемых публично мнений высших руководителей и т.д. С одной стороны, моральный дух и мужество даже самых молодых пилотов-смертников не может объективно не вызывать глубокого восхищения, с другой — данная стратегия признана пораженческой, поскольку быстро истощала ресурсы, которые не возобновлялись — расходными материалами становились работоспособные самолеты и квалифицированные пилоты.
Для современного поколения японцев опыт соотечественников-камикадзе кажется невообразимым, и, хотя они отдают должное их мужеству и героизму, в подавляющем большинстве считают их жертву чрезмерной и неоправданной.
Источник: xn--e1aahgrctjf9g.com
Камикадзе — это герои или жертвы?
Камикадзе — это термин, ставший широко известным в годы второй мировой войны. Этим словом обозначали японских летчиков-смертников, атаковавших самолеты и корабли противника и уничтожавших их, идя на таран.
Значение слова «камикадзе»
Появление слова связано с именем монгольского хана Хубилая, который после покорения Китая дважды собирал огромный флот, чтобы достичь берегов Японии и завоевать ее. Японцы готовились к войне с армией, превосходящей их собственные силы во много раз. В 1281 году монголы собрали почти 4,5 тысячи кораблей и стосорокатысячное войско.
Но оба раза до крупного сражения дело не доходило. Исторические источники утверждают, что у берегов Японии корабли монгольского флота были почти полностью уничтожены внезапно разразившимися бурями. Вот эти тайфуны, спасшие Японию от завоевания, и были названы «божественным ветром», или «камикадзе».
А когда во время второй мировой войны стало очевидным, что японцы проигрывают США и союзникам, появились отряды летчиков-смертников. Они должны были если не переломить ход военных действий, то хотя бы нанести как можно больший урон врагу. Этих летчиков и стали называть камикадзе.
Первый полет камикадзе
Уже с самого начала войны случались одиночные тараны, исполняемые пилотами загоревшихся самолетов. Но это были вынужденные жертвы. В 1944 году был впервые сформирован официальный отряд летчиков-самоубийц. Пять пилотов на истребителях «Мицубиси Зеро» под руководством капитана Юкио Сэки вылетели 25 октября с филиппинского аэродрома Мабаракат.
Первой жертвой камикадзе стал американский авианосец «Сент Ло». В него врезался самолет Сэки и еще один истребитель. На корабле начался пожар, и скоро он затонул. Так весь мир узнал, кто такие камикадзе.
«Живое оружие» японской армии
После успеха Юкио Сэки и его товарищей в Японии началась массовая истерия по поводу героических самоубийств. Тысячи молодых людей мечтали совершить такой же подвиг — погибнуть, уничтожив врага ценой своей жизни.
Спешно формировались «специальные ударные отряды», причем не только среди летчиков. Команды смертников были и среди парашютистов, которых сбрасывали на аэродромы или другие технические сооружения противника. Моряки-самоубийцы управляли или катерами, начиненными взрывчаткой, или торпедами огромной мощности.
При этом велась активная обработка сознания молодых людей, им внушалось, что камикадзе — это герои, жертвующие собой ради спасения Родины. Они полностью подчиняются кодексу бусидо, призывавшему к постоянной готовности к смерти. Это идеал, к которому нужно стремиться.
Последний вылет смертников обставлялся как торжественный ритуал. Его неотъемлемой частью были белые повязки на лбу, поклоны, последняя чашка сакэ. И почти всегда — цветы от девушек. И даже самих камикадзе часто сравнивали с цветами сакуры, намекая на быстроту, с какой они распускаются и опадают. Все это окружало смерть ореолом романтики.
Родных погибших камикадзе ждали почет и уважение всего японского общества.
Результаты действий ударных отрядов
Камикадзе — это те, кто совершил почти четыре тысячи боевых вылетов, каждый из которых стал последним. Большинство полетов приводило если не к уничтожению, то к повреждению кораблей и прочей военной техники неприятеля. Им удалось надолго внушить ужас американским морякам. И только к концу войны со смертниками научились бороться. Всего список погибших камикадзе состоит из 6418 человек.
Официальные данные США говорят о примерно 50 потопленных кораблях. Но эта цифра вряд ли верно отражает урон, нанесенный камикадзе. Ведь не всегда корабли тонули сразу после удачной атаки японцев, им удавалось продержаться на плаву иногда несколько суток. Некоторые суда смогли отбуксировать к берегу, где были проделаны ремонтные работы, без которых они были бы обречены.
Если же рассмотреть ущерб живой силе и технике, то результаты сразу становятся внушительными. Ведь даже гигантские авианосцы, обладающие огромной плавучестью, не застрахованы от пожаров и взрывов в итоге огненного тарана. Многие корабли выгорали практически полностью, хоть и не шли на дно. Повреждения получили около 300 кораблей, погибли около 5 тысяч моряков США и союзников.
Камикадзе — кто это такие? Переоценка ценностей
После 70 лет, прошедших с появления первых отрядов смертников, японский народ пытается определить для себя, как же к ним относиться. Кто такие камикадзе? Герои, сознательно выбравшие смерть во имя идеалов бусидо? Или жертвы, одурманенные государственной пропагандой?
Во время войны сомнений не возникало. Но вот архивные материалы приводят к размышлениям. Даже первый камикадзе, знаменитый Юкио Сэки, считал, что Япония зря убивает своих лучших пилотов. Они принесли бы больше пользы, продолжая летать и атаковать врага.
Лейтенант Хироси Куроки, ставший автором идеи торпеды, управляемой моряком-смертником, считал это только жестом отчаяния и результатом неправильных решений центрального командования.
Как бы ни было, камикадзе — это часть истории Японии. Та часть, которая у простых японцев вызывает и гордость за их героизм, и самоотречение, и жалость к людям, погибшим в расцвете лет. Но равнодушным она не оставляет никого.
Источник: fb.ru