Откуда пошло выражение «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»?

После легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» все убеждены, что эту фразу произнёс наш великий князь и полководец, обращаясь к немецким рыцарям, пленённым во время Ледового побоища. Вот такая она волшебная сила искусства, а заодно и эффект Манделы, поскольку на самом деле Николай Черкасов произносит с экрана «войдёт», а не «придёт». Но важнее другое!

Александр Невский в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

Как фраза получила всеобщую известность?

К князю Александру Невскому данная цитата, конечно, не имеет никакого отношения. Не факт, что он вообще разговаривал с пленными после Ледового побоища, по крайней мере, летописи не сохранили ни описания подобной беседы, ни тем более конкретных слов. Фраза же вышла из-под пера сценариста Петра Павленко и получилась настолько хлёсткой, что её даже поместили в титры в конце фильма.

Кино у Эйзенштейна вообще вышло не слишком близким к исторической действительности. Достаточно упомянуть одного Николая Черкасова. Спору нет, он блестяще сыграл некоего абстрактного русского князя-полководца, умудрённого опытом и закалённого в боях, но это точно не двадцатилетний юноша, каковым был на Чудском озере Александр Ярославич.

Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет

Николай Чекасов ( в одеянии Александра Невского) и режиссер Сергей Эйзенштейн

Тут уместно будет вспомнить историю создания легендарного фильма. Когда попавшему в опалу и «вставшему на путь исправления» великому режиссёру предложили в качестве испытания картину на один из патриотических сюжетов, наиболее перспективной темой казалась Смута с народными героями Мининым и Пожарским.

Рассказывают, что Эйзенштейн обратился к своему коллеге Михаилу Ромму с вопросом, какой бы сценарий он выбрал. Тот ответил: «Конечно, Минина и Пожарского! Там всё-таки XVII век, уже известно и что происходило, и как люди выглядели. А про Александра Невского что известно?» На что Эйзенштейн парировал: «В том-то и дело! Поэтому и надо брать Невского!

Как я сделаю, так оно и будет».

Маэстро не откажешь в скромности, но по сути он оказался прав. И само побоище, и образ Александра, и псов-рыцарей несколько поколений советских людей представляли себе именно такими, какими их сделал Эйзенштейн. Что уж говорить о единственной, хоть и крылатой фразе.

Эйзенштейн на троне Петра Первого во время съёмок фильма «Октябрь», 1927 г. Фото А.Сигаева

Каковы истоки легендарного выражения?

Поиск прообраза этой цитаты весьма занимателен! Версия, ближайшая по времени к творению Петра Павленко, звучит у Дмитрия Мережковского в историософском романе «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Герой, рассуждая об известной концепции «Москва – Третий Рим», замечает, что первый собирал народы при помощи оружия, «но взявший меч, от меча и погибнет».

Читайте также:  Моды на варкрафт бесконечное

Примерно в то же время похожую фразу привёл и граф Лев Толстой. «Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет?» — восклицает он в своём религиозно-философском труде «Царство Божие внутри вас». Можно вспомнить и большого мастера притч Николая Лескова. У него в «Легенде о совестном Даниле»: «меч изощряешь, мечом погубляешь и сам от меча можешь погибнуть». Контекст там, кстати, тоже христианский, и неслучайно.

Забавные фразы Альянса

В это почти невозможно поверить, учитывая что мы знаем о цензуре в СССР и тяжёлых отношениях советской власти и религии, но Александр Невский с экрана почти цитирует. Христа. В Евангелии от Матфея описывается, как после предательства Иуды один из апостолов пытается оказать вооружённое сопротивление пытающимся схватить Иисуса, на что Господь говорит: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Есть подобное изречение и у древних римлян — «Qui gladio ferit, gladio perit». Тут даже трудно сказать, Христос ли цитировал пословицу, привёл ли её для убедительности евангелист Матфей (трое других, кстати, тоже описывают данный эпизод, но обходятся без красноречивых слов) или эта формула стала крылатым выражением благодаря Иисусу. Но в любом случае, Христос произнёс эту фразу с куда большей вероятностью, чем Александр Невский.

Источник: dzen.ru

WarCraft III Кто с мечом к нам придёт. (Стрелок)

Скачивание MP3 без рекламы доступно для зарегистрированных посетителей.

Ну как песня, понравилась? Поделись с друзьями! (vk) (ok) (fb) (tw)

Похожие песни

(бесконечная прокрутка)

WarCraft III — Кто с мечом к нам придёт. (Стрелок)

Еще песни WarCraft III

(бесконечная прокрутка)

WarCraft III — Orc Theme 3

Warcraft III — Orc

Warcraft III — Orc Theme

Warcraft III — Human Ambient 1

WarCraft III — Dota

Warcraft III — Reign of Chaos

Warcraft III — Techno Mix

Warcraft III — Тема Ночных Эльфов

Warcraft III — Battlenet

Warcraft III — Arrival at Kalimdor

Warcraft III — Frostmourne

WarCraft III — Горны Победы

Warcraft III — Call to Arms

  • слушать
  • (скачать)

Warcraft III — OST

  • слушать
  • (скачать)

Warcraft III — Doomhammer’s Legacy

Популярные радиостанции

Дорожное радио

Дорожное радио

Милицейская Волна

Милицейская Волна

Европа Плюс

Европа Плюс

Monte Carlo

Monte Carlo

Спокойное Радио

Love Radio

Love Radio

JACK FM

Радио Дискотекa 90x

Радио Дискотекa 90x

Детское радио

Детское радио

Люкс FM

Люкс FM

Авторадио

Авторадио

Москва ФМ

Москва ФМ

Радiо Люкс

Радiо Люкс

MIX FM

MIX FM

Радио Борнео

Радио Борнео

  • Главная
  • Правообладателям
  • Правовая информация
  • Обратная связь
  • Описание услуг
Читайте также:  Кто самый сильный герой в варкрафте 3

Gybka.com Скачать WarCraft III — Кто с мечом к нам придёт. (Стрелок) №100407710 — Gybka.com

Источник: zvyki.com

Авторство фразы «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет» принадлежит Александру Невскому

Эту фразу новгородский князь якобы произнес, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. Источником укрепившегося в общественном сознании убеждения стал фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1939), сформировавший целый комплекс мифов об Александре Невском и роли битвы на льду Чудского озера в апреле 1242 года. С тех пор высказывание героя Николая Черкасова, исполнившего главную роль в картине Эйзенштейна, прочно ассоциируется с именем новгородского князя.

Примеры употребления

Впереди были ещё триста лет позора и унижения, ещё триста лет Русь платила дань ханам Золотой орды. Но уже прозвучали грозным предупреждением врагам слова князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» (Назаров О. «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» // Сайт-газета «Местный спрос», 16.04.2013)

И в какие бы крайности не впадали отдельные политики, заявляющие, что противостояние Запада и России может перейти в стадию «горячей» войны, мы отвечаем: Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Как сказал в своё время Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет». (Газета «Завтра», №37 (773) от 10 сентября 2008 года)

Александр Невский на фоне Московского Кремля. 1889. Икона
Александр Невский на фоне Московского Кремля. 1889. Икона

Действительность

Фраза, которую режиссер и сценарист вложили в уста Николая Черкасова, представляет собой немного измененный вариант цитаты из Библии, по всей видимости, из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Аналогичное по смыслу высказывание встречается и в «Откровении Иоанна Богослова» 13:10): «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Любопытно, что похожая формула существовала и в античном мире, в частности, в Древнем Риме в виде фразы «Кто воюет мечом, от меча и погибает» (Qui gladio ferit, gladio perit).

Читайте также:  Как сделать ии в варкрафте

В действительности же источники не сообщают о том, произносил ли такую фразу новгородский князь. В текстах, повествующих о жизни и делах Александра Невского (в том числе «Софийской первой летописи» и «Псковской второй летописи») об этом нет никаких упоминаний.

По словам исследователя средневековой Руси И.Н. Данилевского, Александр Невский является одним из самых сакрализованных персонажей российской истории. Его образ как защитника православия, борца за независимость Руси начал формироваться в XVIII веке, утверждает исследователь, и имел под собой прочную идеологическую платформу: место, которое Петр I избрал для строительства новой столицы, находилось практически там же, где в 1240 году состоялась Невская битва. Претензии России на выход к Балтике вызывал ассоциации с победой князя на Неве. Даже день памяти Александра Невского (30 августа) был выбран неслучайно: в этот день Россия заключила Ништадтский мир со Швецией.

Впоследствии образ Александра как защитника Русской земли стал все больше популяризоваться: в 1725 г. Екатерина I учредила высшую военную награду — Орден св. Александра Невского; Елизавета в 1753 г. приказала поместить мощи Александра в серебряную раку. Затем стали ежегодно проводить специальный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Наконец, в начале XX века одну из московских улиц назвали именем Александра Невского, отмечает И.Н. Данилевский.

Новую жизнь образу Александра как выдающегося защитника Руси дал фильм Эйзенштейна. Картина вышла на широкий экран в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Его авторы были удостоены Сталинской премии. Фильм оказался настолько духоподъемным, что в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, украшенный портретом исполнителя главной роли, Николая Черкасова — и это при том, что всего за несколько лет до этого сценарий кинокартины профессиональные историки называли «издевкой над историей».

Влияние фильма на общественное сознание оказалось настолько сильным, что и экранный образ главного героя, и весь комплекс сопутствующих мифов — в том числе о ключевой роли Ледового побоища в борьбе с крестоносной экспансией, и о том что Александр Невский символически завершил ее переиначенной библейской цитатой про меч — прочно вошли в общественное сознание, закрепились в исторической памяти, и фигурируют не только в рассуждениях обывателей при отсылках к «старине», но и в работах профессиональных историков, и в учебных материалах.

Список литературы:

Источник: histrf.ru