Эпикур – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах. Из практически трехсот произведений, которые были написаны Эпикуром, сохранилось только несколько фрагментов. Одним из источников знаний об этом философе являются сочинения Диогена Лаэртского, среди которых: «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и Лукреция Кара «О природе вещей».
В соответствии с записями Диогена Лаэртского, афинянин Эпикур – сын Неокла и Херестраты, родом с острова Самос, а с 14 лет начал проявлять интерес к философии. В 18 лет он переехал в Афины, когда афинян изгнали с острова Самос после смерти Александра Македонского, Эпикур отправился в Колофон к своему отцу, где прожил некоторое время и собрал себя последователей.
В 32 года им была основана своя философская школа, изначально располагавшаяся в Митилене и Лампсаке, а с 306 г. до н.э. – в Афинах. Эпикур в Афинах поселился со своими учениками в купленном им саду, поэтому эпикурейцев называли «философами Сада». Скончался Эпикур, как писал Диоген Лаэртский, от камня в почках в 271 или 270 году до н.э.
ЭПИКУР И ЕГО ФИЛОСОФИЯ. Почему стоики так плохо к нему относились?
Подработка для студентов
Начни работу по профессии и зарабатывай первые деньги еще будучи студентом
Отношения Эпикура с другими философами
Сохранившиеся труды Эпикура сводятся к трем значимым письмам к своим друзьям, восьмидесяти афоризмам, которые называются «главными мыслями», а также к нескольким дюжинам отрывков, извлеченных из его сохранившихся работ.
Эпикур полемизировал с Платоном. Как считал Ф. Соломсен, Эпикур создал свою философскую систему, как противопоставленную академической.
Отдельные авторы древности упрекали Эпикура в плагиате. Например, Аристон в произведении «Жизнеописание Эпикура» утверждал, что Эпикур списал свой «Канон» с «Треножника» Навсифана, а стоики заявляли, что Эпикур присвоил себе учение Демокрита об атомах и учение Аристиппа-киренаика о наслаждении в качестве высшего блага. Сам Эпикур отзывался о других философах достаточно пренебрежительно, можно даже сказать презрительно.
Учение Эпикура
Эпикур делил собственную философию на три части:
Эпикур свою теорию познания назвал «каноникой», так как ее основой являлось учение о критериях или канонах истины. Не согласившись с Аристотелем и Платоном, он считал первичным и главным критерием истины ощущения, в которых человеку дается жизнь. Разум, по мнению Эпикура, – полностью зависим от ощущений. Так как чувственное познание непогрешимо, то ошибки в познании или заблуждения проистекают из ошибочных суждений о том, что дается в ощущениях.
«Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
В канонике Эпикура также выделены и вторичные критерии истины, к которым относят предвосхищение, претерпевание и образный бросок мысли.
Предвосхищение – это понятие или общее представление, возникающее на основании чувственного восприятия из единичного представления.
ФИЛОСОФИЯ — Эпикур
Претерпевание – скорее критерий отношения к вещи, нежели критерий истины. Претерпевание служит основой для моральных оценок, соответствующих этическим принципам.
Образный бросок мысли – это интуиция, а главным признаком совершенного знания служит умение быстро использовать бросок мысли. [/Определение]
Эпикур в своем учении стремился дать практическое руководство для жизни, для чего ему необходима была физика, а для нее – логика.
В соответствии с учением Эпикура о природе, Вселенная – результат столкновения и разъединения атомов, кроме которых не существует ничего. Вселенная, по мнению Эпикура, — бесконечна.
В пространствах между мирами живут счастливые и бессмертные боги, которые не заботятся о мире и людях.
Замечание 1
Природные явления Эпикур объяснял схоже с физиками Нового времени, поэтому он считается отцом эмпирического естествознания.
Для Эпикура идеал человека – мудрец. Познание природы не является самоцелью, оно освобождает человека от страха суеверий, а также от страха смерти. Для Эпикура смерть – отсутствие ощущений.
Эпикур выделял естественные желания и пустые. Естественные желания могут быть необходимыми. Но не любое желание достойно быть удовлетворенным, так как некоторые из них могут повлечь за собой страдания. Поэтому мудрецу необходимо обладать определенной осмотрительностью.
Эпикур, в отличие от стоиков, не интересовался политикой, так как это приводило к неприятностям. К общественности он относился дружественно, но сдержанно. Эпикур говорил о необходимости жить неприметно, нужно не привлекать к себе внимание по жизни. Не нужно стремиться к славе, власти и богатству, нужно наслаждаться мелкими радостями – друзьями, вкусной едой и пр.
Эпикур говорил об идеи справедливости как общественного договора, о том, чтобы не терпеть и не причинять вреда. Такой договор необходим для использования всех выгод совместного проживания в упорядоченном обществе. По Эпикуру, общество возникло именно из такого договора живущих уединенно и руководствующихся естественным правом людьми. Такой договор заключен, чтобы не причинять вреда друг другу.
Развитие речи Эпикур связывал с условиями окружающей среды. Так, он считал, что люди в разных географических местностях, под влиянием одних и тех же вещей издавали разные звуки, из-за разного влияния условий окружающей среды на легкие и гортань человека. Иными словами, первые слова, которые произнес человек, различались, поэтому различаются и языки в мире.
Можно выделить несколько положений, соответствующих целостному учению Эпикура:
- человек своим появлением обязан самому себе и своим родителям;
- человек – результат развития природы;
- боги могут сущестWowать, но не могут вмешиваться в жизнь людей и дела на Земле;
- человеческая судьба зависит не от богов, а только от самого человека;
- человеческая душа умирает вместе с телом;
- умение хорошо жить и хорошо умереть – одна и та же наука.
Замечание 2
В соответствии с Эпикуром, бог – существо бессмертное и блаженное. Он утверждал, что тот вид, в котором боги существуют, не проявляет никакого интереса к людям, они ничего не знают о сущестWowании людей, а значит, не могут наказать человека ни в жизни, ни после смерти.
Основные взгляды Эпикура на богов можно свести к следующим положениям:
- боги существуют;
- истинное знание о богах образуется предвосхищением;
- обывательские представления о богах – ложные;
- боги – бессмертные и блаженные, они пребывают в междумирии.
Источник: spravochnick.ru
Кто такой эпикур скайрим
ЭПИКУР
- Описание
- Алфавитный указатель
- Арабская философия
- Индийская философия
- Китайская философия
- Русская философия
- Этика
- Авторы
- Приложения
ЭПИКУР (Ἐπίκουρος) (341/342 – 271/270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма – философского учения, популярного в Античности и имевшего последователей и почитателей в Новое время. Родился на о.Самос в семье афинянина. Учился философии у Навсифана, в 310 основал философскую школу сначала в Колофоне и Митилене, затем в Лампсаке. В 306 вместе с некоторыми учениками переехал в Афины и обосновался недалеко от Дипилонских ворот, где приобрел участок земли с садом. Школа получила название «Сад» (Κῆπος) и просущестWowала более восьмисот лет.
Эпикур, по словам Диогена Лаэртия, был «изобильнейшим писателем и множеством своих книг превосходил всех» (X, 27). Однако из написанных им 300 произведений до нас дошли лишь его три письма к ученикам, Геродоту, Пифоклу и Менекею (жанр философских писем был популярен в эпикуреизме), отрывки из писем к другим лицам, собрания изречений «Главные мысли» и т.н. «Ватиканское собрание» (обнаруженное в конце 19 в. в греческом кодексе 14 в.); довольно большое число цитат из разных трудов в сочинениях поздних эпикурейцев, их оппонентов, а также отцов Церкви; кроме этого фрагменты из фундаментального труда Эпикура в 37 книгах «О природе», обнаруженные при расшифровке геркуланских папирусов.
Философское учение Эпикура имело практическую цель – указать людям путь к счастью. Он писал, что пусты слова того философа, которыми не врачуется человеческое страдание. Евдемонические искания определили характер всей его философской системы.
Эпикур предложил людям «тетрафармакон» – четверолекарствие, способное излечить человечество от болезненного страха и указать путь к счастливой жизни: «Бог не внушает страха; смерть не внушает опасения; благо легко достижимо; зло легко претерпеваемо» (fr. 26 Arrighetti = Philod., πρὸς τους col. IѴ, 10–14).
Эпикур стремился освободить человека от страха, в котором видел главный источник страдания. Этой задаче было подчинено его учение о природе. В «Главных мыслях» он писал: «Нельзя рассеять страх о самом главном, не постигнув природы Вселенной и подозревая, будто в баснях что-то все-таки есть. Поэтому чистого наслаждения нельзя получить без изучения природы» (XII).
В своей онтологии (физике) Эпикур был продолжателем атомистического учения Демокрита. Вселенная есть тела и пустота. Тела состоят из атомов, которые движутся вечно и непрерывно и не имеют никаких свойств, кроме вида, величины и веса.
Во Вселенной множество миров, и наш мир возник из скопления атомов без внешнего вмешательства; «какова Вселенная теперь, такова она была вечно и вечно будет. ибо кроме Вселенной нет ничего» (X, 39). Эпикур выдвинул не только принцип самодвижения материи (атомы вечно движутся в пустоте), но и принцип ее самоорганизации: «Возникновение совершается тогда, когда необходимые для этого семена истекают из какого-либо мира, или междумирия, или нескольких миров, постепенно пребывая, расчленяясь. пока не наступит такая законченность и устойчивость, что заложенное основание не сможет уже ничего принимать» (Diog.
L. X, 89). Развивая атомистическую доктрину, Эпикур создал теорию спонтанного отклонения атома от прямой линии (παρέγκλισις; у Лукреция – clinamen). Это учение расширило понятие атома как первопричины, послужило теоретическим основанием эпикурейской этики.
Эпикур критиковал фатализм стоиков, отвергал представления о необходимости Демокрита (в специальном сочинении «Против Демокрита»). Он отвергал не только провиденциализм, но и телеологию и связанную с ней теодицею. Знаменитое заключение Эпикура о том, что представление о божестве как всеблагом промыслителе несовместимо с наличием зла на земле, известно в изложении Лактанция (De ira dei 13, 19).
Теория познания Эпикура – каноника – изложена им в трудах «О критерии, или Канон», во 2-й книге сочинения «О природе», в «Об образах» и др. Он писал, что существуют отпечатки (εἴδολα), образы, подобные по виду телам, но по тонкости далеко отстоящие от предметов, доступных чувственному восприятию.
Эти копии, или образы, состоящие из тончайших атомов и исходящие от тел, сохраняют порядок, который имеют в телах, и, прямо попадая в органы чувств людей, образуют у них чувственные восприятия. Если же такие истечения носятся в воздухе, переплетаясь друг с другом, а затем проникают в людей через поры кожи, то образуются фантастические представления.
Так, напр., смешение истечений от человека и коня вызывает представление о кентавре. На основе чувственных восприятий возникают единичные представления, а на их основе – общие представления или понятия, названные Эпикуром προλήψεις (пролепсисы) – «предвосхищения».
Согласно Диогену Лаэртию, «предвосхищения» у эпикурейцев были тесно связаны с опытом и возникали на его основе – пролепсис есть воспоминание того, что часто являлось извне (Diog. L. X, 33), в отличие от стоиков, для которых это врожденное понятие о всеобщем (X, 54).
Критерием истины, по Эпикуру, кроме ощущений, предвосхищений и претерпеваний (чувств), Диоген Лаэртий называет «образный бросок мыслей» (τὰς φανταστικὰς ἐπιβολὰς τῆς διανοίας). Содержание этого сложного понятия определяется как интуиция или как интеллектуальная интуиция.
К.Бейли определял его, с одной стороны, как схватывание (восприятие) особо тонких образов и, с другой – как понимание подтвержденного ранее положения (С.Bailey, р. 274). М.Изнарди Паренте считает, что оно определяет деятельность разума по восприятию мгновенной эмпирической информации и поднятия ее на иной уровень, для того, чтобы превратить чувственные образы в интеллектуальные представления (M.Isnardi Parente, p. 28). Этот критерий чрезвычайно важен для понимания отношения эпикурейцев к галлюцинациям и сновидениям. Они, по мнению Эпикура, образуются из истечений от реально существующих предметов, смешиваясь в голове больного или спящего человека, поэтому, возникнув на основе истинных ощущений, тем не менее ложны.
Эпикур отвергал традиционную религию, представление о бессмертии души, возможность мантики, отрицал пророческую силу снов. Посидоний, Цицерон, Плутарх считали его атеистом, лишь формально признающим сущестWowание богов. Имя его упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Однако известно, что у Эпикура было специальное сочинение «О богах» (не сохранилось).
В дошедшем до нас письме Эпикура к Менекею (Diog. L. X, 123–124) определены важнейшие принципы его теологии: 1) боги существуют, т.к. имеется очевидное знание о них; 2) истинное знание о богах образуется за счет предвосхищения (пролепсиса); 3) обывательское представление о богах ложно; 4) боги бессмертны и блаженны.
В схолии к «Главным мыслям» отмечено, что непрерывное течение атомарных образов определяет антропоморфизм богов: «боги познаваемы разумом, одни – существуя в виде чисел, другие – в подобии формы, человекообразно возникая из непрерывного истечения подобных видностей, направленного в одно место» (Diog. L. X, 139).
Боги атомарны и в силу изономии (т.е. равного количества смертных и бессмертных) бессмертны. Они блаженны, ни во что не вмешиваются и не нуждаются в культе. Цицерон отмечал, что, по мнению Эпикура, боги существуют, поскольку необходимо должна быть некая природа, столь превосходная, что лучше ее ничего нет (Cic. Nat. Deor. II, XVII, 46).
Бог – идеал для невозмутимого эпикурейского мудреца, который живет, по словам Эпикура, «как бог среди людей» (Diog. L. X, 135). Это определило особенности благочестия Эпикура, выраженного в стремлении к подражанию богам и общению с ними путем созерцания атомарных истечений.
Этику Эпикура относят к натуралистическим моральным учениям, выводящим нравственность из потребности человека в удовольствии. В эпикуреизме атомистическому физическому «индивидуализму» соответстWowал индивидуализм этический.
Уверенность Эпикура в возможности счастья в земной жизни без вмешательства божественных сил, наряду с отрицанием бессмертия души и загробной жизни, вызвала критику эпикуреизма в христианстве. Эпикур считал естественным стремление человека к наслаждению, понимаемому как уклонение от страданий, и к достижению спокойного и радостного умиротворенного состояния духа.
Он считал добродетельными и приятными только удовольствия, сообразные с природой, и отвергал порочные удовольствия, за которыми следует страдание, как несообразные с природой. Высшая добродетель – благоразумие (φρόνησης) – достигается в результате самостоятельного выбора.
Это означает, что боги не определяют критерия нравственности, не выступают в качестве морального регулятора. В сочинениях зрелого Эпикура для характеристики блаженного состояния используются лишь негативные термины ἀπονία, ἀταραξία, ἀφοβία, указывающие на то, что счастье – это избавление от каких-либо зол.
Эпикур считал, что душевные страдания хуже телесных и что, помимо наслаждений в движении (радости и веселья), существуют наслаждения покоя – безмятежность и отсутствие страдания. Диоген Лаэртий подчеркивал, что признание наслаждений покоя отличает Эпикура от киренаиков, признававших лишь наслаждения в движении (Diog. L. II, 85–86, 87–89).
Из всего, что мудрость приготовила для счастливой жизни, самым значительным, приятным и плодотворным является для Эпикура дружба (Cic. De fınib. II, ХХ, 65).
Содержание эпикурейской этики было воспринято и развито гуманистами Возрождения, Спинозой, французскими просветителями, английскими утилитаристами, Фейербахом.
1. Epicuro, Opere, a cura di G.Arrighetti. Torino, 1960, 2 ed. 1973;
2. Epicurea, ed. H.Usener. Lipsiae, 1887 (repr. Stuttg., 1966);
3. Epicuro, Opere, a cura di M.Isnardi Parente. Torino, 1974, 2 ed. 1983;
4. Epicuri et Epicureorum scripta in Herculanensibus papyris servata, ed. A.Vogliano. В., 1928;
5. Epicurus. The extant remains with critical apparatus, transl. and noted by С.Bailey. Oxf., 1926;
6. Фрагменты Эпикура, сост. Φ.Α.Петровский. – В кн.: Лукреций. О природе вещей, т. 2. М.–Л., 1947;
7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М.Л.Гаспарова. М., 1986, с. 369–411 (кн. 10).
1. Usener H. Glossarium Epicureum. Roma, 1977.
1. Боричевский И.А. Древняя и современная философия науки в ее предельных понятиях. Научные письма Эпикура. М.–Л., 1925;
2. Шакир-Заде А.Р. Эпикур. М., 1963;
3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979;
4. Васильева Т.В. Критерии эпикуровской каноники в интерпретации Лукреция и Цицерона. – В сб.: Из истории философского наследия древнего Средиземноморья, ч. 1. М., 1989, с. 40–62;
5. Шахнович М.М. Учение Эпикура об атрибутах богов. – В сб.: Философия религии и религиозная философия. СПб., 1995;
6. Bailey С. The Greek Atomists and Epicurus. Oxf., 1928;
7. Bignone E. L’Aristotle perduto e la formazione filosofica di Epicuro. Firenze, 1936;
8. Festugière A.-J. Epicure et ses Dieux. P., 1946;
9. De Witt N. Epicurus and his Philosophy. Minneapolis, 1954;
10. Merlan F. Studies in Epicurus and Aristotle. Wiesbaden, 1960;
11. Furley D. Two studies in Greek Atomists. Princeton, 1967;
12. Lemke D. Die Theologie Epikurs. Münch., 1973;
13. Konstan D. Some Aspects of Epicurean Psychology. Leiden, 1973;
14. Frisher D. The Sculpted Word. Epicureanism and Philosophical Recruitment in Ancient Greece. N. Yю, 1982;
15. ΣΥΖΗΤΗΣIΣ. Studi sull’epicureismo greco e romano offerti a M.Gigante, v. 1–2. Napoli, 1983;
16. Asmis E. Epicurus’ Scientific Method. Ithaca–L., 1984;
17. Mitsis P. Epicurus’ Ethical Theory: The Pleasures of Invulnerability. Ithaca–L., 1988.
Источник: iphlib.ru
Эвдемонизм Эпикура.
ЭПИКУР (Epicures) (341/342 — 271/270 до н.э.) — др.-греч. философ, основатель эпикуреизма — филос. учения, популярного в античности и имевшего последователей и почитателей в Новое время.
Основная цель Эпикура – указать людям путь к счастью.
(дальше по материалу Гусейнов А.А. «История этических учений»)
Эпикур считал, что решение этической проблемы заключено в правильном истолковании счастья. Счастливые люди – добродетельные люди. У счастливых людей нет ни нужды, ни повода ссориться между собой – таков моральный пафос (?!) учения Эпикура.
Эпикур полагает, что счастье целиком находится во власти индивида. Счастье – это самодостаточность индивида. Для достижения счастья человек должен жить незаметно, достичь состояния безмятежного покоя (его изречение «Живи незаметно!»).
Наслаждение – первое и сродное нам благо, человек всегда стремиться достичь наслаждения и избежать страданий. Наслаждение переходит в страдание. Стремление к наслаждениям приводит к человеческим конфликтам. Непомерно дорого приходится платить за наслаждения. Для того, чтобы определить, требуется вмешательство мысли, разума. Нельзя жить приятно, не живя разумно.
Разум вмешивается в этику, чтобы найти правильную меру соотношения между удовольствиями и страданиями.
Наслаждение – не отсутствие страданий, наоборот, человек получает наслаждение, когда сам избавляется от дискомфорта, душевного или телесного.
«Наслаждение есть и начало и конец блаженной жизни». Учитывая, что под наслаждением понимается отсутствие страданий, единственный признак полноты наслаждений — полное отсутствие потребности в них. Это — такое состояние, при котором «живому существу уже не надо к чему-то идти, словно к недостающему, и чего-то искать, словно для полноты душевных и телесных благ». Когда говорится, что у человека все есть, то это означает, что он ни в чем не нуждается. Достичь состояния самодостаточности, тождества с самим собой человек может, абстрактно говоря, двумя путями: а) или полностью слившись с миром, растворившись в нем; б) или полностью изолировавшись от мира, став независимым от него. (Эпикур выбирает второй путь).
Идеал Эпикура – независимость от мира, точнее то состояние, которое приобретает индивид: покой и безмятежность. Человек, которого ничего не смущает, который ни в чем не нуждается – счастлив. Независимость характеризуется самодостаточностью, самодовлением, полным самосовершенстWowанием себя.
Для того, чтобы обрести счастье, нужно преодолеть 2 зависимости от мира: непосредственную (страдание) и опосредованную (страх перед неведомым). Человек бывает несчастлив в следствие страха, или в следствие безграничной, вздорной страсти.
Для обуздания страстей, нужно иметь правильное представление о том, что такое наслаждение, и как нужно соотносить наслаждение со страданиями. И цель: не овладением миром, а отклонение от него.
От разума и правильного понимания зависит преодоление физических и душевных болей, где вторые важнее первых.
Виды удовольствий:
1) естественные и необходимые (не голодать, не жаждать, не зябнуть) – ведут к страданиям при неудовлетворении.
2) естественные, но не необходимые (роскошь, изысканные явства)
3) не естественные и не необходимые (честолюбие, стремление к славе)
Ограничение удовольствие, сведение их к минимуму не является обязательным у Эпикура. Они должны вести к безмятежности и покою в жизни. Удовольствие – непосредственное свидетельство человеческой индивидуальности, его самоутверждения.
Философское познание избавляет от трех основных страхов:
А) страх перед богами (порожден ложью, якобы боги вмешиваются в жизнь человека и портят ее)
Аргумент: если бог вмешивается в жизнь в роли судьи, то ему что-то нужно, он хочет справедливости. Неравнодушие бога к человеческому миру – зависимость его от мира. Возникает противоречие в понимание человеком «бога»
Б) страх перед необходимостью (человек не хочет быть зависим от природы полностью)
Рабский страх перед судьбой – результат предрассудка, «тиски природной необходимости не сжаты плотно».
В) страх перед смертью.
Смерть не имеет к человеку никакого отношения. Она – отсутствие ощущений, а все хорошее или плохое заключено в ощущениях. Страх перед смертью – бессмысленный, напрасный, доставляет только лишнее беспокойство.
Жажда бессмертия – самая вздорная человеческая страсть – счастье определяется не продолжительностью жизни, а ее качеством. То, что хорошо, — хорошо независимо от жизни и смерти. Время не властно над счастьем. Преодоление страха смерти – гарантия всех прочих страхов. Смерть – самое страшное из зол.
Философия освобождает от страхов, главное понять, что ничего страшного нет. Философия освещает жизненный путь человека. Философское знание – не одноразовое знание, не совокупность формул. Речь идет о том, чтобы знания, проверенные критерием душевного покоя, руководили человеком, а не предрассудки. Философия – это стиль жизни.
Два условия межчеловеческих отношений: социо-договорный и дружественный.
Индивиды со своими страхами и страстями представляют большую опасность друг для друга – ссоры и конфликты. Задача – нейтрализовать негатив – решение путем договора, заключаемого между индивидами на основе принципов естественной справедливости – законы, обычаи, нормы справедливости. Договорные обстоятельства – нижний порог наслаждений.
Единственное общественное отношение, которое не таит опасности – дружба. «Из всего, что дает мудрость для счастья в сей жизни, величайшее – это обретение дружбы».
Мудрец никогда не покинет друга, а при случае даже умрет за друга. Дружба – безусловная моральная ценность. Дружба избирается добровольно, зависит от самого индивида. Одно из оснований дружбы – освобождение от душевного смятения и телесных болей. Философские размышления невозможны без дружбы.
Счастье по Эпикуру бывает двух родов: «высочайшее, как у богов, настолько, что его нельзя умножить» и другое, которое «допускает и прибавление и убавление наслаждений». Первое свойственно богам, другое – людям.
Боги Эпикура совершенно бездеятельны, нелюбопытны, постоянно пребывают в некоем полусонном сладостном томлении; они являются воплощенной негативностью, чистым самодовлением, и, естественно, боги так же мало нуждаются в дружбе, как и во всем остальном. Люди, даже когда они достигают стадии мудрости, должны постоянно поддерживать и умножать свое счастье, ибо оно не является завершенным, и в этих усилиях дружба играет незаменимую роль.
Источник: studfile.net