Этика – это один из разделов философии, который изучает такие понятия, как мораль и нравственность. Несмотря на то, что абсолютное большинство философов – мужчины, среди них иногда встречаются и женщины, внесшие значительный вклад в развитие этой науки. Одной из них является Филиппа Фут.

Филиппа Фут родилась в 1920 году в Англии, всю жизнь была атеисткой, и умерла в возрасте 90 лет, оставив после себя знаменитую « проблему вагонетки ». Эта проблема, сформулированная в 1967 году, отчетливо показала различия между предвидением и намерением в нравственном поступке, связанном с возможной гибелью людей. Итак, сформулируем эту проблему.

Тяжелая и неуправляемая вагонетка с большой скоростью едет по рельсам. На пути следования вагонетки один сумасшедший философ привязал к рельсам пять человек. К счастью, на пути вагонетки находится стрелка, которую вы можете переключить – тогда вагонетка поедет по запасному пути, и люди не погибнут. К несчастью, на запасном пути к рельсам также привязан один человек.

Рельсы и вагонетки

Как вы поступите – переключите или не переключите стрелку? (других вариантов – столкнуть вагонетку, броситься самому на рельсы и т.п. – не существует)

Проблема вагонетки

Согласно утилитаризму, когда моральная ценность поступка определяется исключительно его полезностью, вы должны переключить стрелку, потому что гибель одного человека – меньшая потеря, чем гибель пятерых. С точки зрения принятой морали – лучше не делать ничего.

Как же быть? Если вы переключите стрелку, то станете убийцей одного человека. Если не переключите – косвенно станете виноватым в смерти пятерых, так как теоретически имеете возможность их спасти. И еще следует заметить, что порассуждать на досуге и действовать в реальных условиях – это две огромные разницы.

Кстати, проблема вагонетки получила развитие в виде множество более сложных мысленных экспериментов, уточняющих те или иные моральные принципы человека, принимающего решения.

Было проведено множество экспериментов поведения людей в подобных условиях. Один из самых реалистичных экспериментов провели ученые из Гентского университета. В эксперименте участвовали около 200 человек, мужчины и женщины разных возрастов, происхождения и образования. Вначале испытуемые решили проблему теоретически, заполнив специальные опросники.

Затем они перешли к практике. Вместо вагонетки использовался разряд электрического тока, вместо людей – мыши. На раздумья было дано 20 секунд – после этого вагонетка достигла бы людей (ток ударил бы мышей). Защитники животных могут не беспокоиться – никакого напряжения в электрической цепи вообще не было, но испытуемые об этом не догадывались.

Результат был совершенно неожиданном – в плане расхождения теории и практики. Большинство людей, предпочитающих «на бумаге» навредить меньше, то есть «переключить стрелку», в реальных условиях предпочли ничего не делать. Это говорит о том, что между рассуждениями и реальными действиями человека существует огромная разница, которая еще больше усилится, если мышей заменить реальными людьми.

РЕЛЬСЫ И ВАГОНЕТКИ В МАЙНКРАФТ

Еще же больше разница усиливается, если наделить привязанных к рельсам какими-либо чертами. Например, если привязанный к рельсу на запасном пути – злодей. Или наоборот, ваш хороший знакомый.

Источник: dzen.ru

Вагонетка в Resident Evil 4: баг с падением и не только.

Привет, дорогой читатель!
Если ты здесь, то, скорее всего, ты наткнулся на тот же баг с вагонеткой, что и я в свое время. Если тебя интересует только решение бага, то отмотай в конец блога, на пункт «5 вагонеточник». А если ты здесь ради самого контента, то приятного прочтения!
Видеоверсия блога располагается тут:

Resident Evil 4 — однозначно клевая игра. Многие фанаты орут, что не канон, что резидент умер когда вышла 4-ка, требуют вернуть, чтоб как в старые времена и желательно с видом сверху.
Я не согласна с этими людьми. Возможно, эта игра — так себе резидент в привычном понимании, но это не отменяет того, что игра крутая. Охренительный безостановочный экшен, который затягивает игрока и не отпускает до самой концовки. Игра ни на секунду не дает заскучать, ты постоянно втянут в ее процесс. Проще конечно сыграть самим, чтобы понять почему 4-ка стабильно занимает первое место в топах резидентов.

Читайте также:  История бомжа в России Майнкрафт

Но мы тут не за облизыванием 4-ки собрались, мы тут ради бага с вагонеткой. Прежде чем перейдем к нему, буквально еще пара предложений про предысторию, чтобы вы понимали, откуда у этой проблемы ноги растут.
Изначально 4-ка вышла на геймкуб, потом ее портанули на плейстейшн и потом на пекарню. ПК-порт был плохим. Графика стала отвратительной, управление невыносимым. Со временем всё более-менее починили, но кое-какие проблемы так и остались.

И вот она. Вагонетка.
В какой-то момент главный герой Леон попадает в шахты, и ему надо проехаться на вагонетке по этим самым шахтам.
И тут вступают в силу 5 Вагонеточников Апокалипсиса. Я расскажу, как с ними бороться.
1 вагонеточник: узкое пространство.

Эта проблема бросается в глаза сразу. Вы залезаете в вагонетку и вы из нее не вылезете до самого момента с падением. И вагонетка узкая! Вы не хотите сражаться в пределах этой вагонетки без возможности отступить назад и расстрелять врагов издалека. Вы можете перемещаться между тремя секторами (вагонами, окей), и даже это вы не всегда успевать делать.
Решение: Вам нужно изо всех сил не допускать слишком много врагов в сектор, где находитесь непосредственно вы сами, потому что если враги вас окружат, они вас зажмут и убьют. Вы не отшмаляетесь, вас ну… просто зажмут.
Дробовик и прыжки между секторами — ваши друзья на время этой миссии. Дробовик хорош тем, что он сшибает противника с ног. Это выиграет вам время. Пока враг валяется, у вас есть возможность сбить других противников с ног или разобраться с теми, кто подошел к вам слишком вплотную. Запаситесь также гранатами. Поверьте пара ослепляющих и пара огненных сделают вам погоду.

Также рекомендуется тех противников, которые пытаются спрыгнуть сверху к вам и прокатиться зайцем, сшибать заранее, до их прыжка.
И, кстати, QTE ваш друг в этом плане. Леон-то может пригнуться, а вот тупые ганадо не могут.
2 вагонеточник: 2 ганадо с бензопилой.

Их тут два!
Короч, ганадо с бензопилой — это всегда страх и проблема. Потому что несмотря на то, что он рядовой противник (ну это точно не босс), он ваншотает. Если подпустить его к Леону вплотную, он отпилит Леону голову, и неважно сколько хэпэ у вас при этом было. Это ваншот.
Поэтому единственная тактика при борьбе с ним — стрелять в него издалека. Так что не проблема, просто отбегаем… ой… отбегать-то некуда.
Решение: ракетница и опять же дробовик. Когда появляется первый ганадо с бензопилой, ваша задача, во-первых, находиться в дальнем от него секторе, во-вторых вынести его сразу с ракетницы. Вот эта скотина спрыгивает, вы сразу берете ракетницу и шмаляете в стенку сектора, где находится мистер Мешок на Башке. Леону от этого выстрела ничего не будет, потратите одну аптечку вот и всё.
Когда появится второй такой товарищ, обычных врагов в вагонетке будет уже не так много, так что у вас есть все шансы убить его с дробовика. Вы все еще помните, что дробовик сшибает противника с ног? Мешокголового он тоже сшибает. Как только он падает, высаживайте в него все заряды, не давайте ему вставать, просто по самые помидоры нашпигуйте урода. Это сработает.
3 вагонеточник: чекпоинт.

Читайте также:  Что такое кд в играх Майнкрафт

Этот момент очень долгий. Когда вы в самом конце сорветесь — а вы сорветесь — вас откатит к чекпоинту. К самому началу момента с вагонеткой. Опять залезайте, опять едьте, опять убивайте просто орды врагов, опять нажимайте QTE, опять убивайте ганадо с бензопилой…
Когда вы уже почти закончили момент с вагонеткой, но запоролись в самый последний момент, и вы осознаете, что чекпоинт очень далеко и сейчас начинать всё заново… Божеееее…
Решение: Знаете, тут нет никакого решения. Так уж расположены чекпоинты в игре. Просто стисните зубы и старайтесь играть хорошо.
4 вагонеточник: Ку-тэ-е.
Ну так-то кутэе в играх не проблема, уж реакция-то есть у всех, и нажать пару кнопок в нужный момент не составит труда. Но вы видите на скриншоте ниже, в чем проблема ПК-версии.

Да. Кнопки высвечиваются, но не подписано, какие именно это кнопки.
Решение: Я сейчас скажу, какие это кнопки. Значит смотрите: когда высвечиваются две кнопки, это либо SHIFT+E, либо ПРОБЕЛ+E. Так как вы не знаете, какая комбинация имеется в виду (кнопки же не подписаны), просто жмите все три кнопки разом. То есть и SHIFT, и пробел, и E. Игра это засчитает.

А когда высвечивается вот такая кнопка (скриншот ниже) и быстро мигает — это значит надо быстро жать E.

Но не всегда… и к этому мы плавно подобрались.
5 вагонеточник: Тот самый баг с вагонеткой, а если быть точнее — баг с QTE.

В какой-то момент вагонетка сойдет с рельс и отправится прямиком в ад, где ей и место, а Леон спрыгнет с вагонетки и зацепится рукой за край обрыва. Вам предлагается жать QTE.
Мы помним, что вот та быстро мигающая кнопка означает, что надо быстро жать кнопку E. И вот вы жмете ее очень быстро, но Леон срывается и падает. Вы думаете: наверное, я недостаточно быстро жал E? Вы снова доходите до этого момента, жмете E сверхбыстро… но Леон срывается и падает.

Умные люди уже на этом моменте поймут, что это баг. Я не очень умная, я только с третьего раза поняла, что тут что-то не так.
Кнопка в этом моменте действительно не работает. И жать надо вообще не ее.
Решение: Слушайте внимательно… на этом моменте надо быстро жать X.
Не E. А Икс.

Я, пожалуй, схожу за огнетушителем для своей задницы. А вам я желаю приятной игры ^_^
Спасибо, что прочитали мой блог. Вдвойне спасибо, если посмотрели видеоверсию этого блога.
А если вам этот блог или видео помогли, то я просто мега-счастлива.
До встречи в феврале!

Источник: stopgame.ru

masterok

Много читаешь всяких научных психологических якобы проблем, которые для тебя лично совсем не проблема. Вроде бы все ясно и понятно, какая еще проблема! Вот сейчас прочитал подобную.

Представьте, что по железнодорожному пути несется тяжелая неуправляемая вагонетка. Прямо по ходу ее следования к рельсам привязаны пять человек, и она стремительно к ним приближается. У вас есть возможность переключить стрелку, и тогда вагонетка поедет по другому пути. К несчастью, на нем к рельсам тоже привязан человек, но всего один. Что вам следует предпринять, — переводить стрелку или не переводить?

Вот почему это считают «проблемой»:

Так вот, люди реагируют совершенно по-разному в этой ситуации в зависимости от того, является ли проблема чисто гипотетической или же на кону стоят реальные жизни.

Впервые психологи из Университета Гента в Бельгии воссоздали условия этой дилеммы в реальной жизни, используя лабораторных мышей. Удивительные результаты, которые они получили в ходе исследования, были недавно опубликованы в журнале Psychological Science.

Читайте также:  Как скрафтить в Майнкрафте столик

Эта этическая мыслительная задача известная как «проблема вагонетки», призвана заставить вас задуматься о моральной разнице между активным убийством (ведь это вы перевели стрелку, что привело к гибели 1 человека) и пассивным убийством (вы не трогали стрелку, но в результате погибли 5 человек). С философской точки зрения, утилитаристы утверждают, что морально оправдано будет переключить стрелку и выбрать путь наименьшего зла – убить одного вместо пяти, но деонтологи утверждают, что с моральной точки зрения неправильно будет делать это, потому что такое действие будет означает, что вы намеренно участвуете в убийстве человека.

В общем, утверждают, что это дьявольски проблематичный выбор.

Исследователи собрали 200 человек и сказали им, что они собираются пропустить сильный электрический ток через клетку с 5 мышами. Участникам эксперимента также сообщили, что они могут нажать кнопку и перенаправить ток в другую клетку с 1 мышкой. (Не волнуйтесь, никто не собирался в действительности поражать мышей током). До начала эксперимента участников спрашивали, как, по их мнению, они будут гипотетически реагировать в данной ситуации.

66% людей, принимающих участие в эксперименте, сказали, что нажмут кнопку в гипотетическом сценарии. Однако, когда настал решающий момент и их подвели к клеткам с живыми мышами, 84% людей решили нажать кнопку и поразить током одну мышь. Вы можете предположить, что люди действуют более эмоционально в реальном сценарии и более рационально в абстрактных сценариях, но как исследование показало, люди думают по-разному при решении гипотетических дилемм и при решении проблем, с которыми они сталкиваются реальной жизни.

Проблема вагонетки стала в наши дни еще более актуальной, чем когда-либо, с появлением беспилотных автомобилей. Например, если беспечный пешеход выбежит на дорогу, должен ли беспилотный автомобиль свернуть в сторону и стать при этом причиной ДТП на дороге, в котором могут погибнуть несколько водителей и пассажиров, или же продолжить движение и сбить пешехода.

Конечно, не может быть никакого «правильного ответа» при решении любой из этих дилемм. Однако, с такой проблемой несомненно столкнутся разработчики беспилотных автомобилей, не говоря уже о юристах, которым надо будет разбираться в деталях аварий с участием самоуправляемых машин.

Для того, чтобы понять, как поступили бы люди в той или иной критической ситуации, сотрудники института разработали специальную игру «Moral Machine».

Тест доступен для всех желающих, в том числе и на русском языке. В игре моделируется ситуация, когда самоуправляемый автомобиль вышел из-под контроля, а искусственный интеллект должен сделать свой выбор.

Всего в тесте представлено 13 ситуаций, в каждой из которых необходимо решить кого- пешеходов или пассажиров- оставить в живых.

Например, пользователю предлагается выбрать кто из 2 двух людей – молодой или пожилой человек – должен остаться в живых, а на кого наедет автомобиль.

На сегодняшний день Moral Machine набрала уже более 11 млн. возможных сценариев поведения.

Как бы вы вот на этот например ответили?

Мы как раз обсуждали эту проблему беспилотника и его моральные принципы — «Моральные принципы» беспилотных автомобилей

Но что касается так называемой «проблемы вагонетки», то лично для меня ее нет — простое рациональное мышление. Даже и размышлять не о чем.

П.С. Хотя погодите, я вспомнил. Есть другой вариант этой психологической проблемы: едет поезд в пропасть полный пассажирами. Переводом стрелки можно его спасти, но тогда он собьет вашего родственника (в одном случае это был сын стрелочника, для которого и был выбор).

Вот это действительно реальный выбор, а не просто «проблема вагонетки»

Open to: All, detailed results viewable to: All. Participants: 78

Вы переведете стрелку на одного человека?

Источник: masterok.livejournal.com