ФЕНОМЕН СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ КАК ПОПУЛЯРНОГО ЭЛЕМЕНТА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ WORLD OF WARCRAFT Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кондрашова Валерия Сергеевна

В работе рассматривается понятие скандинавского мифа , его происхождение и влияние на современную культуру. Автор рассматривает трансформацию скандинавского мифа в компьютерной игре , анализирует соответствия и разночтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кондрашова Валерия Сергеевна

Образ скандинавского севера в русской лирике 1890-1910 гг
Героизм и комическое в эсхатологии древнескандинавских мифов
Инициатический аспект мифологии древних германцев
«Прорицание вёльвы» как феномен скандинавского мифологического дискурса
Скандинавская мифология в творчестве В. Брюсова и А. Блока
i Не можете найти то, что вам нужно?

Игрофильмы Warcraft: Экранизация книг и хроник в хронологии! История Варкрафт

Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF SCANDINAVIAN MYTHOLOGY AS A POPULAR ELEMENT OF MASS CULTURE ON THE EXAMPLE OF THE COMPUTER GAME WORLD OF WARCRAFT

The article considers the concept of the Scandinavian myth , its origin and influence on modern culture. The author examines the transformation of the Scandinavian myth in a video game , analyzes the correspondences and discrepancies.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ КАК ПОПУЛЯРНОГО ЭЛЕМЕНТА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ WORLD OF WARCRAFT»

III Международная научно-практическая конференция

Кондрашова Валерия Сергеевна Kondrashowa Valeria Sergeevna

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Saratov Chernyshevsky State University

ФЕНОМЕН СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ КАК ПОПУЛЯРНОГО ЭЛЕМЕНТА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЫ WORLD OF WARCRAFT

THE PHENOMENON OF SCANDINAVIAN MYTHOLOGY AS A POPULAR ELEMENT OF MASS CULTURE ON THE EXAMPLE OF THE COMPUTER

GAME WORLD OF WARCRAFT

Аннотация. В работе рассматривается понятие скандинавского мифа, его происхождение и влияние на современную культуру. Автор рассматривает трансформацию скандинавского мифа в компьютерной игре, анализирует соответствия и разночтения.

Ключевые слова. скандинавский миф, мифология, компьютерная игра, World of Warcraft, архетип, пантеон.

Abstract. The article considers the concept of the Scandinavian myth, its origin and influence on modern culture. The author examines the transformation of the Scandinavian myth in a video game, analyzes the correspondences and discrepancies.

Keywords: the Scandinavian myth, mythology, video game, World of Warсraft, archetype, Pantheon.

Мифология составляла основу человеческого мировоззрения еще в первобытные времена, призванная объяснить необъяснимое, дать человеку уверенность и понимание окружающего мира. В мифологических конструктах заложены основы мироустройства, архетипические образы и древнейшие ценностные ориентиры. Все это не позволяет мифологии остаться в прошлом, актуализируя ее в настоящем все сильнее. Архетипы знакомы и понятны людям на подсознательном уровне, впитанные еще в детстве, и многие мифологические

Распаковка World of Warcraft — настольная игра | 120 МИНИАТЮР

III Международная научно-практическая конференция элементы воспринимаются человеком не как часть мифологии, а как нечто

привычное и обыденное. В связи с этим образы из мифологии различных

народов получают все большее распространение в произведениях современного

искусства. Мифы можно встретить в кино, в компьютерных играх, в литературе,

в аниме. Возвращение к мифологии и античности можно наблюдать еще в

литературе середины XX века. «Возрождение интереса к мифологии древних

народов и переоценка их общекультурной значимости, трактуемые сегодня как

глобальные культурные процессы, реализовали себя в европейских странах в

полной мере только к концу Нового времени» [3, с. 639]. При этом повышение

значимости мифа и его актуализация к настоящему времени приобрела глубоко

трансформаторский формат. Мифологические герои в произведениях искусства

появляются на улицах современных городов, порождают множество клонов, их

биографии переписываются и родословные меняются. При этом мифология

одних народов нашла большее отражение в культуре, чем других.

К одной из самых популярных и востребованных относится скандинавская мифология. Под скандинавской мифологией нами понимается система знаний и представлений о мире, основанная на языческих верованиях древнегерманских племен и на эпических текстах «Старшей» и «Младшей Эдды». Скандинавская мифология дошла до нашего времени благодаря двум литературным источникам — «Старшей» и «Младшей Эдде». «Старшая Эдда» была составлена в Исландии в XIII в. и найдена в 1643 г. епископом Бриньолвом Свейнссоном. Она содержит в себе песни о богах, героях, происхождении вселенной. «Младшей Эддой» называют сборник, составленный исландским поэтом и ученым Снорри Стурлусуном, в котором в прозе рассказывается о поэтическом искусстве скальдов и пересказываются, объясняются, цитируются сюжеты «Старшей Эдды» [2, с. 35]. Ее следы можно найти в кинематографе, в литературе, музыке, компьютерных играх. Появился термин, называющий общую палитру скандинавских мифов, влияющих на сюжеты и образы современного искусства: «скандинавский миф». «Компьютерная и киноиндустрия на протяжении нескольких десятилетий активно использовало феномен «скандинавского мифа»,

III Международная научно-практическая конференция базирующегося на провидении с ощутимой фаталистической тенденцией, что

стало одним из факторов популяризации в современном мультикультурном

мировом сообществе нордического архетипа, со всеми присущими ему

атрибутами, что связано как с сознательной, так и бессознательной

эксплуатацией этого видоизмененного образа» [1, с. 24].

Мифологические сюжеты не только переходят в современную культуру напрямую, с сохранением имен и названий, но и порождают появление «клонов». Одной из наиболее ярких калек на пантеон скандинавских асов является пантеон богов, появившихся в компьютерной игре «World of Warcraft». В дополнении к игре «World of Warcraft: Legion» появилась целая игровая зона, являющаяся прямой аллюзией на скандинавскую Вальхаллу: Чертоги Доблести. Это летающая крепость, в которую местное божество, также, как и прототип, носящее имя Один, собрало величайших воинов своего народа — врайкулов.

III Международная научно-практическая конференция Попав в Чертоги, они становятся валарьярами, воинами Одина. Первоначально

Читайте также:  Warcraft 1 как было

врайкулы живут в различных суровых северных краях игрового мира:

Штормхейм, Грозовая Гряда, Седые холмы. Семантика названий уже

неоднозначно указывает на суровый климат и условия проживания на данных

территориях. Валарьяры и врайкулы становятся прямой аллюзией на викингов.

Местная Вальхалла же, Чертоги Доблести, поделены на зоны, в которых воины

непрерывно сражаются, шлифуя собственное военное мастерство и доблесть,

пируют, куют оружие. Можно встретить упоминания комментариев от

разработчиков игры, придумавших указанную локацию: «На создание образа

этого подземелья нас вдохновили скандинавские мифы о Вальхалле, поэтому мы

задались вопросом — что величайшие войны-врайкулы считают заслуженной

наградой за свои деяния? Ответив на него, мы определили, что будет

происходить в каждой области Чертогов Доблести: пиршество, бражничество,

охота, ковка, единоборства» [4]. Авторы концепции не скрывают, что в основе

разработанного сюжета лежат скандинавские мифы. Игроки, желающие попасть

в Чертоги Доблести и получить награды, должны пройти ряд испытаний и

доказать, что достойны находиться в божественных чертогах вместе с

избранными воинами. Этим же занимаются падшие викинги в Вальхалле:

сражаются, затем пируют.

Наряду с Одином, Вальхаллой и викингами, в вымышленную игровую вселенную перенеслись и некоторые другие персонажи скандинавской мифологии. На входе в Чертоги Доблести игроков встречает Химдалль, Страж. Его прототипом является Хеймдалль, скандинавский бог-страж, охраняющий мост Биврёст, соединяющий Асгард и Митгард.

Важно отметить, что, как и Один, он явно отнесен разработчиками к разряду «положительных персонажей»: это обуславливается в том числе игровой механикой. Традиционно персонажи, которых игроки встречают в подобных игровых зонах, погибают. Однако Химдалль сражается, а затем просто отступает в сторону, пропуская игроков вперед, признав за ними победу. Также поступает Один, к которому попадают в последнюю очередь, чтобы получить финальную награду. Смерть ожидает

III Международная научно-практическая конференция «отрицательного персонажа»: волка Фенрира, обитающего в Полях Вечной Охоты, расположенных там же, в Чертогах Доблести. Этот NPC (от англ. NonPlayer Character, т. е. персонаж, управляет которым не игрок, а программа) сохранил даже имя своего мифологического прототипа: огромного волка Фенрира, врага богов, предвестника Рагнарёка — конца света. В игре он изображен в виде свирепого гигантского волка, в чьей шкуре торчат сверкающие золотые стрелы, оставшиеся от предыдущих попыток героев одержать над ним победу, а на боках то и дело загораются зловещие руны из игровой символики.

Как существует мир, куда воины-валарьяры «возносятся», так разработчиками был создан прототип потустороннего царства. У скандинавов оно носит название Хельхейм, это же название переносится и в игру World of Warcraft. Хельхейм является царством Хель, скандинавской богини смерти. В игре она получает имя Хелия, однако сохраняет свои божественные функции.

Чтобы встретиться с Хелией, игроки должны отправиться в локацию под названием «Утроба душ». Семантика названия определяет его сущность, характеризуя как место скрытое, спрятанное от посторонних глаз, но при этом полное душ.

Это своеобразная посмертная колыбель душ, что намекает также на количественное соотношение «достойных» и «недостойных» жителей в мире World of Warcraft: в Чертоги Попадают единицы, прочие же отправляются в Хельхейм. Среди достойных в том числе, конечно, игроки. Попав на встречу с Хелией, они оказываются на огромном корабле посреди бушующего океана.

Корабль находится на пути в тот самый Хельхейм и является отсылкой к скандинавскому мифу об ужасном корабле Нагльфар. Согласно мифу, он состоит из ногтей мертвецов и будет одним из тех, кто воплотит конец света. При этом он слишком тяжел, чтобы плавать. В игре корабль состоит из жил и костей и курсирует вокруг Хельхейма постоянно.

Согласно мифам, оба вышеописанных существа — и Фенрир, и Хель, являются детьми другого божества, Локи. Однако в игровой вселенной они не имеют друг к другу никакого отношения, при том, что Локи в ней присутствует. Однако он имеет совсем другую историю и хронологически появился в сюжете

III Международная научно-практическая конференция гораздо раньше, вместе с богом Тором. Оба из них получили в игре немного измененные, но узнаваемые имена: Локен вместо Локи и Торим вместо Тор. Среди скандинавских мифов существует миф о Локи и супруге Тора, Сиф: Локи остриг волосы Сиф, а затем добыл у гномов для нее новые волосы из чистого золота.

В игре тоже появляется Сиф, она даже сохраняет свое имя, но является не богиней, а обычной смертной — врайкулом. Она так же возлюбленная Тора, однако, вымышленное игровое божество Йогг-Сарон смущает разум Локена, внушая ему любовь к Сиф, а Сиф толкая на измену.

С течением времени Локен убивает Сиф, а Йогг-Сарон создает иллюзию её призрака, который сводит Локена с ума, заставляя еще сильнее поссориться с Торином и развязать войну между смертными. Такое значительное изменение в сюжете продиктовано различным назначением этих событий.

Небольшой конфликт в мифе демонстрирует характер Локи: его способность совершить нелогичный поступок в угоду собственному желанию, но в тоже время находчивость и способность отвечать за свои поступки, справляться с их последствиями. Конфликт в игре же превращает Локена в жертву, а основной фигурой становится темное божество Йогг-Сарон, отсутствующий в оригинальном мифе: разработчики показывают его коварство и беспринципность.

Стоит также отметить, что как в исторических источниках, так и в последующей трактовке в современной культуре и искусстве образ бога Локи в целом не является ни положительным, при этом ни строго отрицательным: в разных ситуациях он предстает в разном свете. Локен из World of Warcraft изображен как положительный персонаж, чья моральная слабость и открытость, подверженность внушениям превратила его в отрицательного: он становится предателем.

Примечательно также, что отсылки к скандинавскому происхождению Локена присутствуют даже в его репликах. Локи является одним из катализаторов и участников конца света — Рагнарека. На нём же он погибает, а конец света не заставляет себя ждать. Когда игроки сражаются с Локеном, он произносит: «Моя смерть предвещает конец этого мира». Неизвестно, о каком конце мира он говорит в рамках игровой вселенной, т.к. по сюжету она становится частью, напротив, спасения мира. Единственная

Читайте также:  Как в ворлд оф варкрафт одеть кольчугу

III Международная научно-практическая конференция связанная с концом мира смерть — мифологическая смерть прототипа Локена,

Таким образом, игровая вселенная World of Warcraft пронизана образами и сюжетами, заимствованными из скандинавской мифологии и впоследствии значительно видоизмененными. Изменения здесь обусловлены необходимостью сюжета, упрощением или адаптацией для положительного игрового опыта. World of Warcraft — один из множества примеров использования скандинавского мифа для создания собственного мифа или трансформации существующего. Создатели используют знакомые и популярные образы для актуализации игровых событий в сознании потребителей, делая их интереснее, понятнее, вместе с чем еще популярнее. Феномен скандинавского мифа в культуре становится все шире и требует дальнейшего изучения.

1. Синдеев А.Е. Образы германо-скандинавской мифологии в контексте современной рок-культуры / Научные исследования XXI века. — Тверь: Научно-издательский центр «Мир науки». — № 2, 2019. — С. 639-644.

3. Паулюс П.В. Васильевич Скандинавский миф как архетипическая конструкция в поле современной экранной культуры // Инновации в науке. 2017. №4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skandinavskiy-mif-kak-arhetipicheskaya-konstruktsiya-v-pole-sovremennoy-ekrannoy-kultury

4. Чертоги Доблести (подземелье). — Электронный ресурс: https:// wowwiki.fandom.com/ru/wiki/Чертоги_Доблести_(подземелье)

Источник: cyberleninka.ru

С каким скандинавским богом соотносится торим из игровой вселенной world of warcraft

Викинги — настоящий ужас для жителей раннего средневековья. Суровые, жестокие и бесстрашные люди, которые страстно желали погибнуть в бою. Они были настоящим бедствием для тех, кто жил рядом с этим народом. По-настоящему страшные люди, которые не знали страха и отлично умели воевать. Они, ведомые своими Богами, во главе которых стоял Один, захватывали, грабили и убивали.

Так каким же образом они — викинги, связаны с World Of Warcraft? Что связывает Blizzard и мифологию скандинавов и германцев? Давайте попробуем в этом разобраться.

Образы

Не трудно догадаться, что именно викинги стали образом, на основе которых были созданы врайкулы. Они — воинственные, любящие колдовство, живущие на северных Фьордах. Точно так же жили и викинги, которые придавали большое значение шаманству и колдовству, жили в Скандинавии, где достаточно холодно. В землях фьордов.

Врайкулы точно так же, как и викинги, промышляют рыболовством и охотой. Их излюбленное дело — война. Корабли врайкулов — драккары. Ладьи, украшенные головой дракона. Именно такими пользовались викинги в своих военных компаниях.

Земли Врайкулов — Ревущий Фьорд и Седые Холмы невероятно напоминают нам фьорды Норвегии, Дании или пейзажи Швеции. Там, где вечно царит мерзлота, промышляют врайкулы. Зима — их царство. Компания Blizzard не останавливается и на этом, они активно используют известные места, связанные с викингами в игре World of Warcaft. Так, например, «Крепость Утгард» получила свое название из мифологии скандинавов, там Утгард — внешний мир, не материальный, который не подчиняется никаким законам.

Архитектура Врайкулов весьма напоминает нам о викингах, все так же сурово, по-мужицки. Броня, оружие — всё это взято у викингов.

Персонажи, которых мы можем встретить в игре

В игре — один из боссов рейдового подземелья «Ульдуар». Мы сражаемся с ней на территории сада, который заполнен деревьями и цветами. Некоторые деревья помогают Фрейе в бою.

В мифологии — богиня любви и войны

Фолькванг — девятый, там Фрейя решает, где сядут герои; поровну воинов, в битвах погибших, с Одином делит. Старшая Эдда, «Прорицание Вёльвы»

Источник: Cтаршая Эдда, «Прорицание Вёльвы»

В игре — один из боссов рейдового подземелья «Ульдуар». Сражаемся с ним на арене. Имеет весьма натянутые отношения с Локеном. С босса дропается одна интересная вещь — Рунический камень Мьолнира. Использует множество заклинаний, которые так или иначе связаны с молнией.

В мифологии — бог грома и бури. Имеет натянутые отношения с богом Локи. Один из самых запоминающихся и важных его атрибутов — молот Мьёлнир, который не может поднять никто из смертных и богов.

Тор в брод переходит в те дни, когда асы вершат правосудье у ясеня Иггдрасиль

В игре — один из боссов рейдового подземелья «Ульдуар». Сражаемся с ним в Искре Воображения. Запоминается своими изобретениями и хитростями. Так же, с Йогг-Сарона падает «Голова Мимирона».

В мифологии — великан по имени «Мимир», был заложником, а затем был убит и обезглавлен. Затем, верховный бог Один пожертвовал своим глазом, чтобы оживить голову. Голова, по приданиям, охраняет колодец. Отсюда и название — Голова Мимирона.

Знаю я, Один, где глаз твой спрятан: скрыт он в источнике славном Мимира! Каждое утро Мимир пьет мед с залога владыки — довольно ли вам этого?

В игре — заключительный босс в подземелье «Чертоги Молний». Чрезвычайно хитрый и сильный, обманщик. Весьма коварная личность, которая смогла подчинить и пленить Фрейю, Мимира, Ходира, Торима.

В мифологии — Бог по имени «Локи». Отличается особой хитростью, которая не раз была началом проблем для всего Пантеона. Локи обладал возможностью смены внешности.

К эгиру в дом — войти я решил и на пир посмотреть; раздор и вражду я им принесу, разбавлю мед злобой

В игре — персонаж, которого можно видеть при сражении с Торимом. Можно получить достижение, если вы заставите выйти босса на арену в присутствии Сиф.

В мифологии — Жена Тора. Характерная черта — золотые волосы.

Длинные и густые волосы, они были тоньше паутины, и, что самое удивительное, стоило их приложить к голове, как они сейчас же к ней прирастали и начинали расти, хотя были и сделаны из чистого золота

Читайте также:  Как проходить игру варкрафт

В игре — змеи, которые обитают в Грозовой Гряде недалеко от великанов и братьев Ходиров.

В мифологии — Йормунганд, сын Локи, именуемый «Морской змей». Был выброшен в океан, а затем вырос до таких размеров, что опоясал всю землю.

И когда они пришли к нему, бросил он того Змея в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост

В игре — редкий питомец, дух зверя. Питомец, которого могут приручить охотники со специализацией «Повелитель Зверей».

В мифологии — сын «Фенрира». Волк, который вечно гонится за солнцем и проглотит его во время «Рагнарёка».

Сколль имя Волка, За солнцем бежит он до самого леса

Персонажей, которых мы видели в дополнении «Гнев Короля-Лича», великое множество. Большинство из них так или иначе связаны с мифилогией. Так, например, Валькирии — прямое заимствование из мифологии. Именно они уносили погибших с поля боя в Вальгаллу. В игре же Валькирии исполняют такую же роль. Мы их видим тогда, когда умираем. В некоторых заданиях мы видим их на полях боя.

В квестовой цепочке рыцарей смерти они воскресят Вас, если вы умрете.

Великаны — тоже неотъемлемая часть мифологии скандинавов и германцев. В Грозовой Гряде на великанах завязано множество сюжетных цепочек и поворотов. Инистые великаны — целый раздел в германо-скандинавской мифологии.

Дворфы — мастеры своего дела, целая игровая раса в World of Warcraft. В мифологии же они — кузнецы, живущие под землёй ( в игре — Стальгорн, например. ).

Персонажи, которых мы встретим в Legion

В следующем дополнении мы встретим множество персонажей, которые связаны с мифологией. Так, например, Blizzard вновь возвращает целую локацию, которая будет связана только с Врайкулами — Штормхейм. Врайкулы будут боссами в подземельях и рейдах. Но, к сожалению, Blizzard опять не брезгует брать Богов из мифологии и. Убивать их.

Так, например, нам представиться возможность сразиться с Фенриром. В игре — босс в новом подземелье, о котором, к сожалению, больше ничего неизвестно. Однако, в мифологии — он страшный волк, размеры которого поражают, его челюсть настолько велика, что нижняя челюсть сотрясает землю, а верхняя царапает небосвод. Его непомерная сила, которую ничто не может сдержать.

Однако, Боги смогли сковать цепь, чтобы сдержать этого волка. В день, когда наступит Рагнарёк именно он порвёт эту цепь и, в конце концов, в смертельной схватке сойдется с верховным Богом Одином.

Еще один босс подземелья — Хеймдалль. Он будет в одном рейде с Фенриром. Опять же, пока рано говорить о том, что он из себя представляет в игре, однако в мифологии он весьма колоритный персонаж. Хеймдалль является сыном Одина, его называют самым светлым из асов. Обладает прекрасным слухом и зрением. Его зовут «Златорогий». Живет он между небом и землёй.

Один из основных атрибутов Хеймдалля — Гьяллархорн, рог, который будет означать начало Рагнарёка. Во время конца света именно он убьет коварного и злого предводителя армии врага — Локи.

Еще один босс — Харбард. Он — не бог, не культовая личность и не важный персонаж из мифологии. Однако, все же он имеет место в ней быть. В мифологии описываются события, в которых Тор, будучи очень разочарованным, возвращается домой и пытается воспользоваться услугаи перевозчиками. Перевозчик запросил оплату за проезд, однако, Тору нечем было платить.

Обещаниям Тора перевозчик не поверил, и громко хохоча он отплыл в море. Имя этого перевозчика — Харбард.

Один из последних боссов, как ни странно, Один. Blizzard решила, что ей разрешается взять и убить главного Бога. Это весьма странное событие. По моему мнению — это слишком. Однако, что есть, то есть. Что будет в игре — не знаем. Однако, в мифологии Один — верховный Бог, или «Всеотец».

В мифологии он — ключевой персонаж, что естественно. Если рассказывать о нём, то на это уйдет слишком много времени. Однако, стоит заметить одну странность — в игре Один, Фенрир и Хеймдалль оказываются по одну сторону баррикад, в мифологии же — наоборот, Фенрир является врагом этим двум. В игре передается один из атрибутов Одина — его шлем. Будут ли встречаться другие (Копье, вороны, волки, кони и др.) — неизвестно.

Так же, хочется заметить, что в Легионе нам предстоит побывать в подземелье, которое называется «Maw of Souls» мы встретим босса под именем «Helya». Вероятно, это отсылка в богине «Хель», которая властвует «Хельхеймом». В мифологии — это что-то отдаленно напоминающее ад. Туда попадают все, кто погиб не в бою. А, например, от болезни или от старости.

Остальные же боссы, о которых говорилось ранее, будут находится в подземелье «Halls of Valor».

Итог

Несомненно — врайкулы это викинги. Больно похожи эти два народа. Слишком много похожих вещей, вплоть до богов. Близзард не стесняется заимствовать у северян мифологию, добавлять целые локации и даже богов в игру. Позади — целая история, невероятно красочная и интересная, полная сражений, сюжетных поворотов.

Позади — сражения в Ревущем Фьорде. Эти незабываемые пейзажи, Фьорды, водопады, снег, горы. Это то, чего мы никогда не забудем. Радует, что в Легионе мы вновь встретимся лицом к лицу с северными завоевателями, увидим до боли знакомые пейзажи. Встретимся с ними и, надеюсь, с Вами в Штормхейме!

Источник: wowjp.net