Слово «легат» пришло к нам из латинского, где форма legatus несёт сегодня два oсновных значения:
— посол, выполняющий особые поручения политического характера у полководцев и наместников времен республики у древних римлян;
— уполномоченный папы римского, направляемый в иностранные государства с особыми поручениями, особыми до такой степени, словно решение принимает сам понтифик.
В начале 2012 года в Москву для встречи с В.В. Путиным прибывал на короткое время легат папы римского Збигнев Бжезинский. Содержание встречи осталось не раскрытым, о характере разговора информации не было. Если в интернетовских поисковых системах вбить «легат бжезинский», то можно обнаружить много интереснейшей информации о настоящем и будущем нашей планеты, о приводных и потайных ремнях современной политики, но об этой встрече прочесть не удалось.
Нунций – это тоже слово из латинского, от nuntios, означающее тоже посла папы римского, но это постоянный дипломатический представитель Ватикана.
Гибель генерала Туллия
Вспомним, что такой факт – возлежать на пирах и деловых беседах – отражен широко в Библии. Например, Иисус с апостолами проводят трапезы и беседы не за столами, столь привычных для нас, а на коврах.
Обратимся к евангелию от Матфея. Как правило, при встречах с народом Иисус или стоял (например, в лодке), или сидел (на горе), как во время так называемой Нагорной проповеди. А с учениками он, как правило, возлегал. «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его» (гл. 9 стих 10).
В сербской библии есть указание, что сборщики налогов и грешники ели вместе с Иисусом. А вот в немецком и английском переводах появляются такие понятия, как стол (Tisch и table). Из немецкой библии становится ясно, что Иисус с апостолами вошел в дом, чтобы поесть. Русский глагол «возлегать» — это лежать боком, по древнему обычаю, за трапезою или в беседе (Даль, т.1 с. 197).
Фарисеи, эти искренние противники Иисуса, поскольку он своими речами подрывал их власть и авторитет, преднамеренно не заметили его беседы, но обратили внимание на то, что он пил и ел вместе с мытарями и грешниками. (гл.9 ст.11). Евангелие на русском языке акцентирует внимание на слове «возлегать», может быть, чтобы поесть, но скорее всего для беседы.
А английский перевод той же фразы использует дважды слово reclining, которое переводится на русский со значением «лежащий», «возлежащий», «полулёжа», а на немецкий – «со стороны спинок», «подпирая». Впрочем, слово reclining образовалось скорее всего из rec – «говорить», «речь» и lining – «корм», «фураж», а не re – «повторение» и clin – «крепко держать», «удерживать», «арестовывать» + суффикс существительного ing (кстати, clin, клин, действительно, хорошо держит, например, при насадке топора клин вбивают в торец). Скорее всего, автор текста акцентировал внимание на разговоре, состоявшемся между Иисусом и сборщиками налогов с грешниками, а фарисеи – на еде и питье. А если судить по тексту евангелия от Марка, то грязными руками мытари и грешники ели под открытым небом (насыщение 4000), а в доме Иисус продолжил беседу с апостолами. И у Марка Иисус «велел народу возлечь на землю», а ученики раздали хлеб и рыбу.
Skyrim Легат Рикке в Совнгарде, реакция до и после победы над Алдуином
Хочу подчеркнуть, что Иисус с апостолами проводят трапезы не за столом, а на коврах. Похоже, эта традиция нашла отражение в практике раннего Ватикана, она же закреплена и в словах для характеристики людей и действий, ставших специфическими терминами для католицизма.
Взглянем на слово «апостол». Официально считается, что оно от греческого apostolos, что значит «посланник», но, думается, что а – отрицание, введенное в ходе формирования новых языков на базе общего письменного, по – имело значение, близкое к русскому предлогу по. Если это так, то апостол (а + по + стол) – объединение не по столу, не ради куска хлеба или дармовой рыбы, а для чего-то другого.
Ясно, что Иисуса и апостолов объединяют общие духовные или политические интересы. Какие именно? А что сегодня может объединять таких людей, как Борис Немцов, Гарри Каспаров, Борис Акунин, Сергей Удальцов, Эдуард Лимонов, Алексей Навальный, Михаил Касьянов, Ольга Романова.
То есть люди, которые бы в других условиях прошли бы мимо и не заметили друг друга, собираются вместе, беседуют, вырабатывают планы, звонят, назначают свидания, организуют митинги. Что общего может быть, к примеру, у вполне успешного шахматиста с мировым именем Гарри Каспарова и примитивного писателя-историка-фантаста, выступающего под именем Бориса Акунина? Что роднит с ними писателя-эгоиста, прославившегося сквернословием в печати, Эдуарда Лимонова? Их сближает борьба за власть, возможность вознестись на самую вершину государственной власти. Они знают, что через выборы пробиться не смогут, но надеются взлететь на самый верх на волне протестов.
Аналогичная борьба за власть сплотила и апостолов вокруг Иисуса. Он их выбрал, пригласил, они не отказались и везде следуют за ним. Им пришлось отказаться от родных, от собственности, от прежних привычек. Они последовательно выступали за власть в великой империи и не довольствовались ничем другим.
Библейские тексты доносят, хотя в очень искаженном виде, множество фактов такой борьбы и различных структур организации власти. Наглядные примеры мы найдем и в псалтыри, и в притчах царя Соломона, и в текстах Нового Завета.
Само слово «легат» и его значение во многом свидетельствует, что продолжатели дела апостолов победили. Иначе в ходу была бы иная терминология.
А «легат» — это прежде всего тот, кто лежал рядом с властителем, а потом выполнял волю от его имени. У слова ярко выраженный смысл на русском языке, но оно является абстрактным на латинизированных языках Западной Европы. И образовано оно до примитивного просто: русский глагол «ЛЕЖАТ» переписали на латиницу и наделили свойствами существительного.
Сегодня в политической жизни используются совсем иные слова для обозначения тех функций, которые выполняли легаты. Но слово еще недавно было в ходу, особенно в литературе. Писатели и драматурги последних трех веков минувшего тысячелетия охотно пользовались этим словом при описании перипетий борьбы за власть, а в этой борьбе не последнее место занимал Ватикан. Кажется, его роль отошла на задний план, но поездки его легатов в Москву, выступления римских пап на многотысячных митингах в разных странах мира, даже не католических, свидетельствуют о другом: мир устроен сложнее, чем нам порою кажется.
Слово «нунций» — nuntios – откроет свой смысл, если его читать против часовой стрелки, справа налево: соитнун – это же прямое указание на человека с еще большей близостью к властителю. Возлегать рядом многие могут, но далеко не всегда дело доходит до соития, то есть полной телесной близости, всецелой самоотдачи, высочайшей духовной преданности. С приходом к власти в Ватикане папы Венедикта ХVI всплыли на поверхность многие ранее тщательно скрываемые принципы внутренних отношений в правящей верхушке, влияние на организацию обучения в системе подготовки кадров и так далее. Снова вспомнили про такое явление, как целибат – обет безбрачия – и его замену другими суррогатными формами, которые последовательно насаждаются в современное общество под предлогом толерантного отношения к иному мнению, иным привычкам и извращениям.
Кстати, слово «целибат» становится прозрачным при выделении в нем двух русских корней, один из которых изменен и относится к ненормативной лексике.
Следует особо отметить, что терминология Ватикана, особенно старая терминология, хорошо прочитывается с помощью русских корней, а это дает возможность предположить, что древнее делопроизводство в Ватикане велось на русском, славянском языке, что в закромах гигантской библиотеки Ватикана найдется немало древних русских книг, духовных и светских. Кстати, Ватикан объявил об оцифровке своей библиотеки.
Интересно знать, все ли книги будут доступны на электронных носителях, или самые интересные уже уничтожены? Уверен, что индексы запрещенных книг, рассекреченные в последние десятилетия, отражают далеко не все, что когда-то было запрещено. До нашего времени сохранилось множество картин разных художников Средневековья с одной темой: сжигают книги. Слова-термины, применявшиеся в прошлом в Ватикане, были переведены или просто переписаны на латиницу и превратились в абстрактные, то есть вполне прозрачный для русского слуха их смысл стал абстрактным, скрытым, сделано это было преднамеренно, и сегодня эти термины воспринимаются так, как было оговорено на самом высоком уровне и что зафиксировано в специальных книгах, словарях, лексиконах.
Кстати, слову «легат» близко по смыслу прилагательное «легальный» в значении явный, открытый. В немецком языке есть прилагательное legal, если это слово записать кириллицей, то получим русское слово «лежал». Из этих же корней образовано множество таких слов, как легенда (в прошлом обозначавшее закон), легион, легионер, легендарный, легированный, множество других.
Сюда же можно отнести и очень уж популярный термин легитимный и множество слов, образованных от него для характеристики отношения США и стран Запада к процессам, происходящим в разных странах мира. Можно многотомные исследования писать, как тот или иной политический деятель в силу неведомых миру причин становился нелегитимным и подлежал снятию со всех постов, а если он не слушался и продолжал возражать, то руководимая им страна подвергалась чудовищным гуманитарным бомбардировкам и превращалась нередко в руины. Такое впечатление, что некоторых политиков как бычков откармливают, отпаивают, холят, ласкают, но только до определенной поры. Впрочем, к нашим иссследованиям языка это не имеет отношения.
Вспомним яркий музыкальный термин «легато». Лега;то (итал. legato «связанный») в музыке — приём игры на музыкальном инструменте, связное исполнение звуков, при котором происходит плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует. Какое свойство положено в основу термина? То же самое, что и в слове «легион», где результат достигается совместными действиями. Ноты играются или поются гладко и связно, а на нотном стане легато обозначается дугообразной линией, кстати, она называется лигой и объединяет только те ноты, которые исполняются как легато.
Противоположность ему — стакка;то (итал. staccato — якобы «оторванный, отделённый») – музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции). Обозначается словом staccato или точками над или под нотами у их головок.
Обратим внимание сперва на графическое изображение: дуга, сплошная кривая линия при легато и точки над нотами при стоккато: легато – как бы лежат вместе, общей массой, соединены, а стоккато – условно, конечно, как бы: с ток, с ток, с ток.
То есть хочу уточнить, что термин дан не по способу выжимания звука из голоса или из инструмента, а по способу изображения этого действия на нотном стане. Похоже, что не музыканты определяли эти термины, а чиновники, следящие за правильностью исполнения, или педагоги, озабоченные точной передачей манеры исполнения музыкального произведения. В нотной грамоте мы встретим множество более узких терминов, которые образованы из тех же единиц речи, особенно много их у скрипачей:спиккато (итал. spiccato — отрывать, отделять) — прыгающий штрих, выполняемый броском в сторону; сотийе (фр. sautill’e — подрыгивать) — прыгающий штрих, выполняемый мелкими движениями только одной точкой смычка (близ его середины) в быстром темпе и при небольшой силе звучания; стаккато пикэ (фр. staccado piqu; — отрывистый) — прыгающий штрих. Исполняется посредством чуть заметных движений кистью на продолжающемся смычковом штрихе, — настоящее виртуозное стаккато. Обозначается рядом точек под дугой.
Хочу подвести небольшой итог. Работа требует детального изучения, но уже ясно, что терминология Ватикана, как и терминология музыкальной грамоты изначально опиралась на корни общего, то есть русского (славянского) языка, который был государственным языком в великой империи, история и хронология которой изрядно искажена и заменена часто другой, не имеющей смысла. Подмена правды на вымысел произошла после так называемого вавилонского столпотворения, приведшего к расколу не только империи, но и единой религии, к образованию множества письменных языков на основе новой графики, получившей название латиница. И хотя официально утверждается, что кириллица образована позднее, масса косвенных улик подтверждают обратное.
Напоследок еще один пример. Язык – буквально: я + зык, то есть я говорю, я кричу, я пою, я имею голос, я не немой. Эта версия встречается у многих авторов, достаточно порыться в интернете.
А вот дальше исследователи не пошли: их останавливает традиция считать латинский язык более древним, а если на мгновение отбросить традиции и поискать родственные корни к слову «язык», то мы обнаружим, что греческое musica, латинское musyka имеют отношение не к музам, придуманным для того, чтобы спрятать связь с общим языком, а к русскому корню зык, значение которого – громкий, звонкий, голосистый, мелодичный, зычный, звучный и т.д. МЫ + ЗЫК. Музыка – это коллективное исполнение чего-либо звучного, многоголосого. Это, грубо говоря, зыки каждого участника действия.
Кто-нибудь может объяснить, на каком основании в ходе реформ церкви, проведенной патриархом Никоном по указанию царя Алексея Михайловича Романова, в церквях было запрещено многоголосовое пение? Есть ли какая-либо логика в запрете древнего русского щипкового инструмента гусли, которые возами свозили на царский двор и сжигали? На мой взгляд, царская династия, оккупировавшая русскую землю по указанию Запада, уничтожала все, что ставило русских, славян на голову выше западноевропейцев. Первые Романовы уничтожили старое ратное сословие, бросили на произвол судьбы регулярное воинство – казаков, не имевших права владеть землей и заниматься крестьянским трудом, уничтожили крупнейшие монастыри, служившие приютом для состарившихся и искалеченных в боях воинов, изменили обряд захоронения предков, изменили форму гробов, запретив использовать колоды, уничтожили грамотных носителей русского языка, последовательно уничтожали архивы монастырей вплоть до ХХ. При Романовых был введен норматив использования слов, лексика русского языка была значительно сокращена за счет запрета на использование слов, указывающих, к примеру, на части тела «выше коленца, но ниже пупенца», вместо ярких образных слов стали применяться бессмысленные заимствования из иностранных языков.
Настает время, когда скрывать истинное прошлое стало невозможно. Сама лексика иностранных языков, ставшая широко доступна народам, населяющим территорию России, выдает следы грубой переделки. И слово «музыка» много интересного рассказывает чуткому слуху.
Музыка – значит мы имеем голос, мы поём, мы играем, мы голосим. Мы не немые.
Для обозначения понятия «музыка» в немецком языке используется синоним Tonkunst, то есть искусство звуков. Русские слова тон (звук), тональность, интонация соответствуют немецкому Ton, но у этого слова есть в немецком языке и еще одно важное значение – глина. И действительно, изделия из обожженной глины начинают звучать на разные голоса. Вот и сопровождение для голоса. А у некоторых народов сохранились древние привычки петь горлом, петь перед тарелкой в руках, перед блюдом, кувшином из глины, создавая новые оттенки звуков.
Согласитесь, что слово «музыка» очень точно передает характер звуков. Язык – это исстари голос одного, когда все одновременно говорят, то смысл теряется, никто никого не слышит и не понимает. А музыка – это звук, это наше объединение усилий по воспроизводству зыка, звука. Зык и звук – это один и тот же корень.
Источник: proza.ru
Легат
Что такое легат? Описание и определение понятия.
Легат – это (в Древнем Риме) назначенное лицо или посол, которое получало полномочия от сената, для выполнения определенных политических функций. Также титул «легат» получал наместник провинции или лицо, исполняющее обязанности помощника полководца. В Ватикане легатом называют папского посла при королевском или царском дворе, и также при дворе высокопоставленных вельмож. Также в римском праве специальная форма для определения в письменном или устном завещании дара в пользу конкретного лица (легатария), которое должно было получать совершенной пассивной завещательной способностью.
Рассмотрим, более детально, что значит легат.
Легат (от латинского legatus) – это посол или посланник, которого отправляли с поручением в другие государства.
Понятие легат в Древнем Риме
В Древнем Риме легат назначался сенатом для выполнения поручений политического характера. В эпоху республики так называли наместников в провинциях, а при Цезаре легаты командовали Легионами.
Кроме того, легатами называли представителей Папы римского в других государствах, которых назначали начиная с VI века. Термин употребляли для любого дипломатического представителя: посла или агента. Правда, срок миссии посланника был ограничен и он мог выполнять поручения папы только ограниченное время и лишь в рамках задания.
Таким образом легатов можно условно разделить на три типа:
- Легаты или послы, направленные в Рим иноземными народами.
- Легаты или послы, направленные Римом к иноземным народам.
- Легаты, сопровождавшие римских полководцев на войну или проконсулов и преторов в провинции.
Есть еще одно значение слова легат — завещательный отказ; поручение наследнику передать определенному лицу часть наследства или определенную сумму денег. В римском праве эта специальная форма для определения в письменном или устном завещании дара в пользу конкретного лица (легатария), которое должно было получать совершенной пассивной завещательной способностью.
Легатарий всегда получает легат после оплаты из наследственной массы всех долгов завещателя. Размеры этого дара отнимались из оставшейся наследственной массы, и лишь только после такого подсчёта появлялась возможность для остальных наследников. Дающим этот дар, зачастую выступала церковь или какой то конкретный храм. Легат мог быть возвращен по причине отзыва завещания, так и вследствие отзыва самого легата. В самом начале (по гражданскому праву) понималось, что отзыв должен делаться формально, через устное заявление об отзыве, а в дальнейшем также стал приниматься действительным ещё и неформальный отзыв.
Интересно, что в католической церкви персональный представитель или посол Папы Римского так же называется легат. Легат папский это всегда титул высшего класса дипломатических представителей понтифика.
В католической церкви существует разновидность легатов:
- Nuncius(нунций) apostolicus — постоянный дипломатический представитель папы, аккредитуемый при главах стран.
- Наибольшими правами обладает legatus a latere, который имеет право отстранять от должности епископов и проводить полную юрисдикцию по отношению ко всем прелатам в рамках определённой территории.
- Legatus delegatus получает назначение от папы обычно из числа регионального духовенства для проведения специальной миссии, власть его ограничена отдельными церковными делами. И он в свою очередь, назначается лично понтификом и направляется с миссией к монарху, правительству, для организации церковных мероприятий.
Это лицо еще называют Папским легатом и он является его личным представителем Папы Римского в другой стране или в другой части католической религии. Также легат может получить направление и в определённую общину верующих, для внедрения различных папских поручений. Легат присутствует только до тех пор в данных местах, пока выполняет непосредственное поручение Папы Римского.
Виды легатов в Древнем Риме
Легатом (или завещательным отказом) называлось распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого-то права или иной выгоды за счет наследственного имущества.
Легат мог быть оставлен только в завещании. Нельзя было возложить легаты на наследника по закону.
Различалось несколько видов легатов.
- легат per vindicationemи (с его помощью устанавливалось непосредственно право собственности легатария на известную вещь завещателя) и
- легат per damnationem (он назначался в форме «heres damnas esto dare», то есть наследник пусть будет обязан передать то-то такому-то. В этом случае легатарию предоставлялось только обязательственное право требовать от наследника исполнения воли завещателя).
Ограничения легатов![imЛЛЛes]()
Легаты получили широкое распространение в Риме. В связи с этим, в интересах же наследников были введены некоторые ограничения легатов. Это произошло потому, что часто завещатели назначали так много легатов, что наследникам почти ничего не оставалось; поэтому у них не было уже никакого стимула принимать наследство.
В самом начале установили правило, что нельзя назначать легаты размером свыше 1000 ассов каждый и что ни один легатарий не должен получить больше той суммы, чем получил наименее получивший наследник. Но со временем выяснилось, что этих мер оказалось недостаточно, потому что можно было, назначив большое число мелких легатов, все-таки исчерпать все наследство.
Поэтому законом Фальцидия (приблизительно за полвека до нашей эры) было установлено более жесткое и радикальное ограничение: наследника стали признавать не обязанным выдавать в качестве легатов больше трех четвертей наследства; четверть наследства (оставшегося после погашения долгов наследодателя) должна была поступить наследнику (так называемая Фальцидиева четверть).
Легат в современном законодательстве
В современном законодательстве легат(или завещательный отказ) является одним из видов завещательных распоряжений. В согласии со статьей 1137 Гражданского Кодекса Российской Федерации, завещатель вправе возложить на наследника по завещанию исполнение какого-то обязательства (завещательный отказ) в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать его исполнения. Например, наследодатель оставил все свое имущество сыну и обязал его выплатить определенную денежную сумму племяннику. Таким образом, в хронологическом плане выполнение легата может предшествовать приобретению наследником наследственных прав и при этом одновременно являться условием принятия наследства (например, вменение наследнику обязанности выполнить определенную работу в пользу третьего лица – отремонтировать жилое помещение до оформления прав собственности на наследство). С другой стороны, осуществление легата может обременять наследство на весь или определенный период реализации наследником прав собственника (например, обязанность ежемесячно выплачивать определенную сумму денег третьему лицу либо обеспечить его проживание на период жизни в жилом помещении, перешедшем на праве собственности к наследнику).
Специальный характер особых завещательных распоряжений определяется: детальной регламентацией порядка, условий и формы осуществления; достаточной сложностью процедуры реализации, требующей выполнения одного или нескольких юридически значимых действий; исчерпывающим законодательным перечнем указанных распоряжений.
Мы коротко рассмотрели легат, его понятие, виды в Древнем Риме, а также применение и значение в современном законодательстве.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое — Легат, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность — это анонимно и всем видно.
Источник: biznes-prost.ru
Легаты и фидеикомиссы
Легат (завещательный отказ) – распоряжение наследодателя, содержащееся в завещании, предоставляющее определенному лицу (легатарию) право или иную выгоду за счет наследственного имущества. Легат по своей природе несет сингулярный характер правопреемства, т.е. легатарий (лицо, в чью пользу назначен легат) является преемником наследодателя только в отдельном праве, а не в определенной доле наследства, соответственно легатарий по общему правилу не несет ответственности по обязательствам наследодателя.
Поскольку легат можно было оставить только в завещании, нельзя было возложить легаты на наследников по закону.
Легаты по своему правовому статусу делились на легаты per vindicationem и легаты per damnationem. С помощью легата per vindicationem легатарий получал право собственности на конкретную вещь наследодателя (это его право в полной мере обеспечивалось виндикационным иском). Легат per damnationem назначался в форме «пусть наследник будет обязан передать то-то такому-то». Легатарию предоставлялось только обязательственное право требования исполнения воли завещателя в части предоставления данного легата.
В процессе приобретения легатарием его права выделялись два момента: момент смерти наследодателя либо наступления иных условий, указанных в легате (если легатарий переживал его, то принадлежащее ему право на получение легата само становилось способным переходить по наследству, к наследникам легатария); и момент вступления в наследство наследника по завещанию, которым предоставлен легат (легатарий получал право требовать осуществления своего права на легат).
В интересах наследников римским правом были установлены определенные ограничения легатов. Первоначально их размер был ограничен 1000 ассами, кроме того, было установлено, что ни один легатарий не может получить больше, чем наследник. Этих мер оказалось недостаточно, поэтому законом Фальцидия (I в. до н.э.) были установлены новые ограничения в области предоставления легатов: не могло быть выдано наследникам в качестве легатов более трех четвертей от всего наследства (совокупной наследственной массы). Четверть наследства (оставшаяся после погашения долгов наследодателя) должна была в любом случае поступить в собственность наследника по завещанию (так называемая Фальцидиева четверть).
Фидеикомисс – распоряжение, даваемое наследодателем на случай смерти без соблюдения формы цивильного завещания (распоряжение на случай смерти, не содержащее в себе назначения наследника или направленное к наследнику по закону). Так как в доклассический период такого рода распоряжения физических лиц не обеспечивались исковой защитой, их исполнение зависело лишь от совести наследника, то и сам фидеикомисс являлся скорее моральным, чем правовым институтом; отсюда и само название фидеикомисса, переводимое с латыни как «порученный совести».
Позже фидеикомиссы, снабженные исковой защитой, по своему правовому положению фактически слились с легатами, что было окончательно закреплено новеллами Юстиниана
Легат (завещательный отказ) – распоряжение наследодателя, содержащееся в завещании, предоставляющее определенному лицу (легатарию) право или иную выгоду за счет наследственного имущества. Легат по своей природе несет сингулярный характер правопреемства, т.е. легатарий (лицо, в чью пользу назначен легат) является преемником наследодателя только в отдельном праве, а не в определенной доле наследства, соответственно легатарий по общему правилу не несет ответственности по обязательствам наследодателя.
Поскольку легат можно было оставить только в завещании, нельзя было возложить легаты на наследников по закону.
Легаты по своему правовому статусу делились на легаты per vindicationem и легаты per damnationem. С помощью легата per vindicationem легатарий получал право собственности на конкретную вещь наследодателя (это его право в полной мере обеспечивалось виндикационным иском). Легат per damnationem назначался в форме «пусть наследник будет обязан передать то-то такому-то». Легатарию предоставлялось только обязательственное право требования исполнения воли завещателя в части предоставления данного легата.
В процессе приобретения легатарием его права выделялись два момента: момент смерти наследодателя либо наступления иных условий, указанных в легате (если легатарий переживал его, то принадлежащее ему право на получение легата само становилось способным переходить по наследству, к наследникам легатария); и момент вступления в наследство наследника по завещанию, которым предоставлен легат (легатарий получал право требовать осуществления своего права на легат).
В интересах наследников римским правом были установлены определенные ограничения легатов. Первоначально их размер был ограничен 1000 ассами, кроме того, было установлено, что ни один легатарий не может получить больше, чем наследник. Этих мер оказалось недостаточно, поэтому законом Фальцидия (I в. до н.э.) были установлены новые ограничения в области предоставления легатов: не могло быть выдано наследникам в качестве легатов более трех четвертей от всего наследства (совокупной наследственной массы). Четверть наследства (оставшаяся после погашения долгов наследодателя) должна была в любом случае поступить в собственность наследника по завещанию (так называемая Фальцидиева четверть).
Фидеикомисс – распоряжение, даваемое наследодателем на случай смерти без соблюдения формы цивильного завещания (распоряжение на случай смерти, не содержащее в себе назначения наследника или направленное к наследнику по закону). Так как в доклассический период такого рода распоряжения физических лиц не обеспечивались исковой защитой, их исполнение зависело лишь от совести наследника, то и сам фидеикомисс являлся скорее моральным, чем правовым институтом; отсюда и само название фидеикомисса, переводимое с латыни как «порученный совести».
Позже фидеикомиссы, снабженные исковой защитой, по своему правовому положению фактически слились с легатами, что было окончательно закреплено новеллами Юстиниана.
Вольноотпущенниками (libertini) признавались освобожденные по завещанию или внесением в списки ценза рабы. Они представляли собой категорию лиц свободного состояния, однако отличались в своих правах от полноценных римских граждан.
Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий их прежнего рабского состояния. Отпущенные из рабства, связанного с военным пленом, никогда не могли приобрести прав римского гражданства. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами, но не полноправными.
Вольноотпущенники навсегда оставались носителями некоторой ограниченной правоспособности.
В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в I в. н. э. утратили и права участвовать и голосовать в народных собраниях, в связи с чем указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни права занимать должность в магистратах, ни права быть включаемыми так же, как и их дети, в число сенаторов.
В период империи ограничения публичных прав вольноотпущенников усилились, в то же время сложился институт присвоения вольноотпущенникам полной политической правоспособности специальным постановлением императора, которая сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права, или путем присвоения императором золотого перстня.
В праве Юстиниана ограничения политических прав вольноотпущенников больше нет. Сохранялись, однако, ограничения их правоспособности в области частноправовых отношений: воспрещались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия, как до I в. были воспрещены браки со всеми свободнорожденными. Вольноотпущенник нес по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца: вольноотпущенник обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью физической. Отсюда отношения патроната между бывшим господином – патроном и его вольноотпущенником – клиентом, отношения, в которых выражается продолжающаяся эксплуатация бывшего раба.
Правоотношения, составляющие в совокупности патронат, могут быть сведены к следующим группам:
- совокупность личных и имущественных, семейного характера прав патрона (право домашнего суда над клиентом и другие);
- обязанность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги;
- взаимная обязанность помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты.
К этому присоединялось также право патрона наследовать по закону после вольноотпущенника, не оставившего нисходящих и умершего без завещания.
Отношения патроната отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника:он носил имя в собственном смысле слова и наименование семьи или рода патрона, указывая и имя последнего в родительном падеже в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в прозвище.
Патрон утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью, в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на личное пользование рабом.
Источник: studopedia.ru