На первый взгляд торговля ископаемыми костями не имеет никакого отношения к сохранению существующих видов животных, однако ученые полагают, что это не так. Парадоксально, но бивни мамонтов, заполонившие черный рынок, не только не спасают жизни современных слонов, но и предоставляют новые возможности браконьерам.
На черном рынке за килограмм слоновой кости — драгоценного материала из бивней слонов — можно выручить до трех тысяч долларов. Основной ее скупщик — Юго-Восточная Азия, где из слоновьих бивней вырезают статуэтки и украшения, а порошок из них используют в традиционной медицине.
Официально торговля слоновой костью запрещена с 1989 года, но высокая цена привлекает браконьеров. Только в Африке каждый год до 55 слонов расстаются с жизнью из-за своих бивней. Поскольку все три современных вида слоновых крайне малочисленны (а один из них, африканский лесной слон, находится на грани исчезновения), даже небольшой процент убитых животных может оказаться критическим для их выживания.
TES V Skyrim SE #129 Порошок из бивня мамонта
Дроны с искусственным интеллектом будут бороться с браконьерством в Африке
Беспилотники объединили с системой искусственного интеллекта для обнаружения браконьеров в Африке.
naked-science.ru
Защитники природы отчаянно борются с нелегальной охотой на слонов, с каждым годом законы о браконьерстве ужесточают, а с 2018-го в Китае — главном скупщике бивней слонов — закрыли все легальные предприятия по резьбе по слоновой кости. Тем не менее поставщики бивней, нередко связанные с преступными синдикатами, нашли новую лазейку для провоза слоновой кости — бивни мамонта.
Согласно недавнему отчету, с 2002 года из бивня мамонта, до этого почти не использовавшегося, начали изготавливать до 40 процентов изделий из слоновой кости в Пекине и до 70 процентов — в Шанхае. Более того, спрос на бивни современных слонов из-за этого ничуть не упал: как сообщает информационный ресурс Science.org, некоторые торговцы даже выдают слоновую кость за «незапрещенный» бивень мамонта, ведь различить их, особенно в виде мелких фигурок или украшений, практически невозможно.
Хотя некоторые исследователи утверждают, что спрос на бивни мамонтов идет во благо современным слонам, в продаже поделок из слоновой кости требуются жесткий контроль и недопущение использования костей вымирающих животных под видом костей давно вымерших. Такой же позиции придерживаются палеонтологи, для которых нелегальная торговля бивнем мамонта, в том числе добытым в России, — невосполнимая потеря научного материала, который может больше рассказать нам о жизни и гибели ископаемых гигантов.
Источник: naked-science.ru
Девушка сделала украшение из бивня мамонта. И запах древней кости она теперь точно не забудет
Починка Флакона
Пользовательница «Пикабу» показала, как делала фигурку мамонта из бивня настоящего мамонта, и привела людей в восторг. Подробности её работы удивляют: мало кто задумывался, что при резьбе по кости запах такой же, как в стоматологии. Правда, только не в случае с вымершими животными.
Самодельные украшения и другие предметы обихода, сделанные из кости, в англоязычных соцсетях часто нагоняют на людей страх. Так было с девушкой, которая получила от мужа подарок, буквально сделанный из покойника. Это кольцо ей безумно подходит, но надеть его осмелилась бы далеко не каждая женщина. Не приняли пользователи и тот факт, что сатанистка с Reddit смастерила серьги из зубов человека и собаки.
А вот на русскоязычных ресурсах к такому рукоделию относятся куда более позитивно. Так, на развлекательном сайте «Пикабу» расходятся публикации девушки под ником BoneCutter («Резчица по кости»), превращающей кости животных в настоящие предметы искусства.
В четверг, 29 октября, девушка опубликовала пост о том, как поработала с необычным даже для неё материалом. По её словам, другой пикабушник — MartinDont — попросил её сделать для его девушки кулончик в виде мамонта из бивня самого настоящего мамонта.
Бивень BoneCutter получила по почте. Выглядел он вот так:
Спил оказался гораздо толще, чем украшение, о котором мечтал заказчик, поэтому заготовку пришлось разрезать ленточной пилой.
BoneCutter рассказала подписчикам, как понять, что это именно бивень мамонта. Оказывается, бивни животных из семейства слоновых на срезе напоминают сеточку. Но если у слона сеточка крупная и пересекается под тупым углом, то у мамонтов мелкая и с острыми углами.
Для многих читателей главным откровением стало то, что происходит с бивнем мамонта при обработке. Девушка уже не раз рассказывала, что запах пиленой кости напоминает ей о кабинете стоматолога, но к нему она уже привыкла.
Да, пахнет, но я к этому адаптировалась и уже просто не замечаю. У стоматолога, кстати, теперь тоже не чувствую запаха зубов.
Но вот бивень вымершего животного пахнет совсем по-другому. И ощущается тоже.
Я с ним крайне редко работала, и сильный, очень специфический и ни на что не похожий запах я прекрасно чувствую. В отличие от рога лося, данная кость кажется мне очень мягкой, как будто бы я режу по сливочному маслу.
Готовая статуэтка выглядит так, и многих пикабушников впечатлила не только её форма, но и цвета.
Оказывается, это не совсем цвет кости.
Такие красивые оттенки связаны с тем, что бивень долго лежал в земле, и минералы, с которыми он контактировал, частично заместили кость.
В комментариях к посту уже отметился сам заказчик. По его словам, его девушка в восторге от подарка. На цепочке кулон выглядит так:
Кроме того, на «Пикабу» объявилась нынешняя владелица мамонтёнка и показала, как носит украшение.
Давай я покажу, раз эта прелесть теперь моя.)
Но забавнее всего то, что среди комментаторов нашёлся ещё и человек, который изначально отдал этот бивень мамонта MartinDont.
Вот это я удачно в горячее зашёл.))
Кусок этого бивня подарил Марти в прошлом году я. Ранее он был куплен в Москве на Измайловской барахолке, кажется, ещё в 2014-м.)
А сама BoneCutter уже рассказала, сколько стоит бивень мамонта. К удивлению многих пользователей, не так уж и дорого.
Цена варьируется в зависимости от качества бивня. Совсем плохой может стоить 500 рублей за кг, а отличного качества — тысяч 15 за кг. Так что, чтобы определить цену, нужно исходить из веса и качества.
Кстати, за рубежом всё же есть умельцы, которые прославились благодаря работе с костью и другими нестандартными материалами. В ТикТоке прославился мужчина, который показывает, как сделать примитивное оружие, например нож из берцовой кости, сам называет себя пещерным человеком и оформляет свои видео соответствующе.
Правда, настоящие пещерные люди были куда культурнее, чем думают потомки. Исследуя пещеры, учёные нашли на стенах комиксы о Людях Икс — ну, не совсем, но фантазия древних художников всё равно поражает.
Источник: medialeaks.ru
Принципы художественной реставрации бивня мамонта
в мастерской Mamont Art
Мастерской очень часто задают вопросы по поводу реставрации мамонтовой кости — бивня. Отбор материала, цели и задачи восстановительных работ, виды реконструкции бивня мамонта и др. Исходя из темы, реставраторы и художники Mamont Art в данной статье на конкретных примерах делятся своим опытом, знаниями и основными принципами реставрационных работ столь экзотического и ценного материала.
1. О сохранности материала и его сортировке для будущих изделий
Бивень мамонта – очень редкое, ископаемое сырье, дошедшее до нас из далекого прошлого: самым древним останкам шерстистого мамонта возраст около 5 млн., а последние представители рода вымерли около 10 тысяч лет назад. Уникальный по своим свойствам материал, оставшийся как память о могучих гигантах, хранит в себе проверенные временем силу и тепло живого организма. Ставшие кровом для мамонтовой кости богатейшие минералами почвы северных частей России, ее непредсказуемые климатические условия привнесли свои изменения в структуру ценнейшего сырья. Бивни могли достигать до 4 м в длину и весом до 110 кг – некоторые экземпляры находят в их почти первозданном виде (рис.2), однако большинство из них доходят до нас в минерализованном состоянии, фрагментами, или в состоянии поврежденности различной степени.
Рисунок 1. Художественная мастерская Mamont Art. Процесс обработки кости.
Рисунок 2. Бивни мамонта, дошедшие до наших дней в почти первозданном состоянии — мин 10000 лет. Фото из экспедиционного архива Мамоnt Art.
Поэтому, исходя из ценности сырья, не один фрагмент бивня, даже самый маленький, не остается не задействованным: резчики Mamont Art к каждому кусочку кости относятся очень бережно, придумывают отдельную художественную композицию (рис 1). На тонкой коре чаще всего исполняется рельеф, более объемные куски сырья идут на круглую пластику. Миниатюрные фрагменты подходят для украшений, сувениров.
Что же касается наиболее сохранившихся, целиковых бивней дошедших до нас сквозь века и сохранивших свою первоначальную конституцию, то здесь речь идет не только об археологической находке, но и эстетической самоценности предмета. Имея уже заданную форму, разновидность бивней, как и видов их хозяев, мамонтов, огромна – в природе вы не найдете ни одного похожего, даже парные бивни могут иметь различия. Утонченные, с плавными витиеватыми изгибами по всей длине, или же почти прямые, широкие в диаметре, с небольшим заворотом в навершии – бивень имеет очень красивые начертания, при правильном его оформлении, он прекрасно впишется в любой интерьер, как самостоятельная скульптурная композиция. Поэтому вопрос о том, что же происходит с подобным чудом, посетившим наших мастеров, звучит с однозначным ответом: РЕСТАВРАЦИЯ.
2. Цели и задачи реставрационных работ
Профессиональная реставрация любых культурных ценностей, будь то памятники архитектуры, древнейшей керамики, или же предметов органической природы в виде останков, или мумий людей и животных и т.д., ведется по принципу сохранения и, возможно восстановления первоначального вида объекта. Т.е. основная цель мастера по реставрационным работам: консервация экспоната для предотвращения дальнейшего его разрушения и реставрация – частичное, или даже полное восстановление первоначального вида. Этим же манипуляциям подвергаются все виды кости, в том числе и мамонтовая.
3. Виды современной реконструкции кости мамонта
В целом, если рассматривать современный реставрационный опыт работы с бивнем мамонта из интернет ресурсов, или же на конкретных примерах интервьюированных мастеров, то можно выделить три вида принципиально различной по своему подходу реставрации, однако одинаково имеющих право на существование в зависимости от цели таких работ и предпочтения зрителя, или же заказчика.
Первый вид восстановительных работ (рис.3) проходит стандартные этапы консервации, однако основное его отличие заключается в том, что в конечном результате специалисты осознанно не маскируют следы реставрации. На бивне остаются следы герметизирующих материалов, совершенно другого цвета и текстуры чем у экспоната. Суть данного подхода заключается в том, чтобы зритель видел и понимал уровень сохранности ископаемого предмета, чтобы на нем оставались видны дошедшие до сегодняшнего дня качества без ретуши или какой-либо эстетизации.
Рисунок 3. Первый вид реставрации, окончательный вариант. Светлые места с четким контуром — не замаскированный шпаклёвочный материал. Фото в свободном доступе в интернете.
Рисунок 4. Второй вид реставрации. Снаружи бивень выглядит как коллекционный с характерными оттенками минерализации, небольшими трещинами — может показаться, что высокого качества. Однако на рис. 5. фотография этого же бивня в разрезе показывает обратное. Фотография сырья, переданного заказчиком в обработку мастерам Мамоnt Art.
Следующий подход выглядит как некая противоположность первому: мастера пытаются уйти от исходного материала, максимально привести его в подобие первозданного бивня живого мамонта, ну, или же к предельно хорошей сохранности уже существующего (рис. 4). Конечный результат такого восстановления выглядят действительно очень красиво, эффектно.
Однако здесь встает вопрос о настоящем качестве исходной кости, его сортности и ценовой политике. Т.е. изначально бивень имел сохранность четвертого сорта, после работ, за счет реставрационных материалов будет продаваться как коллекционный бивень первой категории (рис. 5).
Такой метод имеет право быть, однако, на сколько он честен по отношению к зрителю или покупателю – вопрос неоднозначный, и решение на такую реставрацию должно обсуждаться с заказчиком, исходя из цели последующей функции кости. В таком же виде восстановления очень часто встречается злоупотребление реставрационными материалами (рис. 5), которых в готовом виде для кости просто не существует – есть определенные химические составы, предназначенные для ее реконструкции, однако их тебуется опытным путем адаптировать, понимать их свойства и т.д. Последствием некорректных действий, или материалов могут стать крупные сколы, или легко отшелушиваемый лак, совершенно не предназначенный для покрытия органического сырья – здесь, как и в любой деятельности все зависит от компетентности специалиста.
Рисунок 5. Фотография бивня с рис 4. в разрезе. Места белого цвета — шпатлевочно-герметизирующий материал. Т. е. шпатлевочные массы покрывают не только места трещин, но и почти всю поверхность ископаемого.
Источник: mamont-art.ru