Старкад Старый был скальдом. Его стихи — самые древние их тех, что знают сейчас люди. Он сочинял о датских конунгах.

Конунг Рагнар Кожаные Штаны был скальдом, и Аслауг, его жена, и их сыновья.

Конунг Рагнар Кожаные Штаны.

Скальд Браги Старый, сын Бодди.

Эйстейн Бели.

Браги Старый.
Грунди Гордый.
Эрп Кланяющийся.
Кальв из Трёнда.
Рев из Руды.
Орм Робкий.
Эльвальди.
И ещё Эльвальди.
Авальди.
Флейн Скальд.
Рёгнвальд Скальд.

Бьёрн с Кургана.

Эрп Кланяющийся совершил убийство в святилище и был приговорён к смерти. Он сочинил хвалебную песнь о псе конунга Сауре и получил за неё свою голову.

Эйрик, сын Ревиля.

Ярл Альв Маленький.

Стюрбьёрн Сильный.

Эйрик Победоносный.

Торвальд, сын Хьяльти.

Олав Шведский.

Гуннлауг Змеиный Язык.
Храфн, сын Энунда.
Оттар Чёрный.
Гицур Чёрный.

Энунд, сын Олава.

Сигхват Скальд, сын Торда.
Оттар Чёрный.

Skyrim — ВЫРЕЗАННЫЙ КВЕСТ который не попал в Скайрим! Пропавшие ученики! ( Секреты #162 )

Инги, сын Стейнкеля.

Законоговоритель Маркус, сын Скегги.

Сёрквир, сын Коля.

Эйнар, сын Скули.
Халльдор Болтун.

Кнут, сын Эйрика.

Халльбьёрн Хвост.
Торстейн, сын Торбьёрна.

Сёрквир, сын Карла.

Сумарлиди Скальд.
Торгейр Датский Скальд.

Эйрик, сын Кнута.

Грани, сын Халльбьёрна.

Йон, сын Сёрквира.

Эйрик, сын Эйрика.

Ярл Йон, сын Сёрквира.

Эйнар, сын Скули.
Халльдор Болтун.

Ярл Сони, сын Ивара.

Ярл Карл, сын Сони.

Ярл Биргир, сын Магнуса.

Стурла, сын Торда.

Здесь начинается перечень скальдов норвежских конунгов.

Тьодольв из Хвина сочинил «Перечень Инглингов» о Рёгнвальде Достославном, двоюродном брате Харальда Прекрасноволосого, и перечислил тридцать его предков. Он рассказал о смерти и месте погребения каждого из них.

Харальд Прекрасноволосый.

Аудун Злой Скальд.
Торбьёрн Хорнклови.
Эльвир Хнува.
Тьодольв из Хвина.
Ульв, сын Себби.
Гутхорм Синдри.

Конунг Эйрик Кровавая Секира.

Эгиль, сын Грима Лысого.
Глум, сын Гейри.

Хальвдан Чёрный.

Хакон Добрый.

Эйвинд Губитель Скальдов.
Гутхорм Синдри.

Харальд Серая Шкура.

Глум, сын Гейри.
Кормак, сын Эгмунда.

Олав, сын Трюггви.

Халльфред Трудный Скальд.
Бьярни Скальд.

Олав Святой.

Сигхват, сын Торда.
Оттар Чёрный.
Берси, сын Торвы.
Торд, сын Кольбейна.
Торфинн Рот.
Тормод Скальд Чёрнобровой.
Гицур Золотые Ресницы.
Рев с Капищного Двора.
Скафти, сын Тородда.
Торд, сын Сьярека.

Магнус Добрый.

Сигхват Скальд.
Арнор Скальд Ярлов.
Одд Кикинаскальд.
Рев Скальд.
Тьодольв Скальд.

Харальд, сын Сигурда.

Тьодольв, сын Арнора.
Бёльверк, его брат.
Вальтьов.
Одд Кикина[скальд].
Стув Слепой.
Арнор Скальд Ярлов.
Иллуги Скальд из Долины Брони.

Skyrim великан который спаривается с мамонтом


Грани Скальд.
Дерзкий Халли.
Торарин, сын Скегги.
Вальгард с Поля.
Халли Жёсткий.
Стейн, сын Хердис.

Арнор Скальд Ярлов.
Стейн, сын Хердис.
Атли Маленький.
Вильборг Скальд.
Торкель Хамарскальд.

Магнус Голоногий.

Торкель Хамарскальд.
Ивар, сын Ингимунда.
Халльдор Болтун.
Бьёрн Безрукий.
Бард Чёрный.
Гисль, сын Иллуги.

Сигурд Крестоносец.

Эйнар, сын Скули.
Ивар, сын Ингимунда.
Халльдор Болтун.
Торарин Короткий Плащ.
Торвальд Блёндускальд.
Арни Фьёрускейв.

Эйстейн, сын Магнуса.

Ивар, сын Ингимунда.
Эйнар, сын Скули.

Харальд Гилли.

Эйнар, сын Скули.
Халльдор Болтун.
Халль Монах.

Магнус Слепой.

Эйнар, сын Скули.

Сигурд Слембир.

Ивар, сын Ингимунда.

Инги, сын Харальда.

Эйнар, сын Скули.
Торвард, сын Торгейра.
Колли Скальд.
Халльдор Болтун.

Сигурд, сын Харальда.

Эйнар, сын Скули.
Бёдвар Бальти.
Торбьёрн Гаус.

Эйстейн, сын Харальда.

Эйнар, сын Скули.
Сигурд Скраути.

Магнус, сын Эрлинга.

Торбьёрн Скальд Кривого.
Суганди Скальд.
Халль, сын Снорри.
Маркус, сын Стефана.
Торд, сын Халля.
Мани Скальд.

Хакон Широкоплечий.

Конунг Сверрир.

Асгрим, сын Кетиля.
Торстейн, сын Торбьёрна.
Сумарлиди.
Арнор, сын Сакси.
Халльбьёрн Хвост.
Блакк Скальд.
Унас, сын Стефана.
Льот Скальд.
Браги.
Снорри, сын Стурлы.
Сигхват, сын Эгиля.
Снорри, сын Бута.
Торбьёрн Скальд Кривого.

Хакон, сын Сверрира.

Льот Скальд.
Браги, сын Халля.

Инги, сын Барда.

Снорри, сын Стурлы.
Льот, сын Сумарлиди.
Ятгейр, сын Торви.
Хёскульд Слепой.
Рунольв.

Конунг Хакон, сын Хакона.

Снорри, сын Стурлы.
Олав, сын Торда.
Стурла, сын Торда.
Ятгейр, сын Торви.
Гицур Ярл.
Арни Длинный.
Олав, сын Легга.
Гутторм Короткий.

Хакон, сын конунга Хакона Коронованного.

Магнус, сын Хакона.

Стурла, сын Торда.

Эйрик, сын Магнуса.

Торстейн, сын Эрвендиля.
Торвальд, сын Хельги.
Йон Плохой Нож, сын Эгиля.
Торстейн, сын Ингьяльда.
Гудмунд Скальд.

Эйвинд Губитель Скальдов сочинил о Хаконе Могучем стих, что называется «Перечень Халейгов», и перечислил там его предков до Одина, и рассказал о смерти и месте погребения каждого из них.

Ярл Хакон, сын Грьотгарда.

Тьодольв из Хвина.

Хладирский ярл Сигурд.

Кормак, сын Эгмунда.

Ярл Хакон Могучий.

Эйвинд, сын Финна.
Эйнар Звон Весов.
Тинд, сын Халлькеля.
Скафти, сын Тородда.
Торольв Рот.
Эйлив, сын Гудрун.
Вигфус, сын Глума Убийцы.
Торлейв Скальд.
Кальв с Дягилевой Реки.

Ярл Эйрик, сын Хакона.

Халльфред Трудный Скальд.
Гуннлауг Змеиный Язык.
Храфн, сын Энунда.
Торд, сын Кольбейна.
Халльдор Нехристь.
Эйольв Героический Скальд.
Скули, сын Торстейна.
Торд, сын Сьярека.

Ярл Свейн, сын Хакона.

Берси, сын Торвы

Ярл Хакон, [сын Эйрика].

Ярл Орм, сын Эйлива.

Ярл Хакон, сын Ивара.

Ярл Сигурд, сын Хаварда.

Эрлинг Кривой.

Торбьёрн Скальд Кривого.
Суганди Скальд.

Ярл Эйрик, сын Сигурда.

Ярл Филипп, сын Биргира.

Хакон Безумный.

Снорри, сын Стурлы.
Ивар, сын Кальва.
Стейн, сын Офейга.
Льот Скальд.
Торстейн, сын Эйольва.

Герцог Скули.

Снорри, сын Стурлы.
Олав, сын Торда.
Ятгейр Скальд.
Льот Скальд.
Альв, сын Эйольва.
Стурла, сын Барда.
Гудмунд, сын Одда.
Тейт Скальд.
Родгейр, сын Авли.
Торальв Священник.

Кнут, сын Хакона.

Свейн Вилобородый.

Кнут Могучий.

Сигхват Скальд.
Оттар Чёрный.
Торарин Славослов.
Халльвард Благословение Харека.
Берси, сын Торвы.
Стейн, сын Скафти.
Арнор Скальд Ярлов.
Одаркефт.

Свейн, сын Альвивы.

Свейн, сын Ульва.

Торлейк Красивый.
Торд, сын Кольб[ейна].

Кнут Святой.

Кальв, сын Мани.
Скули, сын Иллуги.
Маркус, сын Скегги.

Эйрик, сын Свейна.

Маркус, сын Скегги.

Конунг Эйрик Незабвенный.

Свейн Бродяга.

Эйнар, сын Скули.

Вальдимар, сын Кнута.

Торстейн Тело.
Арнхалль, сын Торвальда.

Кнут, сын Вальдимара.

Торгейр, сын Торвальда.

Вальдимар Старый.

Олав, сын Торда.
Ятгейр, сын Торви.
Торгейр Датский Скальд.
Сугувальди.

Ярл Харальд Колпак.

Тьодольв из Хвина.

Ярл Сигвальди.

Торд Скальд Сигвальди.

Харальд, сын Торкеля.

Тьодольв, сын Арнора.

Английский конунг Адальстейн.

Эгиль, сын Грима Лысого.

Конунг Адальрад.

Гуннлауг Змеиный Язык.

Ульв Бесстрашный был знаменитым херсиром в Норвегии, в Наумдалире, он был отцом Халльбьёрна Полутролля и дедом Кетиля Лосося. За одну ночь Ульв написал драпу и рассказал о своих подвигах. До наступления утра он умер.

Читайте также:  Как призвать лук в Skyrim

Торлейв Мудрый.

Тьодольв из Хвина.

Херсир Аринбьёрн.

Эгиль, сын Грима Лысого.

Торстейн, сын Торы.

Эгиль, сын Грима Лысого.

Эрлинг, сын Косого.

Гудбранд из Долин.

Харек из Тьотты.

Кальв, сын Арни.

Бьярни Скальд Золотых Ресниц.

Окольничий Ульв.

Стейн, сын Хердис.

Эйстейн Тетерев.

Видкунн, сын Йона.

Грегориус, сын Дага.

Эйнар, сын Скули.

Николас, сын Скьяльдвёр.

Эйндриди Юный.

Эйнар, сын Скули.

Ивар Сельки.

Арнор, сын Кальва.

Сигурд Монах.

Арнор, сын Кальва.

Аринбьёрн, сын Йона.

Олав, сын Хердис.

Гаут из Мела.

Стейнвёр, дочь Сигхвата.
Олав, сын Хердис.
Дагфинн, сын Гудлауга.

Источник: norroen.info

Кайден Скальд и компания 3.0

Данный мод добавит в игру компаньона Кайдена, который является по совместительству бардом и подчинённую ему Лавену, а так же ещё одного персонажа мага Гутора, вся эта троица изрядно вас порадует своим присутствием в игре Кайден знает и исполняет 27 новых песен и 6 гитарных композиций. Так же в мод добавлена цепочка квестов.
Для начала вам придется отправится в Рифтен и найти там старика Гутора. Поговорите с ним и он даст вам задание.

Кайден
— Норд,имеет свое тело и текстуры
— Навыки: двуручное оружие, тяжелая броня (попросту танк), немного дуал (перки — накладные карманы, тишина и т.д)
— Кайден знает и исполняет 28 новых песен и 6 гитарных композиций.
— Все песни исполняются на русском языке, все диалоги так же на русском
— Петь умеет только по заказу (самостоятельно концерты не устраивает только если его уволить)
— Так же добавлены комментарии в пути следования. Иногда пристает к горожанкам (пристает весьма неуклюже — одним словом норд), в таверне может потребовать выпивку и т.д.
— Если вы играете ЖГГ, то не советую вам рассекать в обнаженном виде перед Кайденом — пристанет или будет делать намеки.
— Временами обыскивает трупы (берет вещи или нет — толком не проверил, но пару раз оружие подбирал).
— Выйти за него замуж можно
— Не признает однополые браки и браки со зверорассами.

Лавена
— Бретонка,ходит за Кайденом, всегда молчит. Теперь можно нанять ее в качестве компаньона.
— Играет на флейте, знает 9 композиций.
— Навыки — лучница (весьма эффективна), дуал, скрытность (Если дадите ей оружие — возьмет с удовольствием)
— Замужество не признает
Место проживания
— Недалеко от Данстара.
.
Гутор
— Маг с уклоном в некромантию, петь не умеет.Хорош как тяжелая артиллерия
— Характер вредный, вечно чем то не доволен. Иногда докапывается до других неписей или до Кайдена. Трупы так же может обыскивать
— Жениться не будет (пожалейте старика)
Место проживания
— Рифтен, днем болтается по городу, ночью находится в ночлежке у Хельги
— Нанять можно после прохождении квеста.

Общее:
— Автолевел у всех троих, отдельный квест найма (моды типа UFO или EFF на них не действуют)
— Одежда у напарников доступна в инвентаре, так что можно ее снять и одеть что вы хотите, после увольнения носят то что дали
— Они не занимают слот компаньона.
— Поведение компаньонов аналогично поведению Сераны.

Известный баги:
— Танцы иногда криво срабатывают (танцы — дефолт)
— Обнимашки редко но бывает не срабатывают (обнимашки с Кайденом только для ГГ женского пола)
— Если персонаж чем-то занят (сидит, рубит дрова и т.д.) — анимация не сработает

Опционально
В папке Lavena_hair — альтернативная прическа (дреды) — ставим по желанию

Установка
Steam версия
1. Поместите папку Data из архива в папку Skyrim
(находится по адресу: Ваш диск:Steamsteamappscommonskyrim) и подтвердите замену файлов (если потребуется). и подтвердите замену файлов (если потребуется).
2. В лаунчере игры зайдите в пункт «Файлы» (Data Files) и активируйте нужные плагины.
При обновлении до 3.0
— Перед установкой мода, увольте Кайдена, сохранитесь и выйдите из игры.
— В папка «seq» (она находится в папке Data), удалите файл — Kaiden.SEQ
— Отключите мод, зайти в игру и опять сохранитесь. Потом можно уже ставить новую версию.
— При первом запуске, если у вас не появилось диалога: Сохранитесь, выйдите в главное меню игры и загрузитесь снова
Удаление
Отключить esр. файл в лаунчере и удалить ранее загруженные файлы

Благодарности
lazyskeever — за гробницу
Сильвана — за советы, критику и предварительный тест
zauer — предварительный тест
Tasja — за поиск ошибок в тексте и тест.
P.S. Тапки не кидать.
Качаем, комментируем, оцениваем.
Будут баги — пишите (исправим).

Источник: tesall.ru

Скальдскап — искусство скальдов

Появление в VIII-IX веках н.э. скальдической магии, или искусства Скальдскап, связано со всеобщим расцветом магических искусств в Скандинавии в начале последней четверти того тысячелетия. Стихотворные заклинания не стали, разумеется, чем-то принципиально новым в магическом искусстве, но именно в это время произошло окончательное оформление и закрепление ряда традиций и стандартов, принятых затем магами и поэтами всего Северо-Запада германского мира.

Истоками скальдической магии являются, несомненно, древнейшие заклинательные песни, известные германцам с незапамятных времён, и некоторые выработанные скандинавскими эрилями традиции и приёмы, использовавшиеся скальдами при записи заклинаний рунами. Таким образом, искусство Скальдскап, относящееся, несомненно, к магии заклинаний, оказывается связанным и с магией священных рун. Заклятия, сложенные в традициях искусства. Скальдскап и записанные рунами, долгое время считались на Северо-Западе Европы одним из самых могущественных магических средств.

Развиваясь, скандинавская магия не создавала направлений и методов, оторванных от предыдущего опыта. Напротив, каждое новое достижение магов и языческих жрецов органично включало в себя всё достигнутое ранее. Каждый эриль прекрасно владел магией отдельных рун, и каждый скальд — знаниями и опытом эриля.

Любопытно, что некоторые законы аллитерационного строя речи применялись скандинавскими эрилями при записи рунических заклинаний задолго до появления собственно скальдического искусства[146]. Прекрасный тому пример — знаменитая и уже приводившаяся нами руническая надпись на золотом роге из Галлехуса: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил». На языке оригинала надпись выглядит так: ek hlewagastiR holtijaR horna tawido. Идеальная «долгая строка» с точки зрения аллитерационного стихосложения!

Но при всём том появление «скальдо-рунической» магии было не просто совершенстWowанием искусства применения рун. Руническое искусство скальдов родилось в слиянии одного дара богов с другим — магии рун и волшебства поэтического слова, объединив, таким образом, магию древних эрилей и магию древнейших заклинателъных песен.

Читайте также:  Как открыть Скайрим в окне без рамки

Необходимо некоторое уточнение. Скальдами в Средние Века называли всех, кто владел искусством Скальдскап — искусством скальдического стихосложения. Далеко не все скальдические стихотворные произведения имели магическую направленность[147], но здесь словом «скальд» мы будем обозначать именно скальдов-магов, каким был, например, упомянутый уже на страницах книги Эгиль Скаллагримссон, живший в X веке.

Итак, боги принесли на землю мёд поэзии. Они же подарили людям знание рун. Отведав первого и познав второе, скандинавские маги стали скальдами. Что же представляет собой заклинание скальда? Практически скальдическое стихосложение имеет мало общего с тем, что мы называем поэзией сейчас.

Основу современного стиха составляют конечные рифмы и определённая ритмика, основу стихосложения скальдического, заклинательного — аллитерации и внутренние рифмы, хотя существует скальдический размер (так называемый рунхент), в котором присутствуют и привычные нам конечные рифмы.

В качестве примера приведу небольшое произведение, принадлежащее Оттару Чёрному (перевод скальдических произведений здесь и ниже выполнен с максимально возможным приближением к ритмике оригинала[148]):

Вал завыл, сломал

Весь навес древес,

Нес в злосчастный час

Челн, нещадно мча.

Весьма характерной чертой скальдического стихосложения является и замена слов на их кеннинги — сочетания типа «существительное в именительном падеже + существительное в родительном падеже». Вот пример:

Кровью рыгали раны,

В грохоте и громе

Скегуль — с кем сражался

Конунг в буре копий,

Палите — свистели

Птицы лат, и славно

Добыл себе воитель

Бед среди победы.

Примечания:

В отрывке применено переплетение предложений — предложение о доблести конунга, выделенное в переводе с помощью тире, разрывает основную нить повестWowания. Кроме того, употреблены кеннинги:

грохот Скегуль (гром Скегуль) — битва (Скегуль —валькирия, дева боя);

буря копий — битва;

птицы лат — стрелы.

В классике скальдического стихосложения кеннинги и родственные им заменители, состоящие из одного слова хейти, являются всего лишь украшениями, расцвечивающими ткань висы и придающими ей определённый волнующий колорит. Однако происхождение их имеет магический характер и связано с сакральностью любых имён.

Имя — это нечто глубоко связанное с его носителем, и простое произнесение имени уже влечёт за собой определённый контакт с тем, кто его носит. Дабы избежать возможного нежелательного контакта с другими людьми, многие маги и воины древности тщательно скрывали свои имена. Хорнклови, например, — не имя, а хейти автора приведённого отрывка. Многие имена, которыми, согласно легендам, назывались боги, — тоже хейти, так сказать, «имена для посторонних». Так, ас Хеймдалль называет себя в странствиях Риг, Один — Игг («Ужасный»), Гагнрад («Правящий победой»), Гримнир («Скрывающийся под маской») и т.д.

Необходимо сказать несколько слов и о традиции переплетения в скальдических текстах двух или даже трёх предложений. Согласно общепринятой точке зрения, традиция эта происходит от древнейшего обычая исполнения заклинательных и ритуальных песен на несколько голосов. Так и в скальдической висе переплетаются две нити повестWowания, словно поочерёдно поют два певца. В этой связи интересно отметить, что название самого распространённого скальдического размера переводится как «исполняемый дружиной».

Среди многочисленных скальдических размеров выделяется рунхент — размер с конечной рифмой. Несомненно, применение конечных рифм придаёт скальдическому произведению, и без того наполненному энергией его творца, дополнительную звучность, звонкость, а значит, и дополнительную силу. Быть может, именно поэтому любил этот размер сам Эгиль Скаллагримссон? Вот строфа, написанная им в рунхенте:

Серп жатвы сеч

Сёк вежи с плеч,

А ран рогач

Лил красный плач,

И стали рдяны

От стали льдяной

Доспехи в пьяной

Потехе бранной.

Примечания:

Жатва сеч — битва, серп битвы — меч;

Вежа плеч — голова;

Рогач ран — копьё;

Красный плач — кровь (это не кеннинг, а удачно подобранная автором перевода метафора).

Большинство произведений древних скальдов, в том числе и уже приводившиеся, сохранили для нас средневековые скандинавские рукописи. Однако некоторые скальдические тексты, как правило, очень небольшие, дошли до нас в своём «первозданном», так сказать, виде. Речь идёт о произведениях, высеченных рунами на стоячих камнях. В большинстве своём они датируются XI веком и выполнены младшими рунами.

Характерным примером таких текстов может послужить руническая надпись на камне в Свиннегарне. Наиболее вероятный перевод надписи таков:

Тьяльви и Хольмлауг велели установить все эти камни по Баке, своему сыну. Он один владел кораблём и водил [его] на востоке в войске Ингвара. Бог да поможет душе Баки. Аскель высек.

Примечания:

. все эти камни — в Свиннегарне было установлено несколько камней, из которых только один нёс руническую надпись;

. в войске Ингвара — имеется в виду Ингвар Путешественник, двоюродный брат Ингигерды (Ирины), жены Ярослава Мудрого. Ингвар Путешественник организовал во второй четверти XI века большой поход из Швеции на Русь и далее на юг и восток.

Первая половина надписи — прозаическая, вторая же образует четыре любопытно звучащие скальдические строки. Дабы читатель мог познакомиться с настоящим скальдическим слогом (а русские переводы не дают всё-таки полного представления), мы приведём здесь эти четыре строки так, как они записаны в оригинале. При чтении учитывайте, что ударение падает на первые слоги.

sun sinn’s atti

ainn ser skip

auk austr styrpi

i Ingvars lip

А вот текст рунической надписи из Хагстюгана полностью выполнен скальдическим аллитерационным стихом:

FiuriR gærpu

at fapur gopan

dyrp drængila

mildan orpa

auk mataR gopan

pat um ban i.

hall gærpu a

Фьюри сделал [это] по отцу, доброму, славному почестями — по Домару, милостивому на похвалу и щедрому на пищу, так что они камни воздвигли.

Он пал в Гардах.

славный почестями, милостивый на похвалу, щедрый на пищу — характерные для Скандинавии устойчивые эпитеты восхваления князя или вождя, родственные кеннингам;

Гарды (Гардарики) — средневековое скандинавское название Руси. Приблизительное значение этого имени — «Страна Городов» или просто «Города».

Основные формы скальдических заклинаний — драпа и нид. Драпа — своего рода хвалебная песнь, которая при прочтении её вслух или при вырезании её рунами оказывает благотворное воздействие на того, кому посвящена.

Думается, исходный, истинно магический вид драпы — это короткое, в одну-две висы (строфы), заклинание. Такой была она во время зарождения скальдического искусства. Уже впоследствии, с перемещением направленности искусства от магических надобностей к придворным, центральное место в драпе занял повестWowательный элемент (упоминания о подвигах и добродетелях объекта драпы), который в позднее время, когда скальды перестали быть магами, стал основным и единственным; сама же драпа к этому времени сохранила лишь свою восхвалительную функцию. Нужно отметить, что повестWowательный элемент был в драпе всегда, но изначально функция его была сугубо магической.

Читайте также:  Скайрим где взять эбонитовый

Магия драпы сложна, но основная идея её проста до гениальности. Могучим воинам поют хвалебные песни — спой хвалебную песнь простому человеку, и он, в силу законов магического соответствия причины и следствия, сам станет могучим воином. Магический закон, позволяющий менять местами причину и следствие, — это один из тех многих принципов магии, до которых не смог докопаться Фрэзер в своей в общем очень добротной работе «Золотая ветвь».

Отношение к действию драпы в Средние Века было более чем серьёзным. За сложение драпы провинившемуся перед князем скальду могло проститься очень многое, а скальду, чистому перед властителем, многое могло быть даровано. Известны случаи, когда скальды, совершив непростительные с точки зрения средневековой скандинавской морали действия против князей и попавшие к ним в руки, спасали свою жизнь и честь именно таким образом.

Приведённый отрывок, написанный в рунхенте («Серп жатвы сеч. »), взят именно из такой драпы. История её весьма интересна. Автора этой драпы Эгиля угораздило в своё время убить одного из сыновей норвежского конунга Эйрика Кровавая Секира. Разумеется, конунг и жена его Гуннхильд возненавидели Эгиля (впрочем, у Эгиля и Эйрика и до этого было достаточно поводов для вражды). Гуннхильд, бывшая колдуньей, наложила на Эгиля заклятие, согласно которому Эгиль не мог найти покоя, пока они с Гуннхильд снова не встретятся.

К тому времени Эйрик был вынужден покинуть Норвегию и приплыл в Англию к королю Адальстейну, который дал ему в лен Нортумбрию. Эгиль же, влекомый заклятием Гуннхильд, которое, видимо, не смог преодолеть, снарядил корабль и отправился в Англию. Вероятно, не случайно у берегов Нортумбрии его корабль попал в сильный шторм и был разбит о скалы.

Эгиль спасся и, чувствуя, что ему не уйти от заклятья, сам отправился в Йорк — столицу Эйрика. Разыскав там своего друга Аринбьёрна, приближённого Эйрика, Эгиль предстал вместе с ним перед конунгом и Гуннхильд. Аринбьёрн пытался помирить врагов, но единственное, что ему удалось добиться, — это отложить казнь Эгиля до следующего утра.

На счастье Эгиля, он был прекрасным, скальдом и за ночь, проведённую в темнице, сумел сложить драпу, а утром исполнил (правильнее в магическом, но не в литературном плане было бы сказать «совершил») её перед конунгом. И что же? Немедленно Эйрик освободил злейшего своего врага из-под стражи и отпустил на все четыре стороны — такова была его благодарность за сложение драпы.

Другая распространённая форма скальдических заклинаний — нид, хулительная песнь, так сказать, драпа со знаком «минус». Рассказывают, что когда ярл Хакон Могучий сжёг корабль скальда Торлейва и казнил его друзей, Торлейв переоделся нищим, вошёл во дворец ярла и выпросил разрешение прочесть сочиненные им стихи. Едва он начал их читать, как на ярла напал страшный зуд.

Когда ярл понял, что этот человек читает (или поёт) нид, было уже поздно — Торлейв дошёл до середины нида. В палате потемнело, оружие, висящее на стенах и бывшее у людей, начало двигаться само по себе. Многие погибли, а у ярла отгнила борода и волосы по одну сторону пробора.

А вот пример работы Эгиля. Изгнание из Норвегии конунга Эйрика, в результате которого он попал в правители Нортумбрии, было, видимо, делом рук; этого скальда. В своё время, будучи в ссоре с Эйриком (тогда ещё владевшим Норвегией), Эгиль высадился на небольшой островок у скандинавского морского побережья.

Там он воткнул в землю деревянную жердь и насадил на неё лошадиный череп (скорее для устрашения, чтобы никто не выдернул жердь из земли). На этой жерди Эгиль вырезал рунами скальдическое заклинание. Текст заклинания не сохранился, так что не известно достоверно, был ли это нид или какое-либо иное произведение скальдической магии; однако элементы нида оно содержало наверняка.

Об этом ниде Эгиля сохранились интереснейшие сведения. Он состоял из двух вис, и каждая содержала 72 руны — трижды число знаков Футарка. С таким магическим соотношением в рунических заклинаниях мы сталкивались уже неоднократно, когда шла речь о магии сакральных слов и рунических заклятий. Такая структура созданного Эгилем заклинания лишний раз подтверждает его компетентность не только как скальда, но и как эриля.

В чём же состоит отличие заклинания, например, Бьёркеторпского камня, в котором соблюдены те же соотношения числа рун и длины используемого Футарка, от нида Эгиля? В магической форме. Достаточно убрать из эгилевых вис скальдическую стихотворную форму, и они действительно станут явлением того же порядка, что и заклинание Bjorketorp А.

Тогда их действие будет базироваться только на личной силе эриля и волшебстве самих рунических знаков. Но и нид, и драпа, и другие скальдические заклинания сохранят свою магию, хотя, может быть, и не в полной мере, будучи просто прочитаны или пропеты, т.е. даже если они не «отлиты» в рунические строки. Ибо остаётся форма.

Любой человек, магически (или поэтически, что одно и то же) ощущающий мир, обязательно встречал стихи, глубоко волнующие его, как говорится, «берущие за душу». Для кого-то таким свойством обладают стихи (песни) Высоцкого, для кого-то — Гумилёва или Цветаевой — не суть важно. Важно, что, ощущая глубину, некоторое таинственное напряжение и музыкальность поэтической фразы, человек ощущает именно магию поэтической формы, магию, которую создал и облёк в эту форму поэт. Не имеет ни малейшего значения, какое применено стихосложение — скальдическое или современное; традиция скальдического стихосложения возникла в древней Скандинавии лишь в связи с определёнными особенностями германских языков (например, неизменная ударность первого слога), многим языкам, славянским в том числе, не свойственными.

Дар поэта, приводящий дух в движение, — это особая способность изменять и контролировать положение собственной точки сборки и магическим образом выражать его в словах, становящихся носителями личной силы поэта. И потому каждый настоящий поэт неизбежно является магом, постоянно изменяющим себя и окружающий мир.

Источник: studopedia.ru