Греческая философия и риторика впервые полностью перешли на латынь в речах, письмах и диалогах Цицерона (106–43 гг. до н. э.), величайшего оратора поздней Римской республики. Блестящий юрист и первый из своей семьи, получивший римскую должность, Цицерон был одним из ведущих политических деятелей эпохи Юлия Цезаря, Помпея, Марка Антония и Октавиана. Череда недооцененных союзов привела к его изгнанию и, в конце концов, к убийству, но влияние сочинений Цицерона с течением веков почти не ослабевало. Именно через него мыслители эпохи Возрождения и Просвещения открыли для себя богатство классической риторики и философии.
Цицерон: молодость, образование, вступление в политику
Марк Туллий Цицерон родился в горном городе Арпинум, примерно в 60 милях к юго-востоку от Рима. Его отец, богатый член всаднического ордена, платил за обучение Цицерона и его младшего брата философии и риторике в Риме и Греции. После непродолжительной военной службы он изучал римское право у Квинтиса Муция Сцеволы. Цицерон публично представил свой первый судебный процесс в 81 г. до н.э., успешно защитив человека, обвиненного в отцеубийстве.
Цицерон ты чево…
Цицерон был избран квестором в 75 г., претором в 66 г. и консулом в 63 г. — самым молодым человеком, когда-либо достигшим этого звания, не выходцем из политической семьи. Во время своего пребывания на посту консула он предотвратил заговор Катилины с целью свержения республики. Однако впоследствии он одобрил внесудебную казнь ключевых заговорщиков, нарушение римского закона, которое сделало его уязвимым для судебного преследования и отправило в изгнание.
Цицерон: сочинения и ораторское искусство
Цицерон был одним из самых плодовитых римских писателей, и количество его речей, писем и трактатов, дошедших до наших дней, является свидетельством восхищения им последующих поколений. Для Цицерона философское понимание было главной добродетелью оратора. На него сильно повлияло его собственное обучение в трех греческих философских школах: стоицизм Луция Элия Стило и Дидота, эпикуреизм Федра и скептический подход Филона из Ларисы, главы Новой Академии. Цицерон обычно был на стороне стоиков, которые ценили добродетель и служение, а не любящих удовольствия эпикурейцев. Но его новая академическая подготовка позволила ему комбинировать элементы различных философских школ в соответствии с конкретной ситуацией.
Цицерон не предложил своей собственной новой философии, но был непревзойденным переводчиком, переводя греческие идеи на красноречивую латынь. Другим его несравненным вкладом была его корреспонденция. Сохранилось более 900 его писем, включая все, от официальных депеш до случайных записок друзьям и семье. Многое из того, что известно о политике и обществе его эпохи, известно благодаря переписке Цицерона. Лишь немногие из его писем были написаны для публикации, поэтому Цицерон дал волю своим ликованиям, страхам и разочарованиям.
Цицерон: союзы, изгнанники и смерть
Во время своего изгнания Цицерон отказался от предложений Цезаря, которые могли бы защитить его, предпочитая политическую независимость роли в Первом Триумвирате. Цицерон был вдали от Рима, когда разразилась гражданская война между Цезарем и Помпеем. Он присоединился к Помпею, а затем столкнулся с еще одним изгнанием, когда Цезарь выиграл войну, осторожно вернувшись в Рим, чтобы получить помилование диктатора.
Цицерон — Он вам не шут!
Цицерона не просили присоединиться к заговору с целью убийства Цезаря в 44 г. до н.э., но он быстро отпраздновал это постфактум. В междоусобицах, последовавших за смертью Цезаря, Цицерон предпринял краткие попытки заключить союзы с ключевыми фигурами, сначала защищая Марка Антония перед Сенатом, а затем осудив его как врага общества в серии испепеляющих речей. Некоторое время он поддерживал выскочку Октавиана, но когда Антоний, Октавиан и Лепид объединились в 43 г. и образовали Второй Триумвират, судьба Цицерона была решена. Антоний устроил так, чтобы его объявили врагом народа. Цицерон был пойман и убит солдатами Антония, которые, как говорят, отрезали ему голову и правую руку и привезли их для демонстрации в Рим — месть Антония за речи и сочинения Цицерона.
Наследие Цицерона
Изобретательное владение латинской прозой Цицерона послужило образцом для поколений учебников и грамматик. Отцы Церкви исследовали греческую философию через переводы Цицерона, и многие историки датируют начало эпохи Возрождения повторным открытием Петраркой писем Цицерона в 1345 году . . Критик I века Квинтилиан сказал, что Цицерон — это «имя не человека, а самого красноречия».
Знаменитые афоризмы Цицерона
Надо судить человека, прежде чем полюбил его, ибо, полюбив, уже не судят.
Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.
Счастливая жизнь начинается со спокойствия ума.
Мой телеграмм с архивными материалами : https://t.me/dust_history
- Звиревич В. Т. Цицерон. СПб.: Наука, 2016. −255 с.
- Марк Туллий Цицерон. Речи. — М.: Наука, 1993. — Т. 1. — 448 с.
- Грималь П. Цицерон / Пер. с фр.: Г. С. Кнабе, Р. Б. Сашина. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 544 с. — (Жизнь замечательных людей; 717). — 150000 экз.
Показать ещё
4 комментария
Интересная статья, очень люблю читать про древний Рим
Развернуть ветку
Как-то мало и ниочем.
Цицерона не просили присоединиться к заговору с целью убийства Цезаря в 44 г. до н.э., но он быстро отпраздновал это постфактум
Цицерону чуть ли не каждый день грозил Цезарь, потому как Цицерон оставался верен Помпею, даже после обезглавливания последнего, и постоянно что-то затевал против Цезаря и его свиты, в которую входил Марк Антоний. Именно Антоний предупредил Цицерона о том, что если в одном из следующих мятежей выяснится, что Цицерон как-то причастен — то руки его будут висеть на воротах (кто говорит руки, а кто — рука, тут уж хз).
Некоторое время он поддерживал выскочку Октавиана, но когда Антоний, Октавиан и Лепид объединились в 43 г. и образовали Второй Триумвират, судьба Цицерона была решена.
Так не в этом дело, не союз онных определил судьбу Цицерона. Просто Цицерон письменно предупредил оставшихся союзников Помпея, которые до сих пор не сложили оружия о том, что Октавиан (бывший тогда единственным врагом) объединился с Марком. Естественно, об этом письме Марк узнал и после очередной победы пошел исполнять свое обещание.
Если бы Цицерон изначально выбрал правильных друзей, все было бы иначе. Но т.к. он любил Помпея, непонятно за что, так и остался ему верен до конца, при этом не забывая лицемерить, потому как вне Рима Цицерон находиться не хотел, а в Риме сплошь и рядом сидели враги.
Очень неоднозначный персонаж, который хоть и не был военным, но постоянно так или иначе лез в войну.
Источник: vc.ru
Цицерон — биография, новости, личная жизнь
Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине, находившемся в ста с лишним километрах к юго-востоку от Рима. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец, мечтавший о политическом поприще для своих сыновей Марка и Квинта, переехал с семьей в Рим, чтобы дать мальчикам хорошее образование.
Желая стать судебным оратором, юный Марк изучал творчество греческих поэтов, интересовался греческой литературой, обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, а также слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Публия Сульпиция Руфа. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон обучался ему у популярного юриста того времени Квинта Муция Сцеволы.
Прекрасно владея греческим языком, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром Афинским, стоиком Диодором Кроном и главой новоакадемической школы Филоном. У него же Марк Туллий научился диалектике — искусству спора и аргументации.
Первая дошедшая до нас речь Цицерона, созданная в 81 г. до н. э., «В защиту Квинкция», целью которой было возвращение незаконно захваченного имущества, принесла оратору его первый успех. В ней он придерживался азианского стиля, канонам которого отвечало творчество небезызвестного соперника Цицерона Квинта Гортензия Гортала.
Еще большего успеха оратор добился речью «В защиту Росция», в которой был вынужден говорить о состоянии дел в государстве, где, по его словам, «разучились не только прощать проступки, но и расследовать преступления». Это непростое дело скромного выходца из провинции Росция, несправедливо обвиненного родственниками в убийстве собственного отца, в действительности было тяжбой между представителями старинных римских родов, утративших свое влияние при сулланском режиме (прим. 82-79 гг. до н. э.), и безродными ставленниками диктатора.
Важно отметить, что Цицерон лично побывал в Америи и на месте расследовал обстоятельства преступления, вследствие чего просил у суда 108 дней для подготовки процесса. Такая подготовка была благопристойным поводом для отъезда, поскольку уже в процессе Росция Цицерон показал себя талантливым учеником греков и известного ритора Аполлония Молона, у которого молодой оратор получил образование в Риме. Необходимо указать, что речь Цицерона «В защиту Росция» построена по всем правилам ораторского мастерства — с жалобами на молодость и неопытность защитника, увещеванием судей, прямыми речами от имени обвиняемого, а также опровержением доводов обвинения.
Немаловажно и то, что в развенчании утверждений обвинителя Гая Эруция, пытавшегося доказать, что Росций — отцеубийца, Цицерон прибегает к греческому искусству этопеи, опиравшемуся на характеристику обвиняемого, который не мог бы совершить столь ужасного поступка.
В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены.
В августе 70 г. до н. э. Цицерон выступил с циклом речей против пропретора Сицилии, сторонника Суллы, Гая Лициния Верреса, который за три года наместничества (73-71 гг. до н. э.) разграбил провинцию и казнил многих ее жителей. Дело осложнялось тем, что в этот год Цицерон претендовал на должность эдила, а его противника Верреса поддерживали оба высших магистрата (консул Гортензий, знаменитый оратор, согласившийся выступить на процессе защитником, и друг Верреса консул Квинт Метелл), а также председатель суда претор Марк Метелл. «Все предусмотрено, чтобы Верресу ничто не могло повредить», — писал Цицерон.
В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.
В 60 году до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.
Клодий добивался принятия закона, осуждавшего должностное лицо, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание. Закон был направлен в первую очередь против Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия.
В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание и покинуть пределы Италии. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Изгнание подействовало на Цицерона крайне угнетающее, он подумывал о самоубийстве.
В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью народного трибуна Тита Анния Милона.
Вскоре после возвращения из изгнания Цицерон отошел от активной политической жизни. Он предается адвокатской и литературной деятельности. В 55 году он пишет диалог «Об ораторе», в 54 году приступает к работе над сочинением «О государстве».
В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».
Вернувшись в Рим, Цицерон застал усугубившееся после смерти Красса противостояние между Цезарем и Помпеем. В ходе гражданской войны Цицерон после долгих колебаний принял сторону Помпея, однако понимал, что на данном этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим республикой или империей, а в том, кто — Цезарь или Помпей — будет императором, и считал оба варианта плачевными для государства.
После битвы при Фарсале (48 год до н. э.) Цицерон отказался от предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.
После убийства Юлия Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. По этой причине был создан последний цикл речей — «Филиппики против Марка Антония», вернувший оратору былую популярность. Эти речи Цицерон назвал так в подражание речам Демосфена, в которых тот обличал царя Филиппа II Македонского. 2 сентября 44 г. до н. э. Цицерон выступил с «Первой филиппикой против Марка Антония», в которой оратор не просто ставит под сомнение нововведенные Антонием законы, но и доказывает, что они не имеют никакого отношения к политике Цезаря, ибо, по словам Цицерона, если спросить самого диктатора, «что именно совершил он в Риме, нося тогу, он ответил бы, что законов он провел много и притом прекрасных».
Важно отметить, что это не панегирик умершему диктатору, а дань уважения ему как патриоту государства; что касается оценки деятельности Цезаря как политика, то Цицерон считает ее антиобщественной и аморальной, его убийц называет «освободителями отечества», их деяние — «величайшим и прекраснейшим поступком». В этой речи Цицерон намерен «свободно высказывать все, что думает о положении государства».
Это был величайший акт гражданского мужества, ибо опытный политик, проживший жизнь на римском форуме, Цицерон не мог не понимать, что Антоний и для государства, и для него лично представлял гораздо большую опасность, чем Катилина. Однако оратор принял вызов и довел свою борьбу до конца.
На речь Антония в сенате 19 сентября Цицерон ответил памфлетом «Вторая филиппика против Марка Антония», написанным в виде речи. Гений Цицерона здесь сдержан, могуч и прекрасен в своей соразмерности. Вся палитра ораторских приемов и риторических ухищрений представлена в своих лучших проявлениях. При этом, несмотря на то что Цицерон начинает с апологии себя, эта апология представлена защитником законности и гражданских интересов, который отстаивает свою позицию только с помощью красноречия.
Крайне важно отметить, что государственная деятельность Антония, по мнению Цицерона, есть преступление против римской свободы еще более тяжкое, чем преступления «тирана» Цезаря, который «отличался одаренностью, умом, памятью, образованием, настойчивостью, умением обдумывать свои планы, упорством».
Как утверждает Цицерон, Антоний был тем, кто спровоцировал худшие деяния будущего диктатора, ибо он и консул Гай Курион подали Цезарю «повод для объявления войны отчизне». «Как Елена для троянцев, так Марк Антоний для нашего государства стал причиной войны, мора и гибели», — подчеркивает оратор. Будучи уверенным в победе и убежденным в грядущем освобождении Рима, Цицерон не мог ожидать предательства со стороны Октавиана Августа, племянника и наследника Цезаря, который вступил в сговор с поверженным Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом, и, образовав Второй Триумвират, они двинули войска на Рим. Лишенный защиты сенат признал их власть. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.
Цицерон пытался бежать в Грецию, однако убийцы настигли его 7 декабря 43 г. до н. э., недалеко от его Тускулланской виллы. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона, посланного убить его. Отрубленные голова и руки лучшего писателя «золотого века» римской литературы были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума. По преданию, жена Антония Фульвия втыкала в язык мертвой головы булавки, а затем, как рассказывает Плутарх, «голову и руки приказали выставить на ораторском возвышении, над корабельными носами, — к ужасу римлян, которым казалось, будто они видят не облик Цицерона, но образ души Антония. ».
Ф.И. Тютчев посвятил Цицерону стихотворение. В нём автор пытается утешить литературного героя, сожалеющего о закате Рима, тем, что он может считать себя возвышенным богами, так как стал свидетелем такого великого и трагического исторического момента.
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый.
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Источник: stuki-druki.com
Цицерон — об авторе
Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
Начало карьеры
В возрасте 15 лет Цицерон вместе со своими братьями приехал в Рим, чтобы получить хорошее образование. Его семья, принадлежавшая к сословию всадников, обладала достаточным материальным достатком, чтобы позволить юношам обучаться у лучших греческих философов (стоик Диодот, академик Филон из Лариссы, эпикуреец Федр) и правоведов (Квинт Муций Сцевола). Прекрасное образование и ораторские способности позволили Цицерону уже в 81 — 80 до н.э. выступить в качестве адвоката в суде и выиграть несколько процессов. Хотя…
Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
Начало карьеры
В возрасте 15 лет Цицерон вместе со своими братьями приехал в Рим, чтобы получить хорошее образование. Его семья, принадлежавшая к сословию всадников, обладала достаточным материальным достатком, чтобы позволить юношам обучаться у лучших греческих философов (стоик Диодот, академик Филон из Лариссы, эпикуреец Федр) и правоведов (Квинт Муций Сцевола). Прекрасное образование и ораторские способности позволили Цицерону уже в 81 — 80 до н.э. выступить в качестве адвоката в суде и выиграть несколько процессов. Хотя угрозы его жизни не существовало, он все же, опасаясь мести Луция Корнелия Суллы и стремясь улучшить свое образование, на 2 года уехал в Грецию и Малую Азию.
Цицерон возвратился в Рим уже после смерти диктатора, чтобы занять должность квестора и отправиться на Сицилию для организации бесперебойного снабжения столицы хлебом. Деятельность Цицерона на этом посту была настолько успешной, что слава о его мирных подвигах перешагнула границы острова.
Вернувшись в Рим, Цицерон вошел в состав Сената и вскоре приобрел репутацию выдающегося оратора. В 69 до н.э он блестяще выступил с обвинением против бывшего наместника Сицилии Гая Верреса, который в течении 3-х лет грабил и притеснял жителей острова с неслыханной наглостью и жестокостью. Раздавленный тяжестью улик и свидетельских показаний, Веррес добровольно удалился в изгнание и должен был заплатить огромный штраф. Выигрыш процесса превратил Цицерона в самого модного и популярного адвоката в Риме: в 70 — 67 до н.э. он неоднократно выступал в качестве защитника. В 68 до н.э он стал претором, а в 63 до н.э консулом.
Цицерон — консул Республики
Самыми известными выступлениями в этот период стали речи против Луция Сергия Катилины, предпринявшего осенью 63 до н.э. попытку политического переворота. Специальный доклад консула убедил Сенат в необходимости чрезвычайных мер и в январе 62 до н.э. мятежники были разбиты, а сам Катилина пал на поле битвы 3.
В 60 до н.э., когда три крупнейших политических фигуры Рима — Помпей, Цезарь и Марк Лициний Красс, заключили союз («первый триумвират»), направленный против сенатской олигархии, Цицерон, пользовавшийся высоким авторитетом у самых разных слоев италийского населения, оказался в опасности. Триумвиры способствовали избранию в трибуны злейшего врага Цицерона — Гая Клодия Пульхра, который внес направленный против бывшего консула закон о превышении полномочий. Не дожидаясь утверждения законопроекта, Цицерон отправился в добровольное изгнание, но уже в 58 до н.э. был возвращен Сенатом обратно в Рим, где ситуация с каждым годом все более осложнялась. Республика стояла на грани гражданской войны, первый триумвират оказался непрочным.
Цицерон в эпоху гражданских войн
Когда 12 января 49 до н.э. Цезарь с войском перешел реку Рубикон и устремился к Риму, Цицерон, считая что победа одного из соперников неминуемо приведет к тирании, уехал к Помпею 4. Разгром Помпея в битве при Фарсале и его скорая смерть в Египте в 48 до н.э. вынудили Цицерона вернуться обратно в Италию и оставаться в Брундизии в ожидании, пока Цезарь решит его участь. Знаменитому оратору даровали прощение, но его репутация оказалось подмоченной: цезарианцы больше не доверяли ему, помпеянцы — презирали.
Политическое бездействие и личные неурядицы заставили Цицерона искать утешения в философии, и в течение двух лет он написал свои лучшие философские и риторические труды. После убийства Цезаря в марте 44 до н.э. ситуация вновь изменилась, и Цицерон, наблюдая стремительное восхождение консула Марка Антония, желавшего занять место единоличного правителя Рима, вернулся к ораторской деятельности. С осени 44 до н.э. по апрель 43 до н.э. он произнес в Сенате свои знаменитые 14 «Филиппик» (Philippicae лат.) против Марка Антония 5.
Но надежды Цицерона на восстановление республики не оправдались — былые противники Марк Антоний, Октавиан и Марк Эмилий Лепид заключили новый союз («второй триумвират»), и Антоний выговорил себе условие расправиться с врагами. По его приказу Цицерон был схвачен наемными убийцами и обезглавлен 7 декабря 43 до н.э.
Библиография
Философские и политические трактаты
Academica (Академика [Учение академиков]; сохранилась фрагментарно; 45 г.) (r)
Academica priora (первая редакция «Академики»): 1-я утраченная часть Catulus (Катул), 2-я сохранившаяся Lucullus (Лукулл)
Academica posteriora (вторая редакция «Академики»)
Cato Maior de senectute (Катон Старший, или О старости; 44 г.) (r)
De divinatione (О дивинации [О ведовстве]; 44 г.) (r)
De fato (О судьбе; сохранился частично) (r)
De finibus bonorum et malorum (О пределах добра и зла [О пределах блага и зла]) (r)
De legibus (О законах; около 52 г.) (r)
De natura deorum (О природе богов; 44 г.) (r)
De officiis (Об обязанностях, 44 г.) (r)
De re publica (Диалог «О…
Философские и политические трактаты
Academica (Академика [Учение академиков]; сохранилась фрагментарно; 45 г.) (r)
Academica priora (первая редакция «Академики»): 1-я утраченная часть Catulus (Катул), 2-я сохранившаяся Lucullus (Лукулл)
Academica posteriora (вторая редакция «Академики»)
Cato Maior de senectute (Катон Старший, или О старости; 44 г.) (r)
De divinatione (О дивинации [О ведовстве]; 44 г.) (r)
De fato (О судьбе; сохранился частично) (r)
De finibus bonorum et malorum (О пределах добра и зла [О пределах блага и зла]) (r)
De legibus (О законах; около 52 г.) (r)
De natura deorum (О природе богов; 44 г.) (r)
De officiis (Об обязанностях, 44 г.) (r)
De re publica (Диалог «О государстве»; между 55 и 51 гг.; сохранился фрагментарно) (r)
Laelius de amicitia (Лелий, или О дружбе) (r)
Paradoxa Stoicorum (Парадоксы стоиков) (r)
Tusculanae disputationes (Тускуланские беседы; 45 г.) (r)
Риторические трактаты
Brutus (Брут; 46) (r)
De inventione (О нахождении ; 80) (rf)
De optimo genere oratorum (О наилучшем роде ораторов; 50 или 46) (r)
De oratore (Об ораторе; 55) (r)
De partitione oratoria (Построение речи; 54)
Orator (Оратор; 46) (r)
Topica (Топика; 44) (r)
Речи
De domo sua ad pontifices (О своем доме, к понтификам; 57) (r)
De haruspicum responso (Об ответах гаруспиков; 56) (r)
De imperio Cn. Pompei (Pro lege Manilia) (О главнокомандовании Гнея Помпея, или В защиту Манилиева закона; 66) (r)
De lege agraria (Contra Rullum) (О земельном законе, или Против Публия Сервилия Рулла; 63) (rf)
De provinciis consularibus (О консульских провинциях; 56) (r)
De Sullae bonis (66; речь утрачена)
Divinatio in Caecilium (In Q. Caecilium) (Против Квинта Цецилия Нигера; 70) (r)
In L. Calpurnium Pisonem (Против Л. Кальпурния Пизона; 55)
In Catilinam I—IV (Четыре речи против Катилины; 63) (r)
In P. Vatinium (Против Публия Ватиния; 56)
In Verrem actio prima (Против Гая Верреса. Первая сессия; 70) (r)
In Verrem actio secunda I—V (Против Гая Верреса. Вторая сессия; 70) (rf)
Oratio cum populo gratias egit (Речь к народу по возвращении из изгнания, 57) (r)
Oratio cum senatui gratias egit (Речь в сенате по возвращении из изгнания, 57) (r)
Philippicae orationes I—XIV (Филиппики; 14 речей против Марка Антония; 44-43) (rf)
Pro Aemilio Scauro (В защиту Эмилия Скавра; 54)
Pro T. Annio Milone (В защиту Тита Анния Милона; 52) (r)
Pro Archia (В защиту Архия; 62) (r)
Pro A. Caecina (В защиту Авла Цецины; между 71 и 69)
Pro M. Caelio (В защиту Марка Целия Руфа; 56) (r)
Pro A. Cluentio Habito (В защиту Авла Клуенция Габита; 66) (r)
Pro L. Cornelio Balbo (В защиту Луция Корнелия Бальба; 56) (r)
Pro P. Cornelio Sulla (В защиту Корнелия Суллы, 62) (r)
Pro M. Fonteio (В защиту Марка Фонтея; 69)
Pro Q. Ligario (В защиту Квинта Лигария; 46) (r)
Pro M. Marcello (По поводу возвращения Марка Клавдия Марцелла, 46) (r)
Pro Murena (В защиту Мурены; 63) (r)
Pro Cn. Plancio (В защиту Гнея Планция; 54)
Pro P. Quinctio (В защиту Публия Квинкция; 81) (r)
Pro C. Rabirio perduellionis reo (В защиту Гая Рабирия; 63) (r)
Pro Rabirio Postumo (В защиту Гая Рабирия Постума; между 54 и 52)
Pro rege Deiotaro (В защиту царя Дейотара; 45)
Pro Sex. Roscio Amerino (В защиту Росция Америйца; 80) (r)
Pro Q. Roscio Comoedo (В защиту актёра Росция; 77 или 66; сохранилась фрагментарно) (r)
Pro P. Sestio (В защиту Публия Сестия; 56) (r)
Pro M. Tullio (В защиту Марка Туллия; 72-71)
Pro L. Valerio Flacco (В защиту Валерия Флакка, 59) (r)
Письма
Epistulae ad familiares (Письма к близким; 16 «книг») (r)
Epistulae ad Quintum fratrem (Письма к брату Квинту; 3 кн.) (r)
Epistulae ad M. Brutum (Письма к Марку Бруту; 2 кн.) (r)
Epistulae ad Atticum (Письма к Аттику, 16 кн.) (r)
Частично сохранившиеся и утраченные
«Тимей» Платона (первый латинский перевод, сохранился фрагментарно)
De consiliis suis («О моих замыслах», не сохранился)
Carmina Aratea (поэтические переводы Арата из Сол; фрагменты)
Phaenomenon (из «Явлений»)
Prognosticorum (из «Признаков погоды»)
De consulatu suo («О моем консулате», фрагменты)
Hortensius (Гортензий; фрагменты)
Consolatio (Утешение; утрачен)
Pro muliere Arretina (Речь в защиту женщины из Арретия; 80; утрачена)
Pro Titinia (Речь в защиту Тицинии; 79; утрачена)
Pro G. Cornelio (2 речи в защиту Гая Корнелия; 65; фрагменты)
Сохранились фрагменты поэтических сочинений, речей, переводов греческих литературных и философских сочинений, наброски собственных книг.
Приписываемые
Rhetorica ad Herennium (Риторика для Геренния, ок. 90; древнейший латинский учебник риторики; считается анонимным, но печатается в корпусе сочинений Цицерона)
In Sallustium (Речь против Саллюстия Криспа)
Источник: www.livelib.ru