Первый в России музей, посвящённый литературному герою – «Дом станционного смотрителя» в Выре – открылся после реставрации.
Путников он встречает всё той же невероятно реалистичной, хотя и воссозданной по пушкинским текстам атмосферой. Музей хранит её вот уже 50 лет – с момента своего открытия. А реставрация понадобилась стенам, инженерным коммуникациям – в общем, всему, что обеспечивает жизнь музейному комплексу.
Этого дня в музейном комплексе ждали долгих четыре года. За это время специалисты обновили каменные и деревянные постройки, конюшню, ямщицкую, пожарную каланчу, отреставрировали колодец, полностью переложили инженерные сети. Музей XIX века в свой полувековой юбилей обрел инфраструктуру XXI века.
«Наш музей сегодня переживает второе открытие. Музей был открыт пятьдесят лет назад, в октябре 1972 года. И для нас очень важна преемственность в профессиональном плане. Мы за эти четыре года не только отреставрировали все наши четырнадцать объектов, входящих в состав объекта культурного наследия «Дом станционного смотрителя», но и создали новую экспозицию», – рассказала директор Музейного агентства Ленинградской области Леся Колесникова.
Станционный смотритель. Краткое содержание
«Чистая половина для господ проезжающих». Здесь посетитель неожиданно оказывается в самой повести. Комната была главной для путников девятнадцатого века, останется таковой и для современных гостей. Стол, чернильница, посуда и самовар — такие, какими они были на почтовой станции времен героев Пушкина.
Небрежно брошены на лавку сюртук с медалями Самсона Вырина и шинель с папахой гусара Минского. Не хватает только хозяев. Но авторы экспозиции и тут позаботились – поселили в доме их призраков. Вырин, его дочь Дуня и другие персонажи заговорили голосами актеров петербургского театра «На Литейном».
За дверью комната Дуни. Здесь показан девичий быт девятнадцатого века. Декораторы для дочери станционного смотрителя сшили новое платье. Дальше по экскурсионному маршруту комната с аутентичной русской печкой. Ее отреставрировали специально к открытию музея.
Это, что называется, предметный комментарий к тексту повести. Тем, кто плохо знаком с сюжетом, здесь же предлагают с ним ознакомиться.
«Согласитесь, тяжело читать повесть и понять ее современному ребенку. Для них не понять, почему Дуня не могла взять с собой отца? Почему она не могла предупредить его, написать письмо? Некоторые спрашивают: «Почему она не могла написать смс?» – отметила научный сотрудник музея «Дом станционного смотрителя» Александра Носкова.
По мнению музейщиков, изучать сложную для школьников повесть «Станционный смотритель» лучше всего в самом музее. Каждому эпизоду повести посвящена отдельная часть экспозиции. Есть даже стенд, где можно работать с литературным текстом, с комментариями литературоведов.
Экспозиции левого корпуса объединены одной тематикой. От этнографии путешествий XIX века до современного устройства дорожного сообщения. В кузнице, конюшне, ямщицкой – тема дорог и возниц в русской литературе. Но это уже современная история музея. В начале двадцатого века, после закрытия почтовой станции, строения отдали пожарной дружине и построили каланчу.
Archeage: Экипировка
А помещение бывшего амбара, которое тогда называлась «шорная», использовали тогда для наказания крестьян.
«Место, в котором на почтовой станции хранился корм для лошадей. Когда почтовая станция перестала сущестWowать, она использовалась как холодная, некоторое СИЗО. И вот, пока они там сидели, они вырезали эти надписи, мы их как раз открыли, увидели во время реставрации», – рассказала заместитель директора по научной работе Музейного агентства Ленинградской области Анна Раппопорт.
На протяжении долгих лет «Дом станционного смотрителя» курировал музей Пушкина на Мойке 12. Его сотрудники оказывали всяческую помощь в создании экспозиции в Выре. Некоторые выставки не только сохранены по сей день, но и актуализированы аудио- и видеосопровождением. Интерактивные экраны и другие новшества позволят еще больше погрузиться в атмосферу дорожного быта XIX века, воссозданную по архивным документам и пушкинской повести.
«Нина Ивановна Грановская была автором концепции, которая была предложена Всесоюзным музеем Пушкина. Значение ее состоит в том, что это первый музей литературного героя – Самсона Вырина, связанного непосредственно с повестью «Станционный смотритель», – отметил директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов.
Фонд музея сегодня насчитывает около семи тысяч предметов, главный экспонат среди которых – литературный текст повести «Станционный смотритель». Атмосфера музея, по задумке авторов, должна быть пушкинской, а не просто уютом старинного русского интерьера. Солнце русской поэзии, если быть точным, в этом дворе никогда не бывало: станцию построили уже после смерти поэта в 1840-м.
Источник: tvspb.ru
В начале повести автор размышляет о работе станционных смотрителей. Известно, что путники обычно недолюбливают станционных смотрителей. А между тем жизнь бедных смотрителей порой очень тяжела.
В 1816 году автор знакомится с одним станционным смотрителем, добрым стариком по имени Самсон Вырин. У Самсона после смерти жены осталась дочь – 14-летняя красавица Дуня. Однажды на станции появляется молодой бойкий гусар – ротмистр Минский.
Юная красавица Дуня нравится ему (ей в этой время, судя по всему, 15–16 лет). Минский притворяется больным, чтобы побыть несколько дней на станции. Наконец Минский якобы “выздоравливает” и собирается в путь. Он предлагает подвезти Дуню до церкви. Дуня отправляется с гусаром и больше не возвращается домой.
Станционный смотритель узнает, что девушка сбежала с гусаром в Петербург. Добравшись до Петербурга, старик приходит на квартиру к гусару. Молодой человек объясняет старику, что Дуня останется в Петербурге, по тому что они хотят быть вместе. Гусар дает старику приличную сумму и отправляет вон. На улице старик со злости выбрасывает деньги.
Наконец старик находит квартиру, где живет Дуня. Гусар снял ей отдельную квартиру. Попав внутрь, Самсон видит дочь с гусаром. Дуня красиво одета. Она видит отца и падает в обморок, а гусар тем временем прогоняет старика.
Самсон, убитый горем, возвращается на свою станцию.
Через какое-то время его станцию закрывают. Старик с горя спивается и умирает. Спустя несколько лет (вероятно, 3–4 года) Дуня приезжает проведать отца. Она приезжает в карете, с тремя детьми. Узнав, что старик умер, Дуня плачет и идет на могилку отца.
Судя по всему, после этого Дуня возвращается назад в Петербург.
Очень краткий пересказ
Краткое изложение «Станционного смотрителя» заключается в пересказе истории Самсона Вырина – станционного смотрителя, для которого единственной отрадой в жизни является его дочь. Девушка помогала отцу развлекать заезжих дворян, которые останавливались на станции отдохнуть и поменять лошадей. С одним из таких гостей однажды и уезжает Дуняша.
Огорченный отец не находит себе места и отправляется на поиски в Санкт-Петербург, куда, предположительно, увезли девушку. Оказавшись в городе, Вырин находит место, где живет его дочь. На пороге его встречает тот самый офицер, который и увез ее. После непродолжительной беседы станционного смотрителя выгоняют из богатого дома. Он так и не смог увидеться с Дуней.
После этого жизнь Вырина идет под откос – он начинает злоупотреблять алкоголем и вскоре умирает. Через какое-то время сбежавшая дочь все же приезжает навестить отца, но находит только его могилу.
Короткий пересказ «Станционного смотрителя» Пушкина
В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через *** губернию, и в дороге он был застигнут дождем. На станции поспешил он переодеться и налиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол смотрителева дочь, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая поразила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешественник рассматривал убранство избы.
На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в комнате была кровать за пестрой занавеской. Путешественник предложил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринужденная обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми.
Миновало несколько лет, и вновь довелось ему ехать этим трактом. Он с нетерпением ожидал встречи с давними знакомыми. «Вошед в комнату», он узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение». Не было в доме и Дуни.
Постаревший смотритель был угрюм и неразговорчив, лишь стакан пуншу расшевелил его, и путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни. Случилось это три года назад. На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувстWowал сильное недомогание.
Приехавший лекарь нашел у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти её до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви.
Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, везший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции.
Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слег в сильной горячке. Поправившись, Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, куда, как знал он из подорожной, ехал ротмистр Минский. В Петербурге он отыскал Минского и явился к нему. Минский не сразу узнал его, а узнав, начал уверять Самсона, что он любит Дуню, никогда её не покинет и сделает счастливою. Он дал смотрителю денег и выпроводил на улицу.
Самсону очень хотелось еще раз увидеть дочь. Случай помог ему. На Литейной заметил он Минского в щегольских дрожках, которые остановились у подъезда трехэтажного дома. Минский вошел в дом, а смотритель из разговора с кучером узнал, что здесь живет Дуня, и вошел в подъезд.
Попав в квартиру, сквозь отворенную дверь комнаты увидел он Минского и свою Дуню, прекрасно одетую и с неясностью смотрящую на Минского. Заметив отца, Дуня вскрикнула и без памяти упала на ковер. Разгневанный Минский вытолкал старика на лестницу, и тот отправился восвояси. И вот уже третий год он ничего не знает о Дуне и боится, что судьба её такова же, как судьба многих молоденьких дур.
Через некоторое время вновь случилось рассказчику проезжать этими местами. Станции уже не было, а Самсон «с год как помер». Мальчик, сын пиWowара, поселившегося в Самсоновой избе, проводил рассказчика на могилу Самсона и рассказал, что летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя, а ему дала пятак серебром, добрая барыня.
Дом Ганнибала. Усадьба «Суйда»
Здесь жил не тот зловредный Ганнибал Лектер, про которого американцы сняли сериал. А прадед поэта Абрам Ганнибал, описанный в пушкинском произведении «Арап Петра Великого». Хотя этот Ганнибал тоже попал в кино («Как царь Петр арапа женил»). Его играл намазанный гуталином бард Владимир Высоцкий. Ганнибал был чернокожим, родившимся в Эфиопии или, по другой версии, в Западной Африке.
Ребенком его вместе с братом купили на османском невольничьем рынке, чтобы развлекать царский двор. Про царя Петра говорят, что двор его был похож на бродячий цирк: негры, карлики, силачи, бородатые женщины. Может и так, но социальные лифты в то время работали неплохо.
Абрам Петрович Ганнибал — прадед Александра Пушкина. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
В отличие от мало чем отличившегося брата, Абрам быстро выучил русский язык и сделал карьеру. УчастWowал во всех сражениях Петра, в том числе при Гангуте и под Полтавой. Получив царскую стипендию, изучал инженерное и артиллерийское дело во Франции. Успел повоевать во французской армии против Испании. Вернулся в Россию в звании капитана.
Стал лингвистом, дворянином, первым в российской истории чернокожим главнокомандующим, дослужился до генерал-аншефа, стал известным строителем крепостей и учителем будущего генералиссимуса Суворова. Если на покупку Ганнибала были потрачены бюджетные деньги, то, пожалуй, это была одна из самых удачных трат за всю российскую историю.
Пушкин прадеда уважал, а на назойливые вопросы о своем происхождении мог ответить резко. Однажды к нему пристала француженка: «Правда ли в вас течет кровь негра? Негром был ваш дед? Нет? Так значит прадед?
А кем же был его отец?» «Обезьяной, сударыня!» — ответил поэт.
В гостевом флигеле усадьбы находится музей. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
Фамилию Ганнибал прадед поэта взял в честь карфагенского полководца, выдумав историю о своем с ним родстве и таким образом (остроумно, да?) объявив себя дворянином. Уже после смерти Петра более 20 лет Ганнибал прослужил в Эстляндии (нынешней Эстонии). Царь купил Прибалтику у шведов, заплатив за нее 56 тонн серебра, это была огромная сумма, равная годовому бюджету Швеции. Ганнибал занимался охраной царского имущества — строил крепости и дозорные башни.
А уже на пенсии чернокожий генерал-строитель купил имение Суйда под Петербургом. Здесь он каким-то чудом растил апельсины и орхидеи, а также невиданный в России корнеплод — картофель. Здесь его навещал юный Суворов и должно быть спрашивал: «Дядя Абрам, чему нужно учиться, чтобы преуспеть в жизни?» А тот отвечал: «Изучай военное дело, Сашенька. Кризис не кризис, а с оружием в руках без куска хлеба не останешься».
В музее усадьбы «Суйда» хранятся вещи знаменитого пушкинского прадеда. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
Старый особняк не сохранился, сгорел в конце 19 века. Но можно увидеть парк с каменной скамьей, на которой когда-то сидел Ганнибал, и гостевой флигель, в котором работает музей. Здесь хранятся вещи знаменитого пушкинского прадеда: книги, табакерка, подсвечник и серебряная ложка.
Здесь же жили родители поэта и его няня. Сохранилось полотенце юного Пушкина. Няня Арина Родионовна родилась в семье крепостных Ганнибала, а после смерти генерала переехала жить в село Кобрино неподалеку.
Повесть начинается с размышлений рассказчика о судьбе станционных смотрителей: «что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». При этом по наблюдениям повестWowателя, «смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые».
В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Мужчина попал под проливной дождь и остановился на станции, чтобы переодеться и выпить чаю. Накрывала на стол дочь смотрителя – Дуня, поразившая рассказчика своей красотой.
Пока хозяева хлопотали, повестWowатель рассматривал комнату – на стенах висели картинки, изображающие историю блудного сына. Рассказчик со смотрителем и Дуней выпили чаю, приятно беседуя «как будто век были знакомы». Уезжая, повестWowатель поцеловал Дуню в сенях с ее позволения.
Через несколько лет рассказчик снова посетил эту станцию. Войдя в дом, он был поражен небрежностью и обветшалостью обстановки. Сам же смотритель, Самсон Вырин, сильно постарел и поседел. На вопросы о дочери старик сначала не хотел отвечать, но после двух стаканов пунша разговорился.
Вырин рассказал, что три года назад к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо. Подкупив вызванного на следующий день врача, гусар пробыл пару дней на станции. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви.
Вырин отпустил дочь с гусаром.
«Не прошло и получаса», как смотритель начал беспокоится и сам пошел к церкви. От знакомого дьячка Вырин узнал, что Дуни на обедне не было. Вечером приехал ямщик, везший офицера, и рассказал, что Дуня поехала с гусаром до следующей станции. Старик понял, что болезнь гусара была притворной. От горя Вырин «занемог сильной горячкою».
«Едва оправясь от болезни», смотритель взял отпуск и пешком пошел искать свою дочь. Из подорожней Минского Самсон знал, что гусар ехал в Петербург. Разузнав адрес ротмистра в Петербурге, Вырин приходит к нему и дрожащим голосом просит отдать ему его дочь. Минский ответил, что просит у Самсона прощения, но Дуню он ему не отдаст – «она будет счастлива, даю тебе честное слово». Договорив, гусар выставил смотрителя на улицу, сунув ему за рукав несколько ассигнаций.
Увидев деньги, Вырин расплакался и выбросил их. Через пару дней, прогуливаясь по Литейной, Вырин заметил Минского. Разузнав у его кучера, где живет Дуня, смотритель поспешил в квартиру дочери. Зайдя в комнаты, Самсон застал там роскошно одетую Дуню и Минского. Увидев отца, девушка упала в обморок.
Рассерженный Минский «сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу». Через два дня Вирин поехал обратно на станцию. Уже третий год он о ней ничего не знает и боится, что ее судьба такая же, как судьба других «молоденьких дур».
Спустя некоторое время рассказчик снова проезжал через те места. Там, где раньше была станция, теперь жила семья пиWowара, а Вырин, спившись, «с год как помер». ПовестWowатель попросил проводить его к могиле Самсона. Мальчик, сын пиWowара, рассказал ему по дороге, что летом сюда приезжала «прекрасная барыня» «с тремя маленькими барчатами», которая, придя к могиле смотрителя, «легла здесь и лежала долго».
Вывод
В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обозначил особый характер конфликта, отличающийся от изображаемого в традиционных произведениях сентиментализма – конфликт выбора между личным счастьем Вырина (отцовским счастьем) и счастьем его дочери. Автор подчеркнул нравственное превосходство смотрителя («маленького человека»), над остальными героями, изобразив пример беззаветной любви родителя к своему ребенку.
Краткий пересказ «Станционного смотрителя» предназначен для быстрого ознакомления с сюжетом произведения, поэтому для лучшего понимания повести советуем прочесть ее полностью.
Дом няни Пушкина. Село Кобрино
Многие сказки и песни Пушкин написал по рассказам няни. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
«Буря мглою небо кроет…» — так издалека начинает поэт, но заканчивает настойчивым «выпьем с горя: где же кружка?» Пушкин не был алкоголиком, просто дружил с няней. Она была его первой музой. Научила его любить русский язык, рассказывала народные сказки. Без Арины Родионовны юность поэта была бы похожа на жизнь обычных дворянских детей, и французский он знал бы лучше родной речи.
Многие сказки и песни Пушкин написал по рассказам няни. Причем слушал их не только в юности, но и во взрослом возрасте в ссылке в Михайловском. «Что за прелесть эти сказки!» — восклицал поэт и тут же садился писать свои версии. Гуманистические, с хэппи-эндом, а не такие, как рассказывал народ, — с повешенными, утопленными и замученными героями. А что вы хотите, жизнь крепостных, к которым относилась и няня, была не из легких.
В Ленинградской области сохранилась изба Арины Родионовны. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
В селе Кобрино сохранилась деревянная изба Арины Родионовны, получившей ее за службу в семье Пушкиных. От усадьбы Ганнибала до Кобрино 10 минут езды на машине. Теперь там музей. Дом совсем маленький: сени и комната с печкой без трубы. Избу топили по-черному, дым шел прямо в комнату.
В те годы налог брали с печных труб, а у крестьян не было денег, чтобы заплатить.
Не было и бани, парились прямо в печи. Выметали золу и, скрючившись, забирались внутрь. Получалось как в сауне, но грязнее. Обратно пропотевший человек вылезал через хайло — отверстие в печи. С тех пор приличные и образованные люди говорят человеку болтливому и неприличному: «закрой хайло». Печное отверстие закрывалось заслонкой из металла.
А без заслонки печь выглядела будто с огромным раззявленным ртом.
Печка в русской избе и кормила, и согревала, и от болезней излечивала. Фото: Григорий КУБАТЬЯН
Также в теплой печке держали недоношенных и болезненных детей. Привязывали их к деревянной лопате и засовывали внутрь. Главное было вынуть младенца Wowремя, чтобы не задохнулся. В каждой деревне была бабка, знавшая эту технологию. Вместо секундомера у нее была ритуальная считалка или частушка.
Когда считалка заканчивалась, младенца доставали, потом засовывали снова. Ошибиться и навсегда потерять больного ребенка было легко. Отсюда и сюжет русских сказок про страшную Бабу Ягу, засовывающую Ивана в печь. Говорят, в младенчестве так спасли от смерти учителя Пушкина писателя Гавриила Державина.
Напротив печи кухонный угол с посудой. И обеденный стол. Поэт иногда заходил к няне в гости, и она готовила ему блины на свекольном соке. Пушкин, говорят, мог съесть 30 блинов за раз.
«Станционный смотритель» для читательского дневника
Вариант для читательского дневника в 7 классе.
Повесть открывается авторским отступлением о судьбе станционных смотрителей – достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает своим долгом выместить раздражение.
В мае 1816 г. повестWowатель проезжает через небольшую станцию. На станции Дуня, красавица дочь смотрителя, подает чай. На стенах комнаты висят картинки, изображающие историю блудного сына. ПовестWowатель и смотритель с дочерью вместе пьют чай, перед отъездом проезжающий целует Дуню в сенях (с ее согласия).
Через несколько лет повестWowатель снова попадает на ту же станцию. Смотритель очень постарел. На вопросы о дочери он не отвечает, но после стакана пунша становится разговорчивее. Рассказывает, что 3 года назад молодой гусар (ротмистр Минский) провел несколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала.
Выздоровев, ротмистр собирается в дорогу, вызывается подвести Дуню до церкви и увозит ее с собой.
Потеряв дочь, старик отец заболевает от горя. Оправившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский отказывается отдать девушку, подсовывает старику деньги, тот выбрасывает ассигнации. Вечером смотритель видит дрожки Минского, следует за ними и таким образом выясняет, где живёт Дуня падает в обморок, Минский прогоняет старика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращать дочь.
ПовестWowатель третий раз проезжает через эту станцию. Узнает, что старый смотритель спился и умер. Просит показать ему могилу. Мальчишка-проводник рассказывает, что однажды на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые.
Источник: jiyuu.su
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»: история создания повести
Ранней осенью 1830 г. Пушкиным была закончена работа над повестью «Станционный смотритель» из цикла «Повести Белкина». Период конца 20 – х, начала 30- х гг. 19 столетия характеризуется появлением в русской литературе множества сочинений нравоучительного характера. Как правило, главными их героями были, так называемые «маленькие люди», находящиеся на самом низу социальной лестницы. Одного из таких людей автор и делает своим главным персонажем.
В центре повестWowания история станционного смотрителя Самсона Вырина и его дочери Дуни, которая, влюбившись в проезжего гусара, оставила отца и уехала с возлюбленным в город. Попытки отца вернуть дочь оказались безуспешными и он, вернувшись домой, вскоре после описываемых событий умер.
Автор ведёт своё повестWowание в форме воспоминаний Ивана Петровича Белкина, со слов которого, якобы, и были записаны все повести цикла.
(А.Ванециан. Иллюстрация маслом к произведению А.С.Пушкина «Повести Белкина», 1947)
По мнению исследователей творчества Пушкина, данная повесть написана в жанре сентиментализма, хотя в ней присутствует немало моментов, характеризующих автора, как мастера реализма и романтики. Александр Сергеевич намеренно вложил нотки сентиментализма в рассказы Белкина, соответственно характеру его повестWowаний. Все произведения цикла можно отнести к жанру небольшого романа, не смотря на то, что писатель именует их повестями, настолько психологически они насыщены.
Всё произведение пронизано идеей символизма. Во времена Пушкина к званию «станционный смотритель» относились с некоторым презрением, не вызывающем почтения и уважения. Должность, которая сама собой символизировала состояние постоянного унижения и оскорбления.
Основная символика проявляется в картине, которая висит на стене, это — «Возвращение блудного сына», которая и выражает главную идею повести. Старый смотритель страстно ждал одного, возвращения своей ушедшей из дома дочери, в любом виде и состоянии. Образ станционного смотрителя дал определяющее направление в развитии идей произведений, защищающих честь и достоинство маленьких людей, так как он реалистичен и драматичен.
Основная идея повести в том, что так называемые «маленькие люди» — это такие же, живущие полной эмоциями и чувствами жизнью, люди. Их духовный мир и нравственные качества достойны уважения.
Картина на библейский мотив не зря висит на стене. Она изначально несёт в себе глубокий смысл. Ведь сюжет картины и самого повестWowания родственны. Библейская история говорит о сыне, покинувшем отца, но потом с раскаянием, вернувшимся к нему. Здесь происходит та же история, но с той лишь разницей, что раскаяние пришло слишком поздно и отец не дождался возвращения блудной дочери.
В чём смысл повести? Наверное, в очень простых истинах. В сочувствии тем, кто унижен и страдает. Что дети должны слушать и почитать своих родителей и не бросать их, а помогать в старости. В том, что позднее раскаяние может быть очень горьким.
А ещё это рассказ о любви, о всепрощающей любви родителей к детям, готовой простить всё, даже предательство. Именно о той любви, которую даровал нам Бог.
История создания
(Издание «Повести Белкина» 1831 года в СанктПетербурге)
«Станционный смотритель» был закончен 14 сентября 1830 г. Это время, когда поэт вынужденно находился в селе Болдино, куда он приехал для решения некоторых вопросов с финансами. Из – за начавшейся эпидемии холеры был объявлен карантин и поэт был вынужден безвыездно провести здесь три осенних месяца, оказавшихся в его творчестве самыми плодотворными. Сама повесть была задумана ещё в 1829 г., но воплотилась лишь спустя год.
Оказавшись в вынужденной изоляции, Пушкин думал, что его ждёт скучнейшее ожидание, но внезапно появившееся вдохновение стало причиной рождения огромного количества великих произведений. Уже 9 сентября 1830 г. был закончен «Гробовщик», первая повесть из цикла, спустя всего 5 дней завершён «Станционный смотритель», а ещё через пять – «Барышня — крестьянка», то есть 20 сентября. Затем, после небольшого перерыва, были написаны: «Выстрел» — 14 октября и «Метель» — 20 октября. Уже в 1831 г. цикл вышел в печать под авторством Ивана Петровича Белкина. Книга сыграла большую роль в русской литературе того времени, впервые введя читателя в духовный мир человека из низов социальной лестницы и став отправной точкой для многих русских писателей, посвятивших своё творчество теме «униженных и оскорблённых».
Одной из причин, повлиявших на создание «Станционного смотрителя», является желание автора рассказать о таких, Самсон Вырин, об их жизни, мечтах и чаяниях, о бесправных людях, которые становятся игрушками в руках тех, кто сильнее. Однако, не смотря на все переносимые унижения, духовная пустота для них страшнее бедности, а честь – выше всего.
Основная мысль повести
Александр Сергеевич Пушкин постоянно подчёркивает в своей повести: все родители мечтают о том, чтобы их дети были счастливы. Но Дуня несчастна, и её грешная любовь приносит отцу муки и переживания.
Поведение Дуни и Минского доводят Вырина до могилы.
Самсон Вырин умирает, так как он, продолжая любить свою дочь, потерял веру в то, что когда-нибудь ещё увидит её.
Дуня словно вычеркнула отца из своей жизни и эта неблагодарность и потеря смысла жизни, который заключался в дочери, приводит к такому печальному завершению истории.
Этапы работы
Задумка создания цикла и его подготовка началась ещё в 1829 г. В силу разных причин работа откладывалась, пока осенью 1830 г. силой обстоятельств Пушкин не оказался запертым в Болдино и у него, наконец, появилось достаточно времени, чтобы закончить весь цикл буквально на одном дыхании. Первоначальный вариант цикла был издан под авторством Белкина. Только в 1834 г. произведения были изданы под подлинным авторством.
(А.С. Пушкин. «Гробовщик». Станционный смотритель». Серия *Народная библиотека*. Петербург, ГИЗ, издание 1919 года)
В соответствии с датировкой писателя повести создавались в следующей последовательности:
- 9.09.30 г. – «Гробовщик»;
- 14.09.30 г. – «Станционный смотритель»;
- 20.09.30 г. – «Барышня-крестьянка»;
- 14.10.30 г. – «Выстрел»;
- 20.10.30 г. – «Метель»
Дата создания предисловия «От издателя» относится к концу октября – началу ноября 1830 г. В нём Пушкин говорит о вымышленном авторе Белкине, который записал эти рассказы и в 1828 г. умер от лихорадки.
Весь цикл вместе с предисловием был издан 24 – 27 сентября 1831 г. в типографии Плюшара тиражом в 2000 экз. Спустя три года после публикации повестей под именем И.П. Белкина, в 1834 г. А.С.Пушкин повторно издал их в своем сборнике прозы под названием «Повести, изданные Александром Пушкиным».
(Николай Пастухов в роли Самсона Вырина, фильм «Станционный смотритель», СССР 1972)
Изложение сюжетной линии
Сюжет повести заключается в кратком пересказе событий упомянутым титулярным советником И.П.П., начинаясь с его рассуждений о тяжелой судьбе станционного смотрителя.
На эту должность назначались лица, занимавшие низшую ступень в табели о рангах, – коллежские регистраторы, обязанности которых состояли в содержании конюшни и небольшого постоялого двора.
В то время передвижение по дорогам осуществлялось исключительно на конной тяге, и станционные служащие вместе с семьями жили при почтовых станциях, где путешественники могли обменять уставших лошадей на свежих, а также перекусить, отдохнуть, при необходимости – переночевать.
Также станционный работник проверял у гостей подорожные – документы, где были указаны данные проезжающего, а также то, куда и откуда он следует. Эта информация переписывалась в специальный журнал. Кратко говоря, почтовая станция была чем-то вроде придорожной гостиницы, а станционный служащий объединял в себе должностное лицо и прислугу.
Зачастую усталые, измотанные долгой и трудной дорогой путники срывали свое недовольство на несчастном коллежском регистраторе. Среди них встречались правительственные курьеры, доставляющие важные сообщения, а также господа высоких чинов и званий.
Каждый требовал от станционного смотрителя обслужить его в первую очередь, как можно быстрее предоставив самую лучшую тройку, и если сталкивались сразу несколько таких требований, бедняге приходилось нелегко.
Встреча рассказчика и смотрителя
Первое знакомство И.П.П. со станционным служащим Выриным происходит в 1816 году, когда молодой чиновник ехал через ***скую губернию на перекладных и остановился на той станции, где служил Самсон.
Путнику хотелось отдохнуть и выпить чаю, и в ответ на просьбу, обращенную к смотрителю, тот позвал свою дочку Дуню и велел приготовить самовар.
На зов вышла 14-летняя девочка, поразившая рассказчика своей красотой, и занялась хлопотами. Отец с гордостью сказал, что Дуня, несмотря на юный возраст, отлично справляется с обязанностями хозяйки, ранее исполняемыми умершей матерью.
Важно! Ожидая чаепития, чиновник рассматривал украшавшие стены избы Самсона Вырина нравоучительные картинки с подписями, содержащими в сокращении историю о непокорном блудном сыне, ушедшем от отца и расточившем наследство, но затем раскаявшемся и вернувшемся в отчий дом. Этот краткий пересказ библейской притчи содержит своеобразный намек на грядущее развитие событий.
Вернувшаяся с самоваром Дуня накрыла на стол, и все трое стали пить чай. Девочка спокойно и охотно отвечала на расспросы молодого человека, разговаривая с ним без малейшего смущения и робости, а отец любовался своей Дуней.
Когда чаепитие наконец закончилось и лошади были готовы, дочка Самсона Вырина вышла проводить И.П.П., и гость, попросив разрешения, поцеловал ее на прощанье. Этот поцелуй надолго сохранился в памяти как самое приятное воспоминание.
Спустя несколько лет титулярный советник вновь проезжал той же дорогой и вспомнил про станционного смотрителя и его дочь. Вероятно, думал он, Дуня давно замужем, а Вырин – старик, или, может быть, его уже нет в живых. Войдя в дом, И.П.П. увидел на стене все те же картинки с сюжетом притчи о блудном сыне, а на кровати – смотрителя.
Он очень изменился, сильно постарел, и было видно, что у него большое горе. Гость поинтересовался, узнал ли его станционный смотритель, и, получив утвердительный ответ, спросил, где сейчас Дуня. «А бог ее знает», – нахмурившись, сказал старик Вырин. На вопрос, замужем ли она, тот не пожелал ответить.
Когда И.П.П. решил угостить Самсона стаканом пунша, станционный смотритель разговорился и рассказал ему печальную историю. Вот как она выглядела в сокращении.
Побег Дуни
Три года тому назад через станцию проезжал молодой гусарский ротмистр Минский. Он очень спешил и, едва войдя, стал гневно кричать на Вырина, требуя лошадей и размахивая нагайкой. Но, увидев вошедшую Дуню, Минский сразу успокоился, решив подождать, пока сменят лошадей, и поужинать.
После ужина Минскому неожиданно стало плохо, он разболелся, и Вырин послал за врачом.
Врач осмотрел его, рекомендовал покой и, приняв плату за визит, удалился. Дуня сидела возле больного, подавая ему лимонад. Через день ротмистр совершенно выздоровел и, собравшись уезжать, предложил Дуне, которая собиралась к обедне, довезти ее до церкви.
Обратно девушка уже не вернулась, и только тут Вырин понял, что болезнь гусара была мнимой – Минский просто решил обольстить юную красавицу и увезти Дуню с собой в Петербург.
С горя отец слег, а когда спустя долгое время поправился, взял отпуск на два месяца и приехал в столицу, надеясь отыскать блудную дочь.
Он пришел в дом Минского и стал просить его вернуть Дуню. Но ротмистр отказался, сказав, что с ним она счастлива, а с отцом будет несчастна и никогда не сможет забыть того, что случилось.
Минский предложил отцу денег, но разгневанный Вырин бросил их на землю и ушел. Стоявший поблизости молодой человек с радостью подхватил ассигнации и, сев на извозчика, умчался прочь.
Собравшись вернуться домой на станцию, Вырин решил в последний раз увидеть дочь Дуню. Выследив, к какому дому поехал Минский на своем экипаже, и, подойдя к кучеру, притворился посыльным, которому поручено отнести записку возлюбленной ротмистра, да вот он позабыл, в какой квартире она живет. Кучер назвал адрес.
Позвонив в дверь, станционный смотритель спросил, здесь ли живет Авдотья Самсоновна, и, несмотря на протесты открывшей дверь горничной, вошел в комнату. Там он увидел Минского, расположившегося в кресле, и свою Дуню в роскошном наряде, сидящую на ручке кресла. Увидев отца, дочь упала в обморок, а Минский с криком выгнал его.
Это интересно! Роман Евгений Онегин: читаем краткий пересказ
Финал истории
Закончив в кратком пересказе эту печальную повесть, старик сказал, что все эти три года думает о судьбе дочери. Скорее всего, Минский прогнал ее, натешившись молодостью и красотой, и теперь Дуня бродит по улицам Петербурга вместе с голью кабацкою.
Уезжая, советник с горечью размышлял об истории Самсона Вырина и его дочери.
Спустя еще некоторое время он вновь вернулся на станцию, но станционного смотрителя Вырина уже не было в живых. В его доме жила семья пиWowара, сын которого проводил И.П.П. на кладбище, показал могилу старого смотрителя и сказал, что летом сюда приходила молодая барыня.
Она приехала в экипаже со служанкой и двумя маленькими барчатами, оставила их возле дома и пошла на кладбище, где долго лежала на могиле. А мальчишке дала пятак серебром.
Публикация произведения
Выход книги был встречен первоначально критикой неоднозначно. Многие современники акцентировали своё внимание на антиромантизме повестей, посвящённых жизнеописанию мелких чиновников, военных, мелкопоместных уездных помещиков. Это и неудивительно, потому что все они привыкли видеть героев Пушкина байроновского характера. Можно сказать, что отношение было довольно посредственное, но и без яркой критики.
Гораздо позже был оценён именно «Станционный смотритель» Достоевским в 1876 г., когда он писал, что «всё у нас идёт от Пушкина и его поворота к народу…». Настоящую популярность и любовь массового читателя повести получили в советские времена, когда произведения Пушкина, в том числе и «Смотритель», издавались миллионными тиражами с хвалебными рецензиями самых именитых писателей.
Сюжет и композиция повести
Это история о простых людях, которые переживают и минуты счастья, и трагедию в своей жизни. Сюжет повести показывает, что счастье для каждого человека своё и что оно иногда скрывается в малом и обычном.
ПовестWowание в произведении идёт от лица титулярного советника, который знал и Дуню, и ее отца. Всего в повести несколько основных героев:
- Рассказчик.
- Дуня.
- Самсон Вырин.
- Минский.
Рассказчик несколько раз проезжал в этих местах и пил чай в доме у смотрителя, любуясь его дочкой. По его словам, всю эту трагическую историю ему поведал сам Вырин. Завязка всей трагической истории происходит в тот момент, когда Дуня тайно убегает из дома с гусаром.
Финальная сцена произведения происходит на кладбище, где теперь покоится Самсон Вырин. Просит прощения у этой могилы и Дуня, которая теперь глубоко раскаивается.
Источник: tiflist.ru