ВСПОМНИТЕ

1. Какую роль играют корни в жизни растений?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. У всех ли растений имеются корни?

Нет, корни есть только у высших растений.

3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Корень имеет более сложное строение. Он служит не только для прикрепления растения к супстрату, но и проводит воду и микроэлементы.

Страница 162. Моя лаборатория

Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Прочитайте в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую — мочковатой.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

Skyrim — Что скрывает КОРЕНЬ НИРНА? ( Секреты 428 )


5. Заполните таблицу в рабочей тетради

Название Тип корневой Особенности строения
растения системы корневой системы

подсолнечник стержневая развит главный корень
щавель
морковь
свекла

ячмень мочковатая главный корень
лук слабо развит
чеснок или рано отмирает

Страница 163

Корневой чехлик и корневые волоски

1. Прорастите семена редиса и зерновки пшеницы.
2. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
3. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочитайте в учебнике, какое они имеют строение и значение.
4. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком 104, зарисуйте и сделайте надписи.
5. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?
6. Сделайте вывод.

2.

3. Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.
Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.

4.

5.

TESV Ч12 Стержневые корни



В обоих случаях это крупные растительные клетки. Под клеточной оболочкой в них находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком, но разная форма клеток. Клетки корневого волоска небольшие, тонкая клеточная стенка, густая цитоплазма, большое ядро, небольшие вакуоли, много митохондрий и протопластов. Клетки кожицы лука крупные, толстая клеточная стенка, цитоплазма разжижжена, крупные вакуоли, ядро не крупное. Корневые волоски включают более вытянутые клетки по сравнению с клетками кожицы лука, таким образом увеличивается их поверхность всасывания.

Читайте также:  Застава сиринга Скайрим где находится

Вывод : все клетки растений имеют сходное строение в связи с выполняемыми ими функциями.

Вопросы

1. Какие функции выполняет корень?

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?

При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок, он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, на-зывают придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие — мочковатыми?

Кор невую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней

4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.

5. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик защищает участок, образованный мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками зоны деления.

6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления располагаетсяна кончике корня. Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается, поэтому этот участок называют зоной деления.

7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Выше зоны деления расположена зона растяжения (роста); здесь клетки вытягиваются и корень растёт в длину.

8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Выше кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков. У многих растений корневые волоски напоминают лёгкий пушок, покрывающий часть корня. Корневой волосок — длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, лейкопласты и вакуоль с клеточным соком.

Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня.

9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания. Именно через зону проведения все впитанные из почвы питательные вещества поступают в стебель и далее к другим частям растения.

ПОДУМАЙТЕ! При выращивании картофеля, томатов и других растений применяют окучивание — присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Зачем это делают?

Чтобы появилось больше боковых корней, при этом улучшится снабжение растений водой и минеральными веществами.

  • Вы здесь:
  • 5 класс
  • Биология
  • ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник
  • ГДЗ ответы к учебнику биология: бактерии, грибы, растения 5 класс, Пасечник
  • ГДЗ ответы к рабочей тетради Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс, Пасечник
  • ГДЗ ответы к учебнику биология 5 класс, Пономарева, Николаев, Корнилова
  • ГДЗ ответы к учебнику Биология — покрытосеменные растения 6 класс, Пасечник
  • ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений
Читайте также:  Скайрим откровенный реплейсер брони cbbe

Источник: gdzotvet.ru

Практическая работа «Строение стержневой и мочковатой корневых систем»

Корень — основной осевой вегетативный орган листостебельных растений. Он представляет собой подземную часть растения и служит для его укрепления в почве и поглощения воды с растворёнными в ней минеральными веществами. В корне образуются многие вещества, влияющие на развитие всего растения, в том числе гормоны роста.

С помощью корня растения могут вегетативно размножаться, кроме того, в корне запасаются питательные вещества. Корень способен долго расти в длину, создавая новые клетки в верхушечной точке роста; он также может разветвляться и формировать корневую систему, обеспечивающую растение водой и питательными веществами; но корень никогда не несёт на себе листья. Под влиянием силы притяжения Земли (гравитации) корень растёт вниз (геотропизм).

Что делать. Рассмотрите корни проростков гороха на различных стадиях развития. Рассмотрите корневую систему взрослого растения гороха.

Сколько корней появляется в начале развития проростка гороха?

Как в дальнейшем идёт формирование корневой системы гороха?

Что делать. В корневой системе взрослого растения гороха найдите главный и боковые корни.

Как называется такая корневая система?

Что делать. Рассмотрите корни проростков пшеницы и корневую систему взрослого растения.

Сколько корней появляется в начале развития корневой системы проростка пшеницы?

Как в дальнейшем идёт формирование корневой системы пшеницы?

Чем отличается развитие корневой системы пшеницы от развития корневой системы гороха?

Что делать. Рассмотрите корневую систему взрослого растения пшеницы. Рассмотрите придаточные корни, отрастающие от нижней части стебля. Найдите боковые корни.

  • Можно ли обнаружить главный корень?
  • Как называется такая корневая система?

Подготовить к отчёту. Зарисовать схемы корневых систем гороха и пшеницы. Подумать над вопросом. В сём сходство и в чём различия корневых систем гороха и пшеницы?

Читайте также:  Скайрим форт морозного мотылька где взять ключ от двери

Источник: biouroki.ru

§ 2. Виды корней и типы корневых систем — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

§ 2. Виды корней и типы корневых систем - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

bio-geo.ru

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

Рассмотрим корневые системы моркови, свеклы, репы, пшеницы и лука. Корни репы, моркови и свеклы похожи на толстый стержень, а корни лука и пшеницы — на сильно разветвленный куст, выделить главный корень у этих растений невозможно.

2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.

  • Стержневыми корневыми системами называют корневые системы, в которых сильно развит главный корень.
  • Мочковатыми корневыми системами называют корневые системы, в которой сильно развиты придаточные и боковые корни, а главный корень либо менее развит, либо быстро отмирает.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

Морковь, свекла, репа.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.

  • Двудольные: морковь, репа и свекла.
  • Однодольные: лук и пшеница.

6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Мочковатая

Хорошо развиты боковые и придаточные корни

Хорошо развиты боковые и придаточные корни

Сильно развит главные корень

Вывод:

Для стержневой системы характерно наличие сильно развитого главного корня и неразвитость боковых и придаточных корней. Для мочковатой корневой системы наоборот характерна неразвитость (или быстрое отмирание) главного корня и мощная система боковых и придаточных корней.

10. Какой агроприём изображён на рисунке? С какой целью его применяют? Есть ли у вас опыт его применения?

§ 2. Виды корней и типы корневых систем - Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

На рисунке изображен метод окучивание, точнее окучивание картошки. Окучивание применяют для улучшения условий роста боковых и придаточных корней. Этот метод позволяет существенно увеличить урожай растений, имеющих мочковатую корневую систему: картофеля, кукурузы, томатов, капусты и т.д.

На даче у бабушки я видел, как мой дедушка окучивал картошку и даже помогал ему в этой работе. Дедушка рассказал, что если картошку вовремя окучивать, то урожай с каждого куста будет больше, а каждая картофелина вырастет крупнее.

11. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.

Источник: bio-geo.ru