Этот материал с 1996 года был многократно перепечатан в разных изданиях.

Небольшая справка о старице:

Блаженная Пелагея родилась в селе Захарово Захаровского района Рязанской области в 1890 году. Она была слепенькая от рождения, и уже в 3-х летнем возрасте Господь дал ей дар прозорливости. Очень много людей получили от прозорливой девицы Пелагеи назидательных наставлений и предупреждений, хотя здесь я покажу очень малую часть. Умерла блаженная праведница и великая подвижница и молитвенница Пелагея Рязанская слепенкая в 1966 году.Блаженная была великой молитвенницей и постницей. . [more]

Когда ей надо было чего-нибудь узнать или за кого-либо попросить, она всю ночь молилась преп. Серафиму Саровскому, и святой помогал ей.

Сейчас приведу некоторые ее предсказания.
1. В последние времена на каждого христианина будет сто и более колдунов! О, какая страсть!
2. Прозорливая девица Пелагея предупреждала: к киоскам книжным и газетным близко не подходите! Сколько же книг чародейных и колдовских под руководством евреев выпускают во всем мире?! Скоро и у нас грудами будут лежать!

SKYRIM Безумный ум, таз Пелагия и я


3. В последние времена народ весь будет больной, какая будет смертность! Всё за то, что народ не будет крестом креститься! Болезней от Бога не будет! Делайте для себя вывод.
4. Бабушка Пелагея прозорливая говорила, что придет время, когда будет великое множество больных раком головы; говорила, что без головного убора женщина не должна ходить. Недопустимо ношение масок или искажение образа Божия в лице, нахождение идолов и собак в доме, разные гадания и обаяния. Она сказала, что таким матушкам предстоит страшное! В аду есть специальное место для таких матушек.
5. Ещё она говорила, что женская помада часто содержит собачий жир. Если дом освящён — поселяется Господь, а если допустили собаку в дом — благодать Святаго Духа уходит. У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию!
6. Ещё в молодости я хотел стать священником. Но прозорливая Поля не благословила меня принимать сан. Она сказала, что надвигается на нас такое время, в которое будет невозможно соблюдать ни монашеские, ни священнические обеты; что если рукоположишься, тогда не спасёшься!
Поэтому в мой адрес Пелагея сказала: на десять вёрст от священника (т.е. от сана)! А сам трудись, да и молись усердно, не только днем, но и ночью. Ночью сначала немного, а потом — много. Скоро печать антихриста!
7. Блаженная Пелагея Рязанская говорила о последних временах много. Будет большая скорбь, когда слуги антихриста будут лишать верующих пищи, работы, пенсии. Будет стон, плач и многое другое. Многие будут помирать. Пищи не будет, воды не будет, жара несказанная, угрызения зверьми, на каждом шагу будут удавленники висеть.

Нужно много молиться, чтобы не дожить до тех ужасных дней, а особенно читать Акафист святым семи отрокам Ефесским.
8. Большинство людей в мире с голодухи примут от антихриста печать, очень мало кто не пожалеет. Эта печать навсегда запечатает принявших её для благодати покаяния, то есть они не смогут никогда покаяться и пойдут в ад! Пищи для принявших печать хватит у антихриста только на шесть месяцев, и тогда начнется у них великая скорбь. Они начнут искать смерть и не найдут! — говорила слепенькая Пелагея Рязанская.

Гайд на Skyrim. Прохождение квеста «Безумный ум»!


9. Блаженная пелагея говорила, что Русский народ будут душить всеми средствами. А адвентистам — сатанинской вере — зелёную улицу! В нашей стране будет столько самоубийств! Всё ещё впереди. Голод, а при голоде — людоедство!

Война, а затем выбирать антихриста.
10. Приложите все попечение, чтобы Господь избавил от Содомского греха. Сатана даст команду срамить этим грехом особенно духовенство и монашество. Об этом грехе Пелагея слепенькая много говорила, но я тогда не знал значение этого слова. Он будет распространен в больших масштабах, это — мужеложство!
11. Прозорливая девица Пелагея говорила, что все зло, которое будет сосредоточено в России, сметут китайцы. Горько она плакала о России: что с ней будет, какие её постигнут беды!
12. Что будет с Москвой? — В один миг под землю. Что с Санкт-Петербургом? — Так будет называться море. А Казань? — Море — говорила Пелагея, что ей было показано.
13. Ангел Господень известил великую подвижницу Пелагею о том, что к ней через шесть часов явится душа Ленина. Ангел предупредил её о том, что вид его таков, что всякий, если неожиданно увидит, то от страха и ужаса — сразу смерть. Она шесть часов пламенно молилась на коленях и клала поклоны, чтобы Господь укрепил и отвел неминуемую смерть.
Душа Ульянова сказала Пелагее, что ей тошно, жарко, и просила помощи: только ты всё обо мне знаешь, ты можешь помочь!
Блаженная Пелагея ответила, что может попросить Господа воскресить его на три дня, чтобы он рассказал всему миру, что такое ад, и покаялся в содеянном публично. Тогда Бог его помилует. Но Ленин захихикал и сказал -нет! А затем он исчез.
13. Что будет твориться на русской земле?! Какая скорбь надвигается на нас впереди?! -говорила прозорливая девица Пелагея. — Чародейство охватит всю Россию.
14. Сейчас Петербург стал логовище сатанинское. Столько завели в нём чародейства, что провалится и образуется на этом месте море. Как его назовут.
15. Казань и другие города будут в недрах земли. — говорила праведница Пелагея прозорливая.
16. Ей было свыше открыто, что в конце времен останется на белом свете только семь храмов, семь святилищ! Господь Сам будет беречь их до Второго Своего Пришествия. То есть они будут стоять твердо в правой вере. А в других местах будут так избивать, что еле жива останешься. Будет тогда особая жестокость над верующими, такая, что даже святые отцы не могли описать!

Вот тогда и приезжайте в Зарайск.
17.Безучастность духовенства к окружающим, равнодушие к происходящему и другие страшные слова говорила мне подвижница Пелагея о священниках. Я от её слов входил в ужас, даже вступал с ней в спор. Но она мне сказала твердо: слушай и молчи, а то вменится тебе в грех, и Господь не простит.

18. Много раз повторяла Божия угодница Пелагея:
1. Богатые священники распяли Господа!
2. Богатые священники свергли Царя!!
3. Богатые священники приведут нас к антихристу.
19. Пелагея предсказывала, что народ скоро не будет знать, как молиться, и не будет молиться. Она говорила, что скоро будет всемирная вера, и что наше духовенство для неё будет восстанавливать и готовить храмы! Сказала, что архиереи разрешат проповедовать у нас адвентистам седьмого дня, которые ад винтят и отрицают Животворящий Крест! Вот какая цель будет у нашего духовенства: открыть все двери антихристу.
Блаженная девица Пелагея говорила, что раньше Церковь готовила народ для рая, а сейчас — для ада! Священство и народ не знают, как перекреститься. Сделано всё умышленно! Большинство духовенства не имеют разума, Бога и народ не любят. Всё сделано священством, чтобы народ молился небрежно, кое-как, хотя вся сила в крестном знамении!
Священники подают пример народу — как жить без крестного знамения, говорила Пелагея слепенькая. Тем самым они предают народ сатане. Да и сколько тяжких грехов в народе?! А они молчат! Исключение — редкость.
Даже духовные заведения готовят священников для ада! Что, скажите, может быть страшнее?! Она говорила мне, что богатое духовенство всегда оправдывается без стыда и совести на её слова. Из кожи вон лезут, говорят, что они хорошие.
Нынешнее священство — всем бедам беда -говорила блаженная Пелагея Рязанская. Однажды Прасковья Семёновна застала плачущим своего племянника — преподобного Серафима Саровского. И он своей тётке всё объяснил. Его ответ потом был напечатан в третьем томе Настольной книги священнослужителя:
К пришествию антихриста христиане из-за священников не будут понимать истинного Христова учения — говорила блаженная Пелагея Прозорливая.
20. Блаженная Пелагея предсказывала, что в последние времена будет повышение пенсии, и объясняла, что это — к скорому приходу антихриста.
21. Первосвященники при помощи помещиков свергли царя — говорила Пелагея Рязанская. За это их постигло кровь, мучения, смерть. Их судьба за гробом — огонь вечный. Скажете: Неправда?! Да, правда!

Читайте также:  Skyrim se элисиф реплейсер

Священство долго рубило тот сук, на котором сидело, и поэтому, — говорила блаженная Пелагея,- великое множество духовенства приняли страшные мучения, и, несмотря на мученическую кончину, отправились в ад! Ведь они освобождали от Помазанника Божия земной престол — для антихриста. Христиане, сделайте себе вывод.

Наставляйте друг друга, назидайте один другого — это слова Апостола (1 Фео. 5;11, Евр. 3;11, 10;25).
22. Праведница Божия девица Пелагея говорила, что можно спасти Россию от антихриста, что всё в руках патриарха и архиереев, но они — за безбожную власть!
Представьте себе, — говорила прозорливая Пелагея, — сколько у нас было священников при Царях! Но жизни Истины они не могли найти. Жизнь по Истине, по Христу будет найдена после воскресения из мертвых преподобного Серафима Саровского.
23. Колдуны убили нашего Царя-Батюшку и захватили над нами власть, — говорила слепенькая Пелагея Рязанская, — они под видом немцев, поляков, русских захватили все богатство России, чтобы удушить православный люд, чтобы истребить Церковь.
24. Когда умру, — сказала она, — народится антихрист.
25. Пелагея Рязанская говорила, что Епископы Российской православной Церкви отступят от истины православной веры, не будут верить пророчествам о воскресении России! Для обличения их будет воскрешён из мертвых преподобный Серафим Саровский.
26. Блаженная Пелагея прозорливая предсказывала, что антихрист объявится из Америки. И ему поклонится весь мир, кроме царской православной церкви, которая сначала будет в России! А потом Господь подаст своему малому стаду победу над антихристом и его царством.
27. И, наконец, последнее ее предсказание:
Пелагия Рязанская указывала, что антихрист во всем мире будет царстWowать 8 месяцев до того момента, как Господь Бог откроет в России Своего Избранника – Царя-победителя
Рассудите сами.

Это предсказание Вы найдете в «Воспоминаниях раба Божия Петра о блаженной старице Пелагеи Рязанской». Записал и составил К. В. П. 1996, Крестовоздвижение Текст был напечатан в журнале «Жизнь вечная» N 18 за 1996 г.

Источник: terrao.livejournal.com

Пелагия Антиохийская: пять правил спасения от преподобной

Любительница дорогих украшений и ярких нарядов, обласканная вниманием мужчин и завистью подруг, она взошла по пути от стяжания красоты телесной к поиску истинного сокровища в своем сердце. Рассказываем о разительных переменах, произошедших в жизни девушки Пелагии, красавицы из Антиохии, ставшей великой христианской святой.

1 (35).jpg

Все можно изменить

Иногда мы опускаем руки в деле спасения души, думая, что нам уже ничто не поможет. «Вот такая я», – вздыхает дама, выбирая движение по течению жизни вместо духовной брани. Конечно, у каждого свой характер и внутренний ресурс, но это не значит, что нужно пустить вопрос о вечной жизни на самотек. Если приходят мысли о Боге, смысле жизни, возникает чувство покаяния или тяга к вере – не нужно от этого отгораживаться мыслями о своей безнадежности в духовном смысле. Всему свое время. Главное – начать и ежедневно, маленькими шажками, приближаться к Богу.

Главное – начать и ежедневно, маленькими шажками, приближаться к Богу

Пелагия Антиохийская была блудницей, имела множество поклонников, заботили ее только украшения, дорогие одежды, шумные пиры и внимание мужчин. Однако и ее принял Господь, а Пелагия, в свою очередь, смогла кардинально изменить образ жизни и достигнуть святости.

Заботьтесь о душе как о теле

Апостол Павел называл тело храмом души, и справедливо: как можно заботиться о душе, если не уделяешь должного внимания телу? Наверное, в случае с монахом, избравшим отстраненность от мирского, такая логика понятна. Но мирской человек не может не заботиться о своем здоровье и внешнем виде. Кроме того, принцип «внимания телесного» очень хорошо, особенно при его тщательности, можно перенести на заботу о душе. Если мы учимся говорить о вечном современным языком, попробуйте для себя лично (да будет эта практика полезной!) провести параллель между используемыми продуктами бьюти-индустрии и инструментами спасения души.

Между прочим, Илиопольский епископ Нонн так и рассуждал. Он приехал на Собор в Антиохию, вышел после службы на проповедь и заметил группу молодых людей, среди которых была потрясающе красивая Пелагия. Все отвернулись, а Нонн смотрел и восхищался. Знаете, что он сказал? «Разве не понравилась вам красота этой женщины и ее наряд? А я многому научился от нее.

Она поставила своей целью нравиться людям, и, как вы думаете, сколько часов употребила она на украшение себя, на заботу, чтобы показаться красивее других женщин в глазах своих почитателей ? Н а Страшном Суде ею осудит нас Господь, потому что мы, имея на Небе бессмертного Жениха, пренебрегаем состоянием своей души. С чем мы предстанем перед Ним?»

2 (32).jpg

Обличайте и воодушевляйте себя

Духовная жизнь может начинаться с двух маршрутов, которые впоследствии переплетаются: самообличения и самовоодушевления. Первое приходит при осознании собственных грехов. Открывая в себе духовные несовершенства, происходит процесс очищения и понимания, что есть подлинная ценность жизни.

Но пребывать в состоянии укорения себя нон-стоп далеко не всегда полезно, особенно новоначальным. Христос ведь Свою знаменитую проповедь наполнил словами о блаженстве, о высшей форме счастья. И логика такова, что покаяние, то есть очищение от греха, приближает нас к тому самому счастью, о котором полезно размышлять, и давать заряд энергии тем, кто рядом.

Покаяние, то есть очищение от греха, приближает нас к счастью

Епископ Нонн, увидев тогда на площади Пелагию, целую ночь молился о ней. Вскоре она, ведомая невидимой силой, пришла на службу, увидела бездну грехов, пришла к Нонну и попросила крестить ее. «Грехи мои многочисленнее песка морского, и не достанет воды в море, чтобы омыть мои скверные дела», – сокрушалась Пелагия. А что Нонн? Пообещал ад вчерашней блуднице и первой красавице Антиохии? Нет, он утешил девушку, посоветовав уповать на милосердие Божие, чтобы не впасть в уныние.

Молитва о человеке – это прекрасно. Но как существа телесные мы испытываем нужду в необходимости удовлетворять базовые биологические потребности. И нехватка питания, денег, должного лечения очень серьезно бьет по качеству жизни, особенно так называемых незащищенных слоев общества. Христиане же, подражая Спасителю, всегда были образцом милосердия и человеколюбия.

Читайте также:  Скольких детей можно усыновить в Скайриме

И делали добро каждому нуждающемуся, как если бы это был Сам Спаситель. Не пренебрегайте милостыней, в каком бы объеме или форме она ни была преподана просящему или тому, кто по скромности не просит, но по-настоящему нуждается.

Когда Пелагия крестилась, то принесла все свои сбережения епископу Нонну. Архиерей посоветовал девушке раздать все накопления нищим со словами: «Пусть будет умно потрачено худо собранное».

Пост и молитва – наше все

Для верующего человека эта формулировка не является откровением, а сомневающийся может открыть для себя целый мир, встретившись с искусством «воздержания от зла» (постом) и «разговором с Богом» (молитвой). Первый навык позволяет познать себя, увидеть духовные несовершенства, научиться понимать силу и степень их влияния на себя, а со временем и при помощи Божией обуздать буйство страстей. Молитва же есть первое дело веры, потому как дает возможность разговаривать с Господом, получать от Него благодать для полноценной жизни и идти путем спасения души.

3 (29).jpg

Пелагия Антиохийская, приняв крещение и раздав имущество, решила начать новую жизнь. Перемены были настолько радикальными, что она удалилась в монастырь, затем затворилась в своей келье на Елеонской горе, где провела годы в строгом покаянии, посте и молитве. А сегодня мы молимся преподобной Пелагии о ее ходатайстве за нас пред Богом в деле спасения наших душ.

Источник: monastery.ru

Пелагианство

Пелагиа́нство — ере­ти­че­ское учение, свя­зан­ное с именем и воз­зре­ни­ями ере­тика Пела­гия, рас­про­стра­нив­ше­еся в V в. на Западе, состо­яв­шее, в част­но­сти, в отри­ца­нии под­вер­жен­но­сти людей скверне пер­во­род­ного греха как резуль­тата гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей, мини­ми­зи­ро­ва­нии зна­чи­мо­сти роли Боже­ствен­ной бла­го­дати (в пра­во­слав­ном зна­че­нии этого слова) или даже в отри­ца­нии необ­хо­ди­мо­сти бла­го­дат­ной помощи чело­веку в деле его духовно-нрав­ствен­ного совер­шен­ства, в деле спа­се­ния (осуж­дено III Все­лен­ским Собо­ром).

Согласно одной точке зрения, Пела­гий был мона­хом, а согласно другой — миря­ни­ном, кото­рый вел аске­ти­че­ский образ жизни. По разным оцен­кам, он про­ис­хо­дил из Бри­та­нии или Шот­лан­дии. Прибыв (ок. V – нач.

V в.) в Рим, Пела­гий столк­нулся с мас­со­выми нару­ше­ни­ями Боже­ствен­ных запо­ве­дей рим­скими хри­сти­а­нами, оправ­ды­вав­шими свою нрав­ствен­ную рас­пу­щен­ность духов­ной немо­щью, как след­ствием паде­ния чело­века, в силу чего они-де и неспо­собны про­ти­во­сто­ять греху. Такой подход к само­оправ­да­нию не соот­вет­ство­вал учению Церкви, кото­рая хотя и утвер­ждает, что чело­век не в состо­я­нии избав­ляться от гре­хов­но­сти и стя­жать пра­вед­ность исклю­чи­тельно соб­ствен­ными силами, однако наста­и­вает, что он может и должен делать это в сора­бот­ни­че­стве с Богом, при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати. Воз­ра­жая же оппо­нен­там, Пела­гий, вместо того чтобы встать на пози­цию Церкви, впал в край­ность и стал учить тому, что грех пре­одо­лим для чело­века при усло­вии, что сам чело­век желает не гре­шить. При этом он пре­воз­нес личные воз­мож­но­сти чело­века и обанк­ро­тил зна­чи­мость бла­го­дати (в хри­сти­ан­ском пони­ма­нии слова).

Бого­сло­вие

В совре­мен­ном науч­ном пони­ма­нии под пела­ги­ан­ством под­ра­зу­ме­ва­ется система ере­ти­че­ских взгля­дов, близ­кая к системе взгля­дов Пела­гия, однако не во всех своих ком­по­нен­тах и эле­мен­тах соот­вет­ству­ю­щая ей с деталь­ною точ­но­стью. Что каса­ется личных воз­зре­ний Пела­гия, в зна­чи­тель­ной мере они отра­жены в его сочи­не­ниях: Тол­ко­ва­ния на посла­ния апо­стола Павла, Посла­ния к Демет­ри­аде, к Целан­тии, к Кте­си­фону, Книжка о вере к папе Инно­кен­тию, Книга о хри­сти­ан­ской жизни, Посла­ние о дев­стве; а также сохра­нив­ши­еся частично: («О вере в Троицу», «Избран­ные места из Боже­ствен­ных Писа­ний», «Защи­ти­тель­ная записка», «О при­роде», «О сво­бод­ном выборе», Посла­ние к Лива­нии). Кроме того, отча­сти воз­зре­ния Пела­гия отме­чены в бого­слов­ских про­из­ве­де­ниях и доку­мен­тах, направ­лен­ных на раз­об­ла­че­ние его лже­уче­ния.

В рамках пела­ги­ан­ства, грех, совер­шен­ный Адамом (и Евой) в раю (то есть по выра­же­нию бла­жен­ного Авгу­стина, пер­во­род­ный грех), рас­смат­ри­ва­ется как его (их) личный грех, но не как грех, след­ствием кото­рого яви­лась повре­жден­ность чело­ве­че­ского есте­ства, в резуль­тате чего все потомки первой чело­ве­че­ской четы (исклю­че­ние – Гос­подь Иисус Хри­стос) стали рож­даться склон­ными ко злу, и в резуль­тате чего чело­век стал смерт­ным. Согласно пела­ги­ан­ству, вли­я­ние греха Адама на его потом­ков можно усмат­ри­вать в том отно­ше­нии, что он послу­жил для них нега­тив­ным при­ме­ром.

Что каса­ется пела­ги­ан­ской пози­ции отно­си­тельно при­чины смерт­но­сти чело­века: чело­век изна­чально был создан смерт­ным. Это озна­чает, что все люди рож­да­ются духовно здо­ро­выми, в том состо­я­нии, в кото­ром пре­бы­вал Адам до гре­хо­па­де­ния. Людям трудно тво­рить добро потому, что они при­выкли совер­шать грехи.

Телес­ная смерть не явля­ется послед­ствием греха и суще­ство­вала бы даже если Адам не согре­шил. Слова Писа­ния о смерти как о нака­за­нии за грех сле­дует пони­мать в смысле смерти духов­ной, кото­рой чело­век может избе­жать путем рас­ка­я­ния в своих личных грехах и упраж­не­ния в доб­ро­де­тели. Доб­ро­де­тель­ная жизнь нахо­дится исклю­чи­тельно (или почти исклю­чи­тельно) во власти чело­века.

Поня­тие «бла­го­дать» пред­став­лено в пела­ги­ан­стве иначе, чем в веро­уче­нии Церкви: не только как энер­гия Божья, но, в част­но­сти, и как особые дары Божьи, такие, напри­мер, как разум и сво­бод­ная воля (есте­ствен­ная бла­го­дать). Согласно пела­ги­ан­ству, в Таин­стве Кре­ще­ния ново­про­све­щен­ному хри­сти­а­нину отпус­ка­ются уже совер­шен­ные личные грехи. При этом не отри­ца­ется и целе­со­об­раз­ность кре­ще­ния мла­ден­цев, ещё не совер­шив­ших личных грехов, так как новое рож­де­ние дару­ется им для того, чтобы они смогли войти в Цар­ство Небес­ное.

Кроме того, пела­ги­ан­ская пози­ция порож­дала про­блемы в соте­рио­ло­гии: исходя из поло­же­ний пела­ги­ан­ства о непод­вер­жен­но­сти потом­ков Адама пер­во­род­ному греху, о воз­мож­но­сти чело­века дости­гать нрав­ствен­ного совер­шен­ства путем личных усилий (без осо­бого содей­ствия Божия), нельзя объ­яс­нить целе­со­об­раз­ность Вопло­ще­ния, Крест­ных Стра­да­ний и смерти Сына Божия так, как это объ­яс­ня­ется в рамках учения Церкви. В среде пела­гиан были попу­лярны тво­ре­ния свт. Иоанна Зла­то­уста, кото­рый дей­стви­тельно при­да­вал боль­шое зна­че­ние теме личной ответ­ствен­но­сти чело­века за грех, однако ссылки на его поуче­ния со сто­роны пела­гиан отнюдь не дока­зы­вали истин­но­сти их лже­уче­ния.

Исто­рия

Исто­рия пела­ги­ан­ства нача­лась в Риме, где Пела­гий, по неко­то­рым оцен­кам, дей­ство­вал с 70 гг. IV в., и где он при­об­рел мно­же­ство после­до­ва­те­лей, среди кото­рых одним из наи­бо­лее ярких был Целе­стий. На рубеже IV и V вв.

Риме при них собрался кружок еди­но­мыш­лен­ни­ков, в кото­рый также входил некий Руфин Сириец, воз­можно ока­зав­ший вли­я­ние на взгляды Пела­гия. В это время они начали вести бого­слов­ские дис­кус­сии, в том числе заоч­ные, с бла­жен­ным Авгу­сти­ном, самым извест­ным про­тив­ни­ком пела­ги­ан­ства, создав­шим в поле­мике с ним свое извест­ное, хотя и спор­ное учение о пред­опре­де­ле­нии. Сам Авгу­стин рас­ска­зы­вал о том, что особое непри­я­тие Пела­гия вызвала его цитата из книги «Испо­ведь»: «Дай то, что пове­ле­ва­ешь и пове­ле­вай, что хочешь». В ней Пела­гий усмот­рел отри­ца­ние учения о сво­бод­ной воле чело­века. В это время Пела­гий уже был вынуж­ден защи­щать свои бого­слов­ские идеи, кото­рые наи­бо­лее полно выра­зил в сочи­не­нии «О при­роде».

В 410‑х гг. Пела­гий и Целе­стий поки­нули Рим из-за опас­но­сти со сто­роны готов. В Латин­ской Африке Пела­гий встре­чался с Авгу­сти­ном, но вскоре отпра­вился в Иеру­са­лим, тогда как Целе­стий остался в Кар­фа­гене, желая стать пре­сви­те­ром.

Здесь он про­дол­жил свою про­по­ведь, вызвав сопро­тив­ле­ние диа­кона Пав­лина, пред­ста­ви­теля Медио­лан­ской церкви, кото­рый подал епи­скопу Кар­фа­ген­скому Алипию жалобу, содер­жа­щую набор ере­ти­че­ских мнений Целе­стия. В 411 г. там же в Кар­фа­гене состо­ялся цер­ков­ный суд над Целе­стием, в резуль­тате кото­рого он был лишен цер­ков­ного обще­ния.

Читайте также:  Вылетает Скайрим после удаления мода

Целе­стий объ­явил о своем жела­нии апел­ли­ро­вать к рим­скому папе, однако вместо этого уехал на Восток, где принял пре­сви­тер­скую хиро­то­нию в Эфесе и про­дол­жил рас­про­стра­не­ние своих взгля­дов. Воз­можно, в это время он под­дер­жи­вал связь с нахо­див­шимся в Пале­стине Пела­гием. В разных концах Импе­рии стали появ­ляться группы их сто­рон­ни­ков. Бла­жен­ный Авгу­стин не при­сут­ство­вал на суде над Целе­стием, однако подробно про­ком­мен­ти­ро­вал рас­смот­рен­ные там поло­же­ния веры по просьбе кар­фа­ген­ского чинов­ника Мар­цел­лина в обра­щен­ном к нему сочи­не­нии в трех книгах.

28 июля 415 г. в Пале­стине по ини­ци­а­тиве бла­жен­ного Иеро­нима, кри­ти­ко­вав­шего учение о том, что чело­век может жить без греха, если захо­чет этого, под пред­се­да­тель­ством Иоанна Иеру­са­лим­ского состо­ялся собор против Пела­гия. В соборе также участ­во­вал пред­ста­ви­тель бла­жен­ного Авгу­стина Орозий.

Пела­гию уда­лось оправ­даться, при­знав тезис, что чело­век может быть без греха при помощи Бога, однако Орозий обви­нил при­сут­ство­вав­шего пере­вод­чика в невер­ной пере­даче слов Пела­гия. В декабре того же года против Пела­гия высту­пали галль­ские епи­скопы Герос Аре­лат­ский и Лазарь Акв Сек­сти­е­вых.

На соборе в Диосполе (Лидде) Пела­гию было предъ­яв­лено 29 тези­сов, состав­лен­ных при помощи этих епи­ско­пов. Взгляды, сфор­му­ли­ро­ван­ные в этих тези­сах, при­над­ле­жали как самому Пела­гию, так и Целе­стию.

Пела­гий был не скло­нен открыто изла­гать на соборе свои взгляды на при­роду бла­го­дати и смысл Таин­ства Кре­ще­ния, а те поло­же­ния, в автор­стве кото­рых его обви­няли, реин­тер­пре­ти­ро­вал таким обра­зом, чтобы они могли быть при­няты участ­ни­ками собора как пра­во­слав­ные. Отве­чать за те поло­же­ния, кото­рые при­над­ле­жали не ему, а Целе­стию он отка­зался, но ана­фе­мат­ство­вал в этих тези­сах все то, что вызы­вало непри­я­тие участ­ни­ков собора.

Таким обра­зом Пела­гий избе­жал осуж­де­ния, что вызвало непри­я­тие со сто­роны бла­жен­ного Авгу­стина и его сто­рон­ни­ков, кото­рые стали доби­ваться рас­смот­ре­ния взгля­дов Пела­гия в Риме. В каче­стве под­го­то­ви­тель­ных меро­при­я­тий в 416 г. были про­ве­дены соборы в Кар­фа­гене и Милеве, где Пела­гий и Целе­стий были осуж­дены как ере­тики на осно­ва­нии обви­ни­тель­ной записки галль­ских епи­ско­пов.

Папа Инно­кен­тий I 27 января 417 г. при­знал это реше­ние, сооб­щив о про­чте­нии сочи­не­ния Пела­гия «О при­роде» и отме­тив, что пела­ги­ане не при­знают учение о испра­ши­ва­е­мой в молит­вах и еже­дневно пода­ва­е­мой бла­го­дати и отри­цают необ­хо­ди­мость кре­ще­ния для спа­се­ния мла­ден­цев. Пела­гий отпра­вил в Рим апел­ля­цию, кото­рая была достав­лена в туда уже после смерти папы Инно­кен­тия (папой после него стал Зосима).

Также в Рим лично прибыл Целе­стий, изгнан­ный в резуль­тате пап­ского реше­ния епи­ско­пом Атти­ком из Кон­стан­ти­но­поля. Папа Зосима добился от Целе­стия при­зна­ния осуж­де­ния всех поло­же­ний, при­знан­ных Инно­кен­тием ере­ти­че­скими, после чего принял его в обще­ние с Цер­ко­вью, о чем и сооб­щил афри­кан­ским епи­ско­пам в письме от 21 сен­тября 417 г. Пела­гий был оправ­дан заочно на осно­ва­нии своей апел­ля­ции, в кото­рой он касался основ­ной тема­тики споров пре­дельно кратко, что давало воз­мож­ность как пра­во­слав­ного, так и пела­ги­ан­ского тол­ко­ва­ния его взгля­дов.

Это спо­соб­ство­вало рас­про­стра­не­нию пела­ги­ан­ства, кото­рое в это время стал испо­ве­до­вать такой извест­ный сто­рон­ник данной ереси, как Юлиан Эклан­ский. Афри­кан­ские епи­скопы не согла­си­лись с этим реше­нием, под­твер­див осуж­де­ние в 417 г. на соборе в Кар­фа­гене, добив­шись изгна­ния пела­гиан из Рима указом импе­ра­тора Гоно­рия и, нако­нец, созвав 1 мая 418 г. в Кар­фа­гене пред­ста­ви­тель­ный собор более чем 200 епи­ско­пов, издав­ший 9 анти­пе­ла­ги­ан­ских кано­нов, из кото­рых каноны 1–3 были направ­лены против непри­зна­ния учения о пер­во­род­ном грехе, 4–6 — против отри­ца­ния необ­хо­ди­мо­сти бла­го­дати для совер­ше­ния добрых дел и све­де­ния ее зна­че­ния к науче­нию вере и пра­вед­но­сти, 7–9 — против точки зрения, согласно кото­рой суще­ствуют «без­греш­ные» святые.

Эти каноны вошли в запад­ные и восточ­ные кано­ни­че­ские сбор­ники. Исклю­че­ние соста­вил опу­щен­ный соста­ви­те­лями сбор­ни­ков 3 канон, в кото­ром осуж­да­лось учение о некоем сред­нем состо­я­ние некре­ще­ных мла­ден­цев. Вскоре после собора папа Зосима изме­нил свою пози­цию. В 419 г. бла­жен­ный Авгу­стин в сочи­не­нии «О бла­го­дати Хри­сто­вой и пер­во­род­ном грехе» подвел итог этому этапу поле­мики с пела­ги­а­нами. Однако его соб­ствен­ное учение о бла­го­дати, сло­жив­ше­еся в ходе пела­ги­ан­ских споров, также вызвало недо­уме­ние многих совре­мен­ни­ков, из-за чего дис­кус­сии про­дол­жи­лись.

Группа ита­лий­ских епи­ско­пов во главе с Юли­а­ном Эклан­ским не согла­си­лась с реше­нием папы Зосимы. Они про­дол­жали счи­тать нынеш­нюю при­роду чело­века благой и обла­да­ю­щей само­сто­я­тель­ной спо­соб­но­стью совер­шен­ство­ваться.

Юлиан, не раз­де­ляя во всей пол­ноте взгляды Целе­стия, при­зна­вал вза­и­мо­дей­ствие сво­бод­ной воли чело­века и бла­го­дати Бога в деле спа­се­ния и согла­шался с необ­хо­ди­мо­стью кре­ще­ния мла­ден­цев, однако кри­ти­ко­вал и учение Авгу­стина о пер­во­род­ном грехе и его точку зрения, согласно кото­рой кре­ще­ние мла­ден­цев совер­ша­ется также как и у взрос­лых во остав­ле­ние грехов. Также в ходе поле­мики Юлиан обви­нял Авгу­стина в том, что тот счи­тает закон­ный хри­сти­ан­ский брак делом диа­вола. Юлиан Эклан­ский высту­пал с обви­не­ни­ями и против Рим­ской кафедры, поэтому новый папа Бони­фа­ций обра­тился к Авгу­стину с прось­бой отве­тить Юлиану. В резуль­тате между ним и Юли­а­ном начался заоч­ный спор, про­дол­жав­шийся до смерти Авгу­стина. В этот период были напи­саны сочи­не­ния Авгу­стина «Против двух писем пела­гиан», «О браке и вожде­ле­нии», «Против Юлиана», «Неза­вер­шен­ный труд против вто­рого ответа Юлиана», содер­жа­щие подроб­ный разбор трудов Юлиана.

В Латин­ской Африке письмо Авгу­стина пре­сви­теру Сиксту (буду­щему папе) вызвало недо­уме­ние адру­мет­ских мона­хов. В нем они уви­дели про­ти­во­ре­чие с пред­став­ле­нием о необ­хо­ди­мо­сти подвиж­ни­че­ской жизни для спа­се­ния, однако в итоге удо­вле­тво­ри­лись дан­ными в даль­ней­шем пояс­не­ни­ями Авгу­стина.

Оппо­зи­ция Авгу­стину и защи­щав­шему его пози­цию Про­сперу Акви­тан­скому сло­жи­лась в мона­ше­ской среде Галлии. Именно эти участ­ники спора из числа мона­хов полу­чили в даль­ней­шем назва­ние «полу­пе­ла­гиан», кото­рое по тра­ди­ции упо­треб­ля­ется до сих пор. В мона­стыре св.

Вик­тора в Мар­селе про­из­ве­де­ние Авгу­стина «Об упреке и бла­го­дати» было вос­при­нято как изло­же­ние мани­хей­ского учения о доброй и злой при­ро­дах. Насто­я­тель этой общины, Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин, был про­тив­ни­ком пела­ги­ан­ства, ука­зы­вая на сов­па­де­ние его с несто­ри­ан­ством во взгляде на Иисуса Христа как на про­стого чело­века, явив­шего пример совер­шен­ство­ва­ния. Он при­зна­вал суще­ство­ва­ние пер­во­род­ного греха и необ­хо­ди­мость для спа­се­ния внут­рен­него воз­дей­ствия бла­го­дати, но отвер­гал ради­каль­ные взгляды Авгу­стина о том, что все необ­хо­ди­мое для спа­се­ния чело­века явля­ется только резуль­та­том дей­ствия бла­го­дати.

В 428 г. Кон­стан­ти­но­поль­ским епи­ско­пом стал осуж­ден­ный впо­след­ствии как еретик Несто­рий. В связи с этим, пела­ги­ане, вклю­чая Юлиана и Целе­стия появи­лись в сто­лице, стре­мясь к вос­со­еди­не­нию с Цер­ко­вью. Несто­рий, хотя и был не вполне согла­сен с их бого­слов­скими взгля­дами, тем не менее всту­пил по этому поводу в пере­писку с папой Целе­сти­ном.

В итоге пела­ги­ане так и не доби­лись при­ня­тия в обще­ние с Цер­ко­вью и были изгнаны из сто­лицы импе­ра­то­ром Фео­до­сием II. Папа же Целе­стин добился осуж­де­ния пела­ги­ан­ства на Тре­тьем Все­лен­ском Соборе на засе­да­ниях под пред­се­да­тель­ством свя­ти­теля Кирилла Алек­сан­дрий­ского. На Западе пела­ги­ане про­дол­жали суще­ство­вать в отдель­ных общи­нах до конца V в. Что же каса­ется взгля­дов на роль бла­го­дати в деле спа­се­ния бла­жен­ного Авгу­стина, то поле­мика отно­си­тельно этих взгля­дов в Галлии про­дол­жа­лась вплоть до 529 г., когда сто­рон­ники бла­жен­ного Авгу­стина одер­жали верх на соборе в Арав­си­оне.

Источник: azbyka.ru