Этот материал с 1996 года был многократно перепечатан в разных изданиях.
Небольшая справка о старице:
Блаженная Пелагея родилась в селе Захарово Захаровского района Рязанской области в 1890 году. Она была слепенькая от рождения, и уже в 3-х летнем возрасте Господь дал ей дар прозорливости. Очень много людей получили от прозорливой девицы Пелагеи назидательных наставлений и предупреждений, хотя здесь я покажу очень малую часть. Умерла блаженная праведница и великая подвижница и молитвенница Пелагея Рязанская слепенкая в 1966 году.Блаженная была великой молитвенницей и постницей. . [more]
Когда ей надо было чего-нибудь узнать или за кого-либо попросить, она всю ночь молилась преп. Серафиму Саровскому, и святой помогал ей.
Сейчас приведу некоторые ее предсказания.
1. В последние времена на каждого христианина будет сто и более колдунов! О, какая страсть!
2. Прозорливая девица Пелагея предупреждала: к киоскам книжным и газетным близко не подходите! Сколько же книг чародейных и колдовских под руководством евреев выпускают во всем мире?! Скоро и у нас грудами будут лежать!
SKYRIM Безумный ум, таз Пелагия и я
3. В последние времена народ весь будет больной, какая будет смертность! Всё за то, что народ не будет крестом креститься! Болезней от Бога не будет! Делайте для себя вывод.
4. Бабушка Пелагея прозорливая говорила, что придет время, когда будет великое множество больных раком головы; говорила, что без головного убора женщина не должна ходить. Недопустимо ношение масок или искажение образа Божия в лице, нахождение идолов и собак в доме, разные гадания и обаяния. Она сказала, что таким матушкам предстоит страшное! В аду есть специальное место для таких матушек.
5. Ещё она говорила, что женская помада часто содержит собачий жир. Если дом освящён — поселяется Господь, а если допустили собаку в дом — благодать Святаго Духа уходит. У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию!
6. Ещё в молодости я хотел стать священником. Но прозорливая Поля не благословила меня принимать сан. Она сказала, что надвигается на нас такое время, в которое будет невозможно соблюдать ни монашеские, ни священнические обеты; что если рукоположишься, тогда не спасёшься!
Поэтому в мой адрес Пелагея сказала: на десять вёрст от священника (т.е. от сана)! А сам трудись, да и молись усердно, не только днем, но и ночью. Ночью сначала немного, а потом — много. Скоро печать антихриста!
7. Блаженная Пелагея Рязанская говорила о последних временах много. Будет большая скорбь, когда слуги антихриста будут лишать верующих пищи, работы, пенсии. Будет стон, плач и многое другое. Многие будут помирать. Пищи не будет, воды не будет, жара несказанная, угрызения зверьми, на каждом шагу будут удавленники висеть.
Нужно много молиться, чтобы не дожить до тех ужасных дней, а особенно читать Акафист святым семи отрокам Ефесским.
8. Большинство людей в мире с голодухи примут от антихриста печать, очень мало кто не пожалеет. Эта печать навсегда запечатает принявших её для благодати покаяния, то есть они не смогут никогда покаяться и пойдут в ад! Пищи для принявших печать хватит у антихриста только на шесть месяцев, и тогда начнется у них великая скорбь. Они начнут искать смерть и не найдут! — говорила слепенькая Пелагея Рязанская.
Гайд на Skyrim. Прохождение квеста «Безумный ум»!
9. Блаженная пелагея говорила, что Русский народ будут душить всеми средствами. А адвентистам — сатанинской вере — зелёную улицу! В нашей стране будет столько самоубийств! Всё ещё впереди. Голод, а при голоде — людоедство!
Война, а затем выбирать антихриста.
10. Приложите все попечение, чтобы Господь избавил от Содомского греха. Сатана даст команду срамить этим грехом особенно духовенство и монашество. Об этом грехе Пелагея слепенькая много говорила, но я тогда не знал значение этого слова. Он будет распространен в больших масштабах, это — мужеложство!
11. Прозорливая девица Пелагея говорила, что все зло, которое будет сосредоточено в России, сметут китайцы. Горько она плакала о России: что с ней будет, какие её постигнут беды!
12. Что будет с Москвой? — В один миг под землю. Что с Санкт-Петербургом? — Так будет называться море. А Казань? — Море — говорила Пелагея, что ей было показано.
13. Ангел Господень известил великую подвижницу Пелагею о том, что к ней через шесть часов явится душа Ленина. Ангел предупредил её о том, что вид его таков, что всякий, если неожиданно увидит, то от страха и ужаса — сразу смерть. Она шесть часов пламенно молилась на коленях и клала поклоны, чтобы Господь укрепил и отвел неминуемую смерть.
Душа Ульянова сказала Пелагее, что ей тошно, жарко, и просила помощи: только ты всё обо мне знаешь, ты можешь помочь!
Блаженная Пелагея ответила, что может попросить Господа воскресить его на три дня, чтобы он рассказал всему миру, что такое ад, и покаялся в содеянном публично. Тогда Бог его помилует. Но Ленин захихикал и сказал -нет! А затем он исчез.
13. Что будет твориться на русской земле?! Какая скорбь надвигается на нас впереди?! -говорила прозорливая девица Пелагея. — Чародейство охватит всю Россию.
14. Сейчас Петербург стал логовище сатанинское. Столько завели в нём чародейства, что провалится и образуется на этом месте море. Как его назовут.
15. Казань и другие города будут в недрах земли. — говорила праведница Пелагея прозорливая.
16. Ей было свыше открыто, что в конце времен останется на белом свете только семь храмов, семь святилищ! Господь Сам будет беречь их до Второго Своего Пришествия. То есть они будут стоять твердо в правой вере. А в других местах будут так избивать, что еле жива останешься. Будет тогда особая жестокость над верующими, такая, что даже святые отцы не могли описать!
Вот тогда и приезжайте в Зарайск.
17.Безучастность духовенства к окружающим, равнодушие к происходящему и другие страшные слова говорила мне подвижница Пелагея о священниках. Я от её слов входил в ужас, даже вступал с ней в спор. Но она мне сказала твердо: слушай и молчи, а то вменится тебе в грех, и Господь не простит.
18. Много раз повторяла Божия угодница Пелагея:
1. Богатые священники распяли Господа!
2. Богатые священники свергли Царя!!
3. Богатые священники приведут нас к антихристу.
19. Пелагея предсказывала, что народ скоро не будет знать, как молиться, и не будет молиться. Она говорила, что скоро будет всемирная вера, и что наше духовенство для неё будет восстанавливать и готовить храмы! Сказала, что архиереи разрешат проповедовать у нас адвентистам седьмого дня, которые ад винтят и отрицают Животворящий Крест! Вот какая цель будет у нашего духовенства: открыть все двери антихристу.
Блаженная девица Пелагея говорила, что раньше Церковь готовила народ для рая, а сейчас — для ада! Священство и народ не знают, как перекреститься. Сделано всё умышленно! Большинство духовенства не имеют разума, Бога и народ не любят. Всё сделано священством, чтобы народ молился небрежно, кое-как, хотя вся сила в крестном знамении!
Священники подают пример народу — как жить без крестного знамения, говорила Пелагея слепенькая. Тем самым они предают народ сатане. Да и сколько тяжких грехов в народе?! А они молчат! Исключение — редкость.
Даже духовные заведения готовят священников для ада! Что, скажите, может быть страшнее?! Она говорила мне, что богатое духовенство всегда оправдывается без стыда и совести на её слова. Из кожи вон лезут, говорят, что они хорошие.
Нынешнее священство — всем бедам беда -говорила блаженная Пелагея Рязанская. Однажды Прасковья Семёновна застала плачущим своего племянника — преподобного Серафима Саровского. И он своей тётке всё объяснил. Его ответ потом был напечатан в третьем томе Настольной книги священнослужителя:
К пришествию антихриста христиане из-за священников не будут понимать истинного Христова учения — говорила блаженная Пелагея Прозорливая.
20. Блаженная Пелагея предсказывала, что в последние времена будет повышение пенсии, и объясняла, что это — к скорому приходу антихриста.
21. Первосвященники при помощи помещиков свергли царя — говорила Пелагея Рязанская. За это их постигло кровь, мучения, смерть. Их судьба за гробом — огонь вечный. Скажете: Неправда?! Да, правда!
Священство долго рубило тот сук, на котором сидело, и поэтому, — говорила блаженная Пелагея,- великое множество духовенства приняли страшные мучения, и, несмотря на мученическую кончину, отправились в ад! Ведь они освобождали от Помазанника Божия земной престол — для антихриста. Христиане, сделайте себе вывод.
Наставляйте друг друга, назидайте один другого — это слова Апостола (1 Фео. 5;11, Евр. 3;11, 10;25).
22. Праведница Божия девица Пелагея говорила, что можно спасти Россию от антихриста, что всё в руках патриарха и архиереев, но они — за безбожную власть!
Представьте себе, — говорила прозорливая Пелагея, — сколько у нас было священников при Царях! Но жизни Истины они не могли найти. Жизнь по Истине, по Христу будет найдена после воскресения из мертвых преподобного Серафима Саровского.
23. Колдуны убили нашего Царя-Батюшку и захватили над нами власть, — говорила слепенькая Пелагея Рязанская, — они под видом немцев, поляков, русских захватили все богатство России, чтобы удушить православный люд, чтобы истребить Церковь.
24. Когда умру, — сказала она, — народится антихрист.
25. Пелагея Рязанская говорила, что Епископы Российской православной Церкви отступят от истины православной веры, не будут верить пророчествам о воскресении России! Для обличения их будет воскрешён из мертвых преподобный Серафим Саровский.
26. Блаженная Пелагея прозорливая предсказывала, что антихрист объявится из Америки. И ему поклонится весь мир, кроме царской православной церкви, которая сначала будет в России! А потом Господь подаст своему малому стаду победу над антихристом и его царством.
27. И, наконец, последнее ее предсказание:
Пелагия Рязанская указывала, что антихрист во всем мире будет царстWowать 8 месяцев до того момента, как Господь Бог откроет в России Своего Избранника – Царя-победителя
Рассудите сами.
Это предсказание Вы найдете в «Воспоминаниях раба Божия Петра о блаженной старице Пелагеи Рязанской». Записал и составил К. В. П. 1996, Крестовоздвижение Текст был напечатан в журнале «Жизнь вечная» N 18 за 1996 г.
Источник: terrao.livejournal.com
Пелагия Антиохийская: пять правил спасения от преподобной
Любительница дорогих украшений и ярких нарядов, обласканная вниманием мужчин и завистью подруг, она взошла по пути от стяжания красоты телесной к поиску истинного сокровища в своем сердце. Рассказываем о разительных переменах, произошедших в жизни девушки Пелагии, красавицы из Антиохии, ставшей великой христианской святой.
Все можно изменить
Иногда мы опускаем руки в деле спасения души, думая, что нам уже ничто не поможет. «Вот такая я», – вздыхает дама, выбирая движение по течению жизни вместо духовной брани. Конечно, у каждого свой характер и внутренний ресурс, но это не значит, что нужно пустить вопрос о вечной жизни на самотек. Если приходят мысли о Боге, смысле жизни, возникает чувство покаяния или тяга к вере – не нужно от этого отгораживаться мыслями о своей безнадежности в духовном смысле. Всему свое время. Главное – начать и ежедневно, маленькими шажками, приближаться к Богу.
Главное – начать и ежедневно, маленькими шажками, приближаться к Богу
Пелагия Антиохийская была блудницей, имела множество поклонников, заботили ее только украшения, дорогие одежды, шумные пиры и внимание мужчин. Однако и ее принял Господь, а Пелагия, в свою очередь, смогла кардинально изменить образ жизни и достигнуть святости.
Заботьтесь о душе как о теле
Апостол Павел называл тело храмом души, и справедливо: как можно заботиться о душе, если не уделяешь должного внимания телу? Наверное, в случае с монахом, избравшим отстраненность от мирского, такая логика понятна. Но мирской человек не может не заботиться о своем здоровье и внешнем виде. Кроме того, принцип «внимания телесного» очень хорошо, особенно при его тщательности, можно перенести на заботу о душе. Если мы учимся говорить о вечном современным языком, попробуйте для себя лично (да будет эта практика полезной!) провести параллель между используемыми продуктами бьюти-индустрии и инструментами спасения души.
Между прочим, Илиопольский епископ Нонн так и рассуждал. Он приехал на Собор в Антиохию, вышел после службы на проповедь и заметил группу молодых людей, среди которых была потрясающе красивая Пелагия. Все отвернулись, а Нонн смотрел и восхищался. Знаете, что он сказал? «Разве не понравилась вам красота этой женщины и ее наряд? А я многому научился от нее.
Она поставила своей целью нравиться людям, и, как вы думаете, сколько часов употребила она на украшение себя, на заботу, чтобы показаться красивее других женщин в глазах своих почитателей ? Н а Страшном Суде ею осудит нас Господь, потому что мы, имея на Небе бессмертного Жениха, пренебрегаем состоянием своей души. С чем мы предстанем перед Ним?»
Обличайте и воодушевляйте себя
Духовная жизнь может начинаться с двух маршрутов, которые впоследствии переплетаются: самообличения и самовоодушевления. Первое приходит при осознании собственных грехов. Открывая в себе духовные несовершенства, происходит процесс очищения и понимания, что есть подлинная ценность жизни.
Но пребывать в состоянии укорения себя нон-стоп далеко не всегда полезно, особенно новоначальным. Христос ведь Свою знаменитую проповедь наполнил словами о блаженстве, о высшей форме счастья. И логика такова, что покаяние, то есть очищение от греха, приближает нас к тому самому счастью, о котором полезно размышлять, и давать заряд энергии тем, кто рядом.
Покаяние, то есть очищение от греха, приближает нас к счастью
Епископ Нонн, увидев тогда на площади Пелагию, целую ночь молился о ней. Вскоре она, ведомая невидимой силой, пришла на службу, увидела бездну грехов, пришла к Нонну и попросила крестить ее. «Грехи мои многочисленнее песка морского, и не достанет воды в море, чтобы омыть мои скверные дела», – сокрушалась Пелагия. А что Нонн? Пообещал ад вчерашней блуднице и первой красавице Антиохии? Нет, он утешил девушку, посоветовав уповать на милосердие Божие, чтобы не впасть в уныние.
Молитва о человеке – это прекрасно. Но как существа телесные мы испытываем нужду в необходимости удовлетворять базовые биологические потребности. И нехватка питания, денег, должного лечения очень серьезно бьет по качеству жизни, особенно так называемых незащищенных слоев общества. Христиане же, подражая Спасителю, всегда были образцом милосердия и человеколюбия.
И делали добро каждому нуждающемуся, как если бы это был Сам Спаситель. Не пренебрегайте милостыней, в каком бы объеме или форме она ни была преподана просящему или тому, кто по скромности не просит, но по-настоящему нуждается.
Когда Пелагия крестилась, то принесла все свои сбережения епископу Нонну. Архиерей посоветовал девушке раздать все накопления нищим со словами: «Пусть будет умно потрачено худо собранное».
Пост и молитва – наше все
Для верующего человека эта формулировка не является откровением, а сомневающийся может открыть для себя целый мир, встретившись с искусством «воздержания от зла» (постом) и «разговором с Богом» (молитвой). Первый навык позволяет познать себя, увидеть духовные несовершенства, научиться понимать силу и степень их влияния на себя, а со временем и при помощи Божией обуздать буйство страстей. Молитва же есть первое дело веры, потому как дает возможность разговаривать с Господом, получать от Него благодать для полноценной жизни и идти путем спасения души.
Пелагия Антиохийская, приняв крещение и раздав имущество, решила начать новую жизнь. Перемены были настолько радикальными, что она удалилась в монастырь, затем затворилась в своей келье на Елеонской горе, где провела годы в строгом покаянии, посте и молитве. А сегодня мы молимся преподобной Пелагии о ее ходатайстве за нас пред Богом в деле спасения наших душ.
Источник: monastery.ru
Пелагианство
Пелагиа́нство — еретическое учение, связанное с именем и воззрениями еретика Пелагия, распространившееся в V в. на Западе, состоявшее, в частности, в отрицании подверженности людей скверне первородного греха как результата грехопадения прародителей, минимизировании значимости роли Божественной благодати (в православном значении этого слова) или даже в отрицании необходимости благодатной помощи человеку в деле его духовно-нравственного совершенства, в деле спасения (осуждено III Вселенским Собором).
Согласно одной точке зрения, Пелагий был монахом, а согласно другой — мирянином, который вел аскетический образ жизни. По разным оценкам, он происходил из Британии или Шотландии. Прибыв (ок. V – нач.
V в.) в Рим, Пелагий столкнулся с массовыми нарушениями Божественных заповедей римскими христианами, оправдывавшими свою нравственную распущенность духовной немощью, как следствием падения человека, в силу чего они-де и неспособны противостоять греху. Такой подход к самооправданию не соответствовал учению Церкви, которая хотя и утверждает, что человек не в состоянии избавляться от греховности и стяжать праведность исключительно собственными силами, однако настаивает, что он может и должен делать это в соработничестве с Богом, при содействии Божественной благодати. Возражая же оппонентам, Пелагий, вместо того чтобы встать на позицию Церкви, впал в крайность и стал учить тому, что грех преодолим для человека при условии, что сам человек желает не грешить. При этом он превознес личные возможности человека и обанкротил значимость благодати (в христианском понимании слова).
Богословие
В современном научном понимании под пелагианством подразумевается система еретических взглядов, близкая к системе взглядов Пелагия, однако не во всех своих компонентах и элементах соответствующая ей с детальною точностью. Что касается личных воззрений Пелагия, в значительной мере они отражены в его сочинениях: Толкования на послания апостола Павла, Послания к Деметриаде, к Целантии, к Ктесифону, Книжка о вере к папе Иннокентию, Книга о христианской жизни, Послание о девстве; а также сохранившиеся частично: («О вере в Троицу», «Избранные места из Божественных Писаний», «Защитительная записка», «О природе», «О свободном выборе», Послание к Ливании). Кроме того, отчасти воззрения Пелагия отмечены в богословских произведениях и документах, направленных на разоблачение его лжеучения.
В рамках пелагианства, грех, совершенный Адамом (и Евой) в раю (то есть по выражению блаженного Августина, первородный грех), рассматривается как его (их) личный грех, но не как грех, следствием которого явилась поврежденность человеческого естества, в результате чего все потомки первой человеческой четы (исключение – Господь Иисус Христос) стали рождаться склонными ко злу, и в результате чего человек стал смертным. Согласно пелагианству, влияние греха Адама на его потомков можно усматривать в том отношении, что он послужил для них негативным примером.
Что касается пелагианской позиции относительно причины смертности человека: человек изначально был создан смертным. Это означает, что все люди рождаются духовно здоровыми, в том состоянии, в котором пребывал Адам до грехопадения. Людям трудно творить добро потому, что они привыкли совершать грехи.
Телесная смерть не является последствием греха и существовала бы даже если Адам не согрешил. Слова Писания о смерти как о наказании за грех следует понимать в смысле смерти духовной, которой человек может избежать путем раскаяния в своих личных грехах и упражнения в добродетели. Добродетельная жизнь находится исключительно (или почти исключительно) во власти человека.
Понятие «благодать» представлено в пелагианстве иначе, чем в вероучении Церкви: не только как энергия Божья, но, в частности, и как особые дары Божьи, такие, например, как разум и свободная воля (естественная благодать). Согласно пелагианству, в Таинстве Крещения новопросвещенному христианину отпускаются уже совершенные личные грехи. При этом не отрицается и целесообразность крещения младенцев, ещё не совершивших личных грехов, так как новое рождение даруется им для того, чтобы они смогли войти в Царство Небесное.
Кроме того, пелагианская позиция порождала проблемы в сотериологии: исходя из положений пелагианства о неподверженности потомков Адама первородному греху, о возможности человека достигать нравственного совершенства путем личных усилий (без особого содействия Божия), нельзя объяснить целесообразность Воплощения, Крестных Страданий и смерти Сына Божия так, как это объясняется в рамках учения Церкви. В среде пелагиан были популярны творения свт. Иоанна Златоуста, который действительно придавал большое значение теме личной ответственности человека за грех, однако ссылки на его поучения со стороны пелагиан отнюдь не доказывали истинности их лжеучения.
История
История пелагианства началась в Риме, где Пелагий, по некоторым оценкам, действовал с 70 гг. IV в., и где он приобрел множество последователей, среди которых одним из наиболее ярких был Целестий. На рубеже IV и V вв.
Риме при них собрался кружок единомышленников, в который также входил некий Руфин Сириец, возможно оказавший влияние на взгляды Пелагия. В это время они начали вести богословские дискуссии, в том числе заочные, с блаженным Августином, самым известным противником пелагианства, создавшим в полемике с ним свое известное, хотя и спорное учение о предопределении. Сам Августин рассказывал о том, что особое неприятие Пелагия вызвала его цитата из книги «Исповедь»: «Дай то, что повелеваешь и повелевай, что хочешь». В ней Пелагий усмотрел отрицание учения о свободной воле человека. В это время Пелагий уже был вынужден защищать свои богословские идеи, которые наиболее полно выразил в сочинении «О природе».
В 410‑х гг. Пелагий и Целестий покинули Рим из-за опасности со стороны готов. В Латинской Африке Пелагий встречался с Августином, но вскоре отправился в Иерусалим, тогда как Целестий остался в Карфагене, желая стать пресвитером.
Здесь он продолжил свою проповедь, вызвав сопротивление диакона Павлина, представителя Медиоланской церкви, который подал епископу Карфагенскому Алипию жалобу, содержащую набор еретических мнений Целестия. В 411 г. там же в Карфагене состоялся церковный суд над Целестием, в результате которого он был лишен церковного общения.
Целестий объявил о своем желании апеллировать к римскому папе, однако вместо этого уехал на Восток, где принял пресвитерскую хиротонию в Эфесе и продолжил распространение своих взглядов. Возможно, в это время он поддерживал связь с находившимся в Палестине Пелагием. В разных концах Империи стали появляться группы их сторонников. Блаженный Августин не присутствовал на суде над Целестием, однако подробно прокомментировал рассмотренные там положения веры по просьбе карфагенского чиновника Марцеллина в обращенном к нему сочинении в трех книгах.
28 июля 415 г. в Палестине по инициативе блаженного Иеронима, критиковавшего учение о том, что человек может жить без греха, если захочет этого, под председательством Иоанна Иерусалимского состоялся собор против Пелагия. В соборе также участвовал представитель блаженного Августина Орозий.
Пелагию удалось оправдаться, признав тезис, что человек может быть без греха при помощи Бога, однако Орозий обвинил присутствовавшего переводчика в неверной передаче слов Пелагия. В декабре того же года против Пелагия выступали галльские епископы Герос Арелатский и Лазарь Акв Секстиевых.
На соборе в Диосполе (Лидде) Пелагию было предъявлено 29 тезисов, составленных при помощи этих епископов. Взгляды, сформулированные в этих тезисах, принадлежали как самому Пелагию, так и Целестию.
Пелагий был не склонен открыто излагать на соборе свои взгляды на природу благодати и смысл Таинства Крещения, а те положения, в авторстве которых его обвиняли, реинтерпретировал таким образом, чтобы они могли быть приняты участниками собора как православные. Отвечать за те положения, которые принадлежали не ему, а Целестию он отказался, но анафематствовал в этих тезисах все то, что вызывало неприятие участников собора.
Таким образом Пелагий избежал осуждения, что вызвало неприятие со стороны блаженного Августина и его сторонников, которые стали добиваться рассмотрения взглядов Пелагия в Риме. В качестве подготовительных мероприятий в 416 г. были проведены соборы в Карфагене и Милеве, где Пелагий и Целестий были осуждены как еретики на основании обвинительной записки галльских епископов.
Папа Иннокентий I 27 января 417 г. признал это решение, сообщив о прочтении сочинения Пелагия «О природе» и отметив, что пелагиане не признают учение о испрашиваемой в молитвах и ежедневно подаваемой благодати и отрицают необходимость крещения для спасения младенцев. Пелагий отправил в Рим апелляцию, которая была доставлена в туда уже после смерти папы Иннокентия (папой после него стал Зосима).
Также в Рим лично прибыл Целестий, изгнанный в результате папского решения епископом Аттиком из Константинополя. Папа Зосима добился от Целестия признания осуждения всех положений, признанных Иннокентием еретическими, после чего принял его в общение с Церковью, о чем и сообщил африканским епископам в письме от 21 сентября 417 г. Пелагий был оправдан заочно на основании своей апелляции, в которой он касался основной тематики споров предельно кратко, что давало возможность как православного, так и пелагианского толкования его взглядов.
Это способствовало распространению пелагианства, которое в это время стал исповедовать такой известный сторонник данной ереси, как Юлиан Экланский. Африканские епископы не согласились с этим решением, подтвердив осуждение в 417 г. на соборе в Карфагене, добившись изгнания пелагиан из Рима указом императора Гонория и, наконец, созвав 1 мая 418 г. в Карфагене представительный собор более чем 200 епископов, издавший 9 антипелагианских канонов, из которых каноны 1–3 были направлены против непризнания учения о первородном грехе, 4–6 — против отрицания необходимости благодати для совершения добрых дел и сведения ее значения к научению вере и праведности, 7–9 — против точки зрения, согласно которой существуют «безгрешные» святые.
Эти каноны вошли в западные и восточные канонические сборники. Исключение составил опущенный составителями сборников 3 канон, в котором осуждалось учение о некоем среднем состояние некрещеных младенцев. Вскоре после собора папа Зосима изменил свою позицию. В 419 г. блаженный Августин в сочинении «О благодати Христовой и первородном грехе» подвел итог этому этапу полемики с пелагианами. Однако его собственное учение о благодати, сложившееся в ходе пелагианских споров, также вызвало недоумение многих современников, из-за чего дискуссии продолжились.
Группа италийских епископов во главе с Юлианом Экланским не согласилась с решением папы Зосимы. Они продолжали считать нынешнюю природу человека благой и обладающей самостоятельной способностью совершенствоваться.
Юлиан, не разделяя во всей полноте взгляды Целестия, признавал взаимодействие свободной воли человека и благодати Бога в деле спасения и соглашался с необходимостью крещения младенцев, однако критиковал и учение Августина о первородном грехе и его точку зрения, согласно которой крещение младенцев совершается также как и у взрослых во оставление грехов. Также в ходе полемики Юлиан обвинял Августина в том, что тот считает законный христианский брак делом диавола. Юлиан Экланский выступал с обвинениями и против Римской кафедры, поэтому новый папа Бонифаций обратился к Августину с просьбой ответить Юлиану. В результате между ним и Юлианом начался заочный спор, продолжавшийся до смерти Августина. В этот период были написаны сочинения Августина «Против двух писем пелагиан», «О браке и вожделении», «Против Юлиана», «Незавершенный труд против второго ответа Юлиана», содержащие подробный разбор трудов Юлиана.
В Латинской Африке письмо Августина пресвитеру Сиксту (будущему папе) вызвало недоумение адруметских монахов. В нем они увидели противоречие с представлением о необходимости подвижнической жизни для спасения, однако в итоге удовлетворились данными в дальнейшем пояснениями Августина.
Оппозиция Августину и защищавшему его позицию Просперу Аквитанскому сложилась в монашеской среде Галлии. Именно эти участники спора из числа монахов получили в дальнейшем название «полупелагиан», которое по традиции употребляется до сих пор. В монастыре св.
Виктора в Марселе произведение Августина «Об упреке и благодати» было воспринято как изложение манихейского учения о доброй и злой природах. Настоятель этой общины, Иоанн Кассиан Римлянин, был противником пелагианства, указывая на совпадение его с несторианством во взгляде на Иисуса Христа как на простого человека, явившего пример совершенствования. Он признавал существование первородного греха и необходимость для спасения внутреннего воздействия благодати, но отвергал радикальные взгляды Августина о том, что все необходимое для спасения человека является только результатом действия благодати.
В 428 г. Константинопольским епископом стал осужденный впоследствии как еретик Несторий. В связи с этим, пелагиане, включая Юлиана и Целестия появились в столице, стремясь к воссоединению с Церковью. Несторий, хотя и был не вполне согласен с их богословскими взглядами, тем не менее вступил по этому поводу в переписку с папой Целестином.
В итоге пелагиане так и не добились принятия в общение с Церковью и были изгнаны из столицы императором Феодосием II. Папа же Целестин добился осуждения пелагианства на Третьем Вселенском Соборе на заседаниях под председательством святителя Кирилла Александрийского. На Западе пелагиане продолжали существовать в отдельных общинах до конца V в. Что же касается взглядов на роль благодати в деле спасения блаженного Августина, то полемика относительно этих взглядов в Галлии продолжалась вплоть до 529 г., когда сторонники блаженного Августина одержали верх на соборе в Аравсионе.
Источник: azbyka.ru